Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Омск – 2006




Клас

Клас (class) у мові UML служить для позначення множини об’єктів, які мають однакову структуру, поведінку і відношення з об’єктами інших класів. На діаграмі клас зображують у вигляді прямокутника, який додатково може бути розділений горизонтальними лініями на дві чи три секції (рис. 3.40). В цих розділах можуть вказуватись ім’я класу, атрибути (змінні) і операції (методи). Інколи в графічному зображенні класу додається четверта секція, яка містить описання виключних ситуацій.

 

Обов’язковим елементом позначення класу є його ім’я. на початкових етапах розробки діаграми клас може позначатись простим прямокутником з вказуванням тільки його імені (рис. 3.40, а). В подальшому діаграми описання класів доповнюються атрибутами (рис. 3.40, б) і операціями (рис. 3.40, в).

Щоб відрізнити клас від інших елементів мови UML, секцію атрибутів і операцій виділяють горизонтальною лінією, навіть якщо вона є порожньою. На рис. 3.41 наведені приклади графічного зображення класів на діаграмі класів. В першому випадку для класа «Прямокутник» (рис. 3.41, а) вказані тільки його атрибути – точки на координатній площині, які визначають його місцеположення. Для класу «Вікно» (рис. 3.41, б) вказані тільки його операції (показати(), скрити()), секція атрибутів залишена порожньою. Для класу «Рахунок» (рис. 3.41, в), крім операції перевірки кредитної карточки зображена четверта секція, в якій вказано виключення – відмова від обслуговування простроченої кредитної карточки.

Ім’я класу

Ім’я класу повинно бути

 

 


УДК 330.101.542

ББК 65.018.5

 

 

Ореховский П.А. Современные проблемы экономического роста (конспект лекций). /Омский государственный университет. – Омск: ОмГУ, 2006. – _____ стр.

 

ISBN 5-89657-039-2

 

Рецензент:

доктор экономических наук, профессор Олег Викторович Бургонов

 

Автор: Ореховский Петр Александрович,

доктор экономических наук, профессор

 

Конспект лекций представляет собой материалы авторского спецкурса, прочитанного для студентов ОмГУ, СПбГУ, Алтайского государственного технического университета. Рассматриваются классические, неоклассические и институциональные модели экономического роста, сбалансированность роста в долгосрочном и краткосрочном периодах. Выделяются взаимосвязи экономического роста и типов НТП, бедности, налогообложения, международной торговли. Характеризуются основные методологические проблемы изучения экономического роста.

Рекомендуется студентам, аспирантам и преподавателям, специализирующимся на изучении современных течений экономической теории.

 

© Ореховский П.А., 2006 г.

 


 

Необходимое предисловие 5

Раздел I. Модели экономического роста 6

Лекция 1. Модель Р. Солоу: инвестиции, население, технический прогресс 6

1.1. Накопление капитала 6

1.2. Уровень фондовооружённости и Золотое правило 11

1.3. Рост населения. Научно-технический прогресс 14

1.4. Расчёты источников экономического роста. Сбережения, рост и экономическая политика 17

Влияние модели Солоу на взгляды современных российских экономистов 20

Лекция 2. Классическая модель: Д. Рикардо и К. Маркс 22

2.1. Теория хлебных прибылей или зерновая модель 22

2.2. К. Маркс: эксплуатация, закон всеобщего накопления и схемы расширенного воспроизводства 24

Формы эксплуатации и закон всеобщего накопления 25

Модели простого и расширенного воспроизводства 29

Замечание о связи классических и неоклассических моделей экономического роста 31

Лекция 3. Эволюционная экономика 32

3.1. Р. Нельсон и С. Уинтер: понятие рутины. Имитация и стохастика 32

Пример разницы подхода в анализе: энергосбережение и нефтяная конъюнктура 36

3.2. Ю.В. Яременко: многоуровневая экономика. Эффекты замещения и компенсации 37

Неоднородность ресурсов. Качественные и массовые ресурсы 37

Процессы компенсации и замещения 39

Хозяйственные уровни и межуровневые взаимодействия 41

3.3. С.Ю. Глазьев: теория экономических укладов 43

Заключительное замечание: структурные сдвиги как основная причина экономического роста 48

Раздел II. Общее равновесие и экономический рост 49

Лекция 4. Равновесие по Вальрасу – Маршаллу и проблема экономических циклов 49

4.1. Товары и деньги. Количественная теория денег. Равновесие обмена. 49

4.2. Равновесие производства. Циклы Китчина, Жуглара, Кузнеца, Кондратьева 56

4.3. Модель межотраслевого баланса и ее значение 59

4.4. Отраслевое равновесие: влияние эластичности 62

Лекция 5. Модель IS-LM. Вынужденная безработица. Невальрасовские равновесия 65

5.1. Кейнсианский крест и построение модели IS-LM 65

5.2. Вынужденная безработица и модель IS-LM 69

5.3. Противоречия модели IS-LM и невальрасовские равновесия 75

Лекция 6. Теория экономического развития Й. Шумпетера 83

Советский и западный механизмы разработки и внедрения технических инноваций 86

Раздел III. Введение в институциональные проблемы экономического роста 90

Лекция 7. Неоклассическая парадигма и институционализм. Введение в теорию контрактов 90

7.1. Нереалистичность и противоречивость основных гипотез неоклассики 90

7.2. Типы контрактов 92

Лекция 8. Кривая Лэффера. Дискуссии о влиянии налоговой политики на экономический рост. Права собственности 96

8.1. Кривая Лэффера как институциональный миф 96

8.2. Типы систем финансовых изъятий и дополняющие их экономические мифы 99

8.3. Концепция прав собственности 101

Лекция 9. Бедность, распределение доходов и экономический рост. Теневая экономика 104

9.1. Г. Мюрдаль: требование смягчения неравенства 104

9.2. Э. де Сото: альтернативные оценки роли теневой экономики. Концепция капитала по де Сото 106

Лекция 10. Фирма как иерархия. Ф. Фукуяма: доверие и структура национальной экономики. Роль «третьего сектора» 112

10.1. Причины, определяющие величину транзакционных издержек 112

10.2 Доверие. Значение сектора некоммерческих организаций 114

Раздел IV. Экономический рост и внешнеэкономические связи 118

Лекция 11. Внешнеэкономические расчеты 118

11.1. Платежный баланс 118

11.2. Валютные курсы 120

Лекция 12. Теория международной торговли Хекшера-Олина и её противоречия 122

12.1. Абсолютное и сравнительное преимущества 122

12.2. Кривые производственных возможностей, альтернативные издержки и кривые предложения 124

12.3. Теория Хекшера – Олина 126

12.4. Условия торговли. Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли. Распределение доходов 128

Лекция 13. Модель Манделла-Флеминга 131

13.1. Модель малой открытой экономики 131

13.2. Абсолютная мобильность капитала в условиях фиксированных валютных курсов 135

13.3. Абсолютная мобильность капитала при плавающих валютных курсах 137

Раздел V. Методологические проблемы 141

Лекция 14. Предмет и методы исследования в различных парадигмах экономической теории 141

14.1. Классическая парадигма и современные микро- и макроэкономика. Институционализм 141

14.2. Экономическое время и экономические законы. Значение рефлексивности 145

14.3. Экономические системы. Морфологический и стадиальный подходы к их изучению 148

Литература 153

 


Необходимое предисловие

 

Впервые этот курс я прочёл осенью 1997 г. студентам экономического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета по приглашению д.э.н., профессора В.Т. Рязанова. Тогда он назывался «Невальрасовские равновесия», и речь шла о состоянии различных экономических систем в краткосрочном периоде, а также в институциональных рамках, обеспечивающих устойчивость тех или иных типов равновесия.

С 1998 г. я регулярно читаю этот курс для студентов факультета международного бизнеса Омского госуниверситета, а с 2002 г. – ещё и для студентов Алтайского государственного технического университета специальности «Финансы и кредит». К сожалению, структура отечественных учебников экономической теории, устоявшаяся за последние двенадцать лет, сравнительно мало внимания уделяет не только проблемам экономического роста, но и проблемам равновесия по Вальрасу, не говоря уже об экономических циклах. В результате курс подвергался неоднократному переформатированию, и первоначальный материал занимает в нём сравнительно небольшое место. В какой-то мере постановка проблем уступила место дидактике, дополнению (а где-то, наверное, и повторению) пройденного.

 

Курс преследует две основных цели:

Ø показать ограниченность и противоречивость «мейнстрима», в какой-то степени изменить «формат взгляда» студентов на экономическую теорию;

Ø дополнить пройденное студентами в курсе экономической теории, обеспечив более глубокое понимание логических связей микро-, макроэкономики, истории экономических учений, институционализма. Последнее имеет и сугубо практическую цель лучшей подготовки студентов к государственному экзамену по избранной специальности.

 

Надо сказать, что чтение данного курса заставляет меня периодически отвлекаться от других занятий, связанных, прежде всего, с муниципальной тематикой и чтением финансово-экономических дисциплин. Несмотря на связанное с этими отвлечениями неудобства, возвращение к проблемам экономической теории позволяет сохранять широту взгляда. Вдобавок общение с молодыми людьми, не подозревающими о существовании нерешённых проблем экономической теории, в процессе чтения лекций весьма тонизирует. Подготовка данных «Конспектов…» призвана в какой-то мере облегчить восприятие лекционного материала.

 

Настоящим выражаю свою признательность всем коллегам, чьи приглашения и организационные усилия сделали появление данной книжки, да и самих лекций возможным. Это, в первую очередь:

Ю.П. Дусь – декан факультета международного бизнеса Омского государственного университета;

А.С. Книга – зав. кафедрой финансового менеджмента Алтайского государственного технического университета;

В.Д. Чухломин – зав. кафедрой международных экономических отношений ОмГУ в 1998-2003 гг., в настоящее время научный сотрудник одного из австралийских университетов.

 

 


Раздел I. Модели экономического роста

 

Лекция 1. Модель Р. Солоу: инвестиции, население, технический прогресс

 

Модель Солоу показывает, как сбережения, рост населения и технологический прогресс воздействуют на рост объема производства во времени. Кроме того, она позволяет определить, как экономическая политика может повлиять на уровень жизни и его рост[1].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.