![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональное самоопределение личности
Положение человека в обществе, его трудовая и личная жизнь тесно взаимосвязаны с отношением к себе и своей деятельности. Внутренний мир человека и система представлений о себе. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Мысленный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием, т.е. мысленный образ «Я». Совокупность всех представлений человека о себе, включая их оценку составляет «Я – концепцию» индивида. Представление человека о самом себе не всегда актуально, хотя, как правило, кажется ему верным, что далеко не всегда объективно и другие люди не всегда с этим согласны. «Я - концепция» выступает в роли «внутреннего фильтра», определяющего характер восприятия человеком любой ситуации, в том числе и представление личности о жизни, ее ожидания. Существует два вида «Я – концепции»: - позитивная (самоуважение, достоинство и т.д.); - негативная (серьезные затруднения в общении и деятельности). Каждый человек сознательно или неосознанно стремится к максимальной внутренней согласованности между «Я – концепцией» и своим реальным поведением. Обратный процесс (рассогласование) приводит к психологическому дискомфорту, потере равновесия. Понятие«Я - концепция» тесно связано с самооценкой индивида, его уровнем притязаний. Самооценка – это осознание своих умственных и физических сил, поступков, поведения, отношения к самому себе. Она бывает: 1. Заниженная – не уверен в себе, испытывает чувство тревоги и робости, акцентирует внимание на неудачах. 2. Завышенная – преувеличение своих возможностей, знаний, успехов и т.д. 3. Адекватная – объективная оценка своих качеств, способностей, поведения, внешнего облика. Неверная оценка своих сил, способностей может привести к ошибочному выбору профессиональной деятельности. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентация и профконсультация - это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется «психологией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера - это «определенная последовательность и комбинация ролей» которые человек выполняет в течение своей жизни» (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции. Основные задачи профессионального самоопределения. Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1. информационно-справочные, просветительские; 2. диагностические (в идеале - помощь в самопознании); 3. морально-эмоциональная поддержка клиента; 4. помощь в выборе, в принятии решения. Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1. проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2. проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3. постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом). Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.). Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает). Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. 1.3. Типы и уровни профессионального самоопределения Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте». Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие: Для профессионального самоопределения характерны: а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); б) для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). Для жизненного самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. 3. Для личностного самоопределения характерны: а) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является...Личностью»); б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |