Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Виды монополии




Вопрос 2.Чистая монополия

Чистая монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке, определяет цену, не допускает в отрасль конкурентов. Это означает, что один хозяйствующий субъект предлагает контрагентам принимать решения на выгодных для себя условиях. Чистая конкуренция и чистая монополия полярно противоположны друг другу. Монополия означает, по сути, отсутствие конкуренции. В современных условиях в развитых странах в пределах 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии.

Основные признаки монополизма:1) одна фирма является продавцом продукта, 2) заменители товара отсутствуют, 3) фирма представляет всю отрасль, 4) вхождение на рынок заблокировано, 5) ценообразование полностью контролируется монополией.

Препятствием на пути новых фирм на рынок являются входные барьеры: 1) наличие у «фирмы-старожила» исключительных прав (лицензии, аттестация); 2) наличие собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы; 3) авторские права и патенты; 4) эффект масштаба; 5) нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников и др.).

Если на рынке устанавливается господство одного покупателя, используют термин «монопсония». И монополист, и монопсониста используют рынок в своих интересах и устанавливают контроль над ценами. Например, в районе единственное предприятие, выпекающее хлебо-булочную, является монополистом на рынке хлебобулочной продукции, а единственное действующее предприятие в маленьком городе является монопсонистом на рынке труда (самый крупный покупатель рабочей силы). Вся хозяйственная деятельность концентрируется в руках одной фирмы, а производимая ею продукция занимает доминирующее положение на рынке. Действия монополиста: 1) намеренно сокращает количество своих продаж; 2) создает искусственный дефицит на рынке; 3) добивается повышения цены. Монопсонист: 1) уменьшает закупки у своих поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера, рабочей силы), 2) создает для них искусственные трудности сбыта, и 3) т.о. снижает закупочные цены и издержки.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и т.п.). Например, производство медицинских препаратов, продажа оружия и т.д.

Естественные монополии - отрасли, основанные на владении уникальными природными ресурсами. В этом случае обеспечение потребности рынка одной компанией более эффективно. Н-р, электрические и железнодорожные компании, водо-, газоснабжение и т.д. Им предоставляются государственные привилегии, но и осуществляется гос.контроль за их деятельностью.

Открытая (случайная) монополия: фирма на некоторое время становится единственным поставщиком экономического блага без какой-либо специальной защиты от конкуренции, т.к. предлагают новую продукцию.

Организационная монополия - крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью проведения единой ценовой и маркетинговой политики. Создаются путем концентрации и интеграции производства. Чем сильнее концентрация производства и меньше предприятий, тем легче оставшимся субъектам координировать свою деятельность. Поэтому возникает возможность и необходимость создания монополистических союзов с целью их совместного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.