Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Максимизация прибыли чистого монополиста




Основные формы монополистических союзов

 

Форма монополии Предмет соглашения Отраслевая принадлежность Самостоятельность входящих звеньев Примечание
Концерн Контроль за ценами и рынком Одна или несколько с тесной производственной зависимостью Формальная, жесткий контроль возглавляющего органа постоянно
Консорциум Объединение капиталов для решения задач, требующих огромных финансовых средств Разная, производственный и банковский капитал полная временно
Конгломерат Контроль рисков Разные теряется Результат слияния и поглощения
Картель Цена, объем производства, территориальный раздел рынка Одна полная постоянно
Синдикат Совместный сбыт, обеспечение сырьем, цены, торговые квоты, реализация крупномасштабных проектов Одна Коммерческая теряется, юридическая и производственная сохраняется Значение утратил
Трест Совместный сбыт, обеспечение сырьем, цены, торговые квоты Одна или несколько теряется Значение утратил

Монополист может повышать цену, но не может устанавливать объем спроса, т.к. спрос на его продукцию – это отраслевой спрос. Следовательно, для того чтобы продать дополнительное количество экономических благ, необходимо снижать цену. Монополист не станет снижать цену при неэластичном спросе.

В ходе ценообразования монополист действует в условиях некоторых ограничений:

- цены не могут быть ниже издержек;

- спрос на продукцию ограничен совокупным спросом;

- если монополист снижает цену, то должен продать всю продукцию по одной цене всем потребителям, поэтому предельный доход меньше цены.

Монополист выбирает такую комбинацию «цена-количество», которая приносит максимальную прибыль и способна удержаться подольше. Эта проблема может решаться двумя способами.

1) Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС). Прибыль становится максимальной, когда разница между общим доходом и общими издержками максимальна.

2) Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Равновесие наступает тогда, когда МС = Р, а цена совпадает с предельным доходом Р = MR, т.е. МС = MR = P.

Такое состояние называется точкой Курно. Антуан Курно, французский математик и экономист, в книге «Исследование математических принципов теории богатства» предложил первую в истории науки (1838 г.) модель максимизации прибыли монополистом. Монополист может расширять производство, пока (MR - МС)>0. Максимальная прибыль достигается, когда общий доход превышает общие издержки на максимальную величину. Пока (MRМС) > 0, фирма может расширять свое производство. Цена монополиста Р > MC > MR. Снижать цену выгодно до тех пор, пока предельный доход не станет равным предельным издержкам MR = MC.

Равновесие фирмы MR = MC достигается при таком объеме продаж, когда (MR=MC) < АС < Р. Такая цена обеспечивает монополисту получение сверхприбыли.

В условиях чистой монополии при любых ценах покупатель приобретает товар, поэтому ЧМ по природе несовместима с убытками. Если MR < AVC, минимизация убытков достигается через закрытие фирмы. В краткосрочном периоде ЧМ может сознательно пойти на убытки, чтобы 1) разорить конкурентов; 2) сделать отрасль непривлекательной для потенциальных конкурентов, желающих войти в отрасль;3) снижение покупательского спроса по независящим от монополии причинам (падение совокупного спроса на рынке автомобилей из-за финансово-экономического кризиса).

Эти правила действуют как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде:

1) Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Невозможно одновременно и установить высокую цену и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Поэтому цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем в краткосрочном периоде.

2) Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли.

Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение выпуска продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.