КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся в развитых странах (состояние и проблемы)
СОВРЕМЕННЫЙ МИР ПРОФЕССИЙ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ. Принципы профориентации 1. Сознательность. Этот принцип основан прежде всего на хорошем знании профессии и себя. 2. Самостоятельность. Окончательное решениев выборе профессии остается за школьником. 3. Свобода выбора профессии с учетом потребностей и индивидуальных особенностей. Свобода как осознанная необходимость. Это не имеет ничего общего со стихийностью. В организации ПО существуют диагностический и воспитательный аспекты. Диагностический предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда (анкеты, тесты, приборы и т.д.). Воспитательный предусматривает разработку мероприятий, направленных на усиление трудового воспитания школьников и привития им любви по избранной профессии. Лекция №2 В большинстве развитых стран действуют разнообразные по функциональным обязанностям службы ориентации учащихся, имеющие различную направленность, в частности, профориентационную, психологическую, медицинскую, информационную и др. Конкретные задачи и содержание их деятельности во многом обусловлены ведомственной принадлежностью. Характерно, что там, где выбор профессии не рассматривается как непосредственная проблема школы, службы ориентации находятся чаще в ведомстве Министерства труда. В том случае, когда подготовка решающего для профессионального будущего выбора осуществляется в школе, в процессе обучения, они подчинены Министерству образования. Встречаются и другие варианты. Например, английские службы трудоустройства, как правило, приписаны одновременно к тому и другому министерству. В последние годы произошли значительные изменения в подходах к определению компетенции, роли, конкретных функций специалистов по ориентации, которые все более рассматриваются с точки зрения новой концепции, трактующей выбор профессии как «постепенный процесс взросления». Сотрудники внешкольных служб ориентации дорожат своей автономностью и административной независимостью по отношению к учебным заведениям. Во-первых, это способствует, по их мнению, повышению компетентности специалиста. Во-вторых, является определенной гарантией объективности принимаемого решения. В Западной Европе распространен подход, в соответствии с которым ориентация является «многодисциплинарной или даже междисциплинарной деятельностью». Она тесно связана, прежде всего, с психологией, физиологией, педагогикой, экономикой, политикой, социологией, активно использует в своей практике элементы этих наук. В ряде стран (США, Англия, Франция, Испания и др.) особо акцентируется психологическая функция специалиста по ориентации. Считается, что именно в использовании психотехнических средств и результатах тестирования и заключается своеобразие его деятельности, особая роль в процессе изучения личности учащихся, определении учебных и профессиональных перспектив. Такой подход во многом связан с историческими корнями профориентации, которая, как известно, выделилась из практической психологии и заимствовала многие ее методы конкретной практикой подготовки советников – консультантов, в которой психология также занимает приоритетное место. В ряде стран, например во Франции, Германии, данные, полученные в процессе изучения учащихся, заносятся в психологическое досье, которое открывается на каждого школьника в последнем классе начальной школы и хранится в центре ориентации. Существуют различные модели такого личного дела, основанные на практическом опыте специалистов. Как правило, в него заносятся следующие сведения: ребенок в семье, в школе, данные о его медицинских и психологических обследованиях и т. п. В случае необходимости заводят дополнительное досье, которое более полно отражает определенные этапы в жизни учащегося; физиологические данные (зрение, слух, двигательные функции, стадия полового созревания, утомляемость, болезни и т. д.), сведения об умственном развитии (память, уровень и специфические черты интеллекта, специальные способности), об успеваемости, характере (отношение к учебе, к успехам и неудачам, взаимоотношения с родителями, учителями, товарищами по классу). Личные дела постепенно заполняются информацией и позволяют специалисту строить прогнозы относительно дальнейшего учебного и профессионального пути школьников. По существующим в большинстве стран правилам психологическое досье является конфиденциальным и доступ к нему имеют лишь сотрудники центра. В США работу по профориентации проводят консультанты, включенные в штат школы (в среднем один специалист на 400 подростков). Одна из важных их функций – участие в осуществлении общенациональной программы «Образование для карьеры». Проблемы роли и статуса советника по ориентации, профпригодности и особенностей его деятельности широко дискутируются в современном мире, в ее оценках имеются существенные расхождения. Лекция №3
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |