Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуизм 7 страница




Своего зенита индийская цивилизация достигла во времена правления Чандры Гупты II (375-415), двор которого славился как самый блестящий и утонченный. Он собрал вокруг себя «девять жемчужин» - выдающихся представителей различных видов искусств, включая прославленного санскритского поэта-драматурга Калидасу. По существу, это был период расцвета общеиндийской культуры, справедливо называемый «золотым веком» в истории Индии. Именно в этот период и сложился классический индуизм: были составлены основные тексты религиозных законов, в целом завершена редакция Махабхараты и Рамаяны и создана богатая пураническая литература.

Доминантой длительного и сложного процесса становления сводно-синтетических основ индуизма было постепенное преодоление эзотерического характера ведийско-брахманистских принципов древнеиндийской культуры. Конечно, на высшем уровне религиозной системы индуизма ученые брахманы, аскеты и йоги сохраняли и развивали тайный смысл их доктрин со всеми присущими им абстракциями, теориями и практикой достижения спасения и освобождения. Но главным направлением эволюции в процессе становления индуизма было иное: доступная массам религиозная доктрина возникла в ходе переработки, а подчас примитивизации и вульгаризации древних философских теорий и метафизических построений. В итоге древние ведийские принципы, которые были переломлены сквозь призму мифо-поэтического восприятия и обогащены неарийскими и доарийскими верованиями, божествами и домашними обрядами, в упрощенном виде стали доступными для всех. Народный индуизм воспринял представления о карме с ее этической основой, о святости вед, он не отказался от идеи аскезы с представлением о сверхъестественных возможностях тапаса. Однако все это было до предела упрощено, что наиболее заметно на примере трансформации пантеона божеств.

Большинство ведийских богов ушло в прошлое, и только немногие из них, да и то в основном из-за упоминания в мифах и эпических сказаниях, сохранились в памяти народа. Не сумела их заменить и идея брахманизма о безличностном Абсолюте-Брахмане вследствие метафизичности и абстрактности его образа. Идея о Брахмане и атмане продолжала жить в умах религиозно активных групп населения, и достижение освобождения посредством слияния атмана с Брахманом по-прежнему оставалось целью жрецов-брахманов, аскетов-тапасья и йогов. Однако подавляющая часть народа не могла воспринимать и тем более любить такое абстрактное божество, восхищаться им, уповать на его помощь и зримо представлять себе его силу, власть и возможности – слишком далеким от людей был безличный Брахман. Поэтому в индуизме получает развитие учение о двух состояниях Абсолюта-Брахмана – непроявленном (ниргуна) и проявленном (сагуна). В своем непроявленном состоянии Брахман как Высшая Реальность вечен, неизменен, непознаваем, пребывает вне формы и качеств (ниргуна) и лежит в основе всего сущего. С этой точки зрения мир есть Брахман – ведь все сущее имеет в Брахмане свой источник и, следовательно, все содержит в себе частицу Брахмана. Присутствуя во всем, Брахман может проявляться в бесчисленном количестве форм и во множестве божеств, каждое из которых отражает часть неисчерпаемого характера вечного и неизменного Брахмана, один из неограниченного числа его аспектов. Большинство индусов поклоняется одному из верховных божеств индуистского пантеона как монотеистическому личному Богу, проявленному Брахману – высшему, трансцедентному, вездесущему и всезнающему, который творит космос, поддерживает его существование, а в конце времен разрушает его, который открывает себя людям и может спасти их своей милостью.

Проблема того, как безличный и неактивный Абсолют-Брахман становится активным персонифицирующим божеством - богом или богиней - создающим и поддерживающим вселенную, считается в индуизме интеллектуально неразрешимой. Отношения между проявленными, т.е. обладающими формой и качествами (сагуна) богами и богинями, и непроявленным, вне формы и качеств (ниргуна) Брахманом традиционно сравниваются в индуисмтских текстах с солнцем и его лучами. Бесконечное множество солнечных лучей имеет один общий источник – солнце, на которое человек не может попасть, чтобы непосредственно изучить его, но он может воспринимать и чувствовать солнце посредством этих лучей, несущих от него свет, тепло и жизнь.

В адаптированном для широких масс индуизме на передний план вышли новые божества, точнее, новые ипостаси все тех же древних, чуть модифицированных богов, которые были давно известны, но обрели новую жизнь и высочайший престиж именно в рамках заново складывавшейся религиозной системы индуизма. Эти боги были ближе и понятнее людям. Разумеется, их несколько иначе и почитали.

Во-первых, под влиянием буддизма и джайнизма кровавая ведийская жертва (яджня) была вытеснена бескровным жертвоприношением (пуджей). Хотя по традиции и считалось, что убийство ради бога – это не убийство (этот тезис окончательно не отвергнут и поныне: кровавые, в том числе человеческие, жертвы подчас практикуются в глухих районах Индии), принцип ахимсы стал определять характер ритуала жертвоприношения.

Во-вторых, вместе с буддизмом Махаяны в начале нашей эры в Индии широко распространилась практика изготовления изваяний божеств и строительства храмов в их честь. Изображенные в скульптурной и художественно совершенной форме почитаемые божества приобрели антропоморфный облик (пусть даже с множеством голов и рук) и стал более близким, конкретным, наделенным всеми присущими ему атрибутами, сопровождаемый божественной супругой (шакти) и сопутствующими ему животными (ваханами). Такой бог, помещавшийся в посвященном ему храме, был понятен каждому. Его облик, атрибуты и животные символизировали его прерогативы, склонности и возможности, которые были хорошо известны каждому из мифов и сказаний. Зная биографию божества, люди были должным образом сориентированы и ожидали от любого бога именно то, что он, как считалось, может дать. Таких своих, понятных богов можно было любить, опасаться, на них можно было надеяться.

И наконец, в-третьих, главные индуистские божества в отличие от их древних предшественников, бывших в основном нейтральными к массам населения, имели уже приверженцев, т.е. тех, кто предпочитал поклоняться своему избраннику и общаться преимущественно с ним. Более того, личная преданность божеству – бхакти, стала крайне важной характерной чертой индуизма.

 

Индуистская триада богов (тримурти)

 

Итак, идея Брахмана как безличного космического абсолюта была слишком абстрактной и не могла вызвать эмоционального отклика в массе индийского населения. Дальнейшее развитие религии могло произойти только в случае соединения этой идеи с фигурой конкретного персонифицированного бога. Одной из характерных черт этого процесса можно считать то, что в качестве перетндентов на позицию верховного бога выступило сразу несколько божественных персонажей. С этой точки зения чрезвычайно показателен материал упанишад, в которых наряду с постоянным утверждением Брахмана единой духовной сущностью мира, неопределимой и неописуемой, ведется поиск божественных персонажей, способных стать чувственно постигаемым ее воплощением. В отрывке из «Майтри-упанишады» вместе с чередой богов в связи с этим упоминаются и некоторые другие, существенные для бытия мира объекты:

 

Ты - Брахман, и ты, поистине – Вишну,

Ты – Рудра, ты – Праджапати,

Ты – Агни, Варуна, Ваю, ты – Индра, Ты – луна,

Ты – пища, ты – Яма, ты – земля, ты – все, та также – негибнущий.

 

В другом месте говорится так: «Ибо, поистине, этот Атман – владыка, благодетель, существующий, Рудра, Праджапати, всеобщий творец, Хираньягарбха, истина, жизнь, «гусь», правитель, неуничтожимый, Вишну, Нараяна, луч, Савитар, творец, вседержитель, всеобщий царь, Индра, луна».

Предлагаемые в этих отрывках списки эпитетов и имен Атмана свидетельствуют о стремлении представить его обладающим определенными атрибутами и в отпределенном обличье, иначе говоря, в виде бога-персоны. Однако автор упанишады еще не знает, на какой фигуре остановить свое внимание и занимается перебором возможностей. В этих списках обращает на себя внимание наличие фигуры Нараяны, могучего аборигенного божества, культ которого был распространен в низших слоях индийского общества, начиная с эпохи Ригведы. Впоследсдвии Нараяна сливается с образом Вишну, но в упанишадах эти два имени все еще упоминаются раздельно. Что касается Вишну, то он упоминается в упанишадах неоднократно (чаще всего в составе подобных списков), но его образ и функции в них конкретно не обрисованы.

В отличие от него Рудра-Шива, который также понимается как верховное божество, представлен в упанишадах с рядом мифологических и иконографических подробностей:

 

Тот, кто повелитель и творец богов, всеобщий владыка,

Рудра, великий мудрец,

Породивший вначале золотой зародыш, - да наделит он нос

Способностью ясного постижения!

Твой благодетельный образ, Рудра, не ужасен, не являет зла, -

Воззри на нас этим несущим покой образом, обитатель гор!

Стрелу, которую ты, обитатель гор, держишь в руке, чтобы

Метнуть ее, -

Сделай ее благодетельной, хранитель гор, не причиняй вреда

Человеку и животному!

(Шветашватара-упанишада, III, 4-6)

 

Чрезвычайно характерно рассуждение в «Кайвалья-упанишаде». В попытке передать сущность Атмана, автор опять-таки (как это было в «Майтри-упанишаде») прибегает к перечислению имен богов.

 

Он – Брахман, он – Шива, он – Индра, он непреходящий высший владыка; Он же – Вишну, он – жизненное дыханиие, он – время, он – огонь, он – луна.

 

Этот отрывок примечателен тем, что список богов, соединяемых с идеей высшего духовного начала сокращается. Речь уже идет только о четырех богах, причем набор имен весьма характерен и явно не случаен, т.к. он повторяется в «Маханараяна-упанишаде». «Это Брахман, это Хари (эпитет Вишну), это Индра, это негибнущий, вечный владыка». Присутствие здесь Индры, вероятно, объясняется все еще ощутимой значимостью его фигуры – его ролью царя богов, космогоническим хварактером его подвига, благодаря чему он сохраняет свое место на авансцене индийской мифологии в течение длительного периода, чем это удалось многим другим ведийским богам. Но в целом значение фигуры Индры в индуизме невелико, и его основной ролью в нем оказывается роль бога дождя и плодородия.

Возникшая в упанишадах группа из четырех богов в традиции не закрепляется. Те же упанишады демонстрируют явное предпочтение принципу троичности, что находит подтверждение в «Шветашватаре», где с этим принципом вполне определенно связывается высшее духовное начало:

 

Это воспето как высший Брахман, в нем – триада,

Он – твердо основанный и нетленный,

…И еще есть бесконечный Атман,

принимающий все образы, недеятельный.

Когда человек находит триаду, это Брахман.

 

Так возникает идея о Тримурти – трояком проявлении божественного Абсолюта (Брахмана) в лице трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Эти три ипостаси Брахман обнаруживает лишь в действиях по отношению к миру, и каждая из этих ипостасей, т.е. каждый бог, исполняет присущую ему функцию в космогоническом процессе: Брахма – созидающую, Вишну – сохраняющую, и Шива – разрушающую. Брахма (созидающее начало) творит из себя все мироздание: и в течение всего периода существования космоса («дня Брахмы») Вишну (сохраняющее начало) оберегает сотворенный Брахмой мир. По прошествии миллиардов лет мир начинает уничтожаться в «пляске» Шивы (разрушающего начала). Солнце сжигает все живое, элементы материи распадаются, пространство сворачивается и Ишвара (образ Абсолюта как повелителя явленного мира) превращает Вселенную в свой тончайший мир. Наступает «ночь Брахмы» – период, когда бытие остается непроявленным. Затем вновь наступает «день Брахмы» и все повторяется сначала.

В метафизическом плане все три бога – и Брахма и Вишну и Шива – являются эманациями единого Брахмана и диалектически дополняют друг друга. Более того, эти три функции Брахмана неразделимы и не могут существовать во вселенной друг без друга. В иконографии, передающей идею Тримурти, эти боги иногда изображаются соединенными вместе, но фактически каждый из них самостоятелен и, за исключением Брахмы, является центром определенного культа (т.е. каждому из них поклоняются как высшему Богу, обладающему всеми необходимыми божественными атрибутами и функциями).

Бархма не упоминается в ведах. В качестве творца вселенной и всего сущего он появляется в космологии Ману-смрити и в пуранах. Брахма, следуя предписанной ему в индуизме функции, оказался именно тем богом, который создал мир, т.е. трансформировал первоначальное единство Высшей Реальности и Вечности в многообразие всего живого и преходящего. Иными словами, он сдалал как раз обратное тому, к чему стремятся религиозно активные слои индусов и что считается высшей и конечной целью индуизма – обретение мокши, т.е. слияние индивидуальной души с божественным Абсолютом и растворение в Вечном и Едином. Брахма как непременный, и даже первый член Тримурти был необходим – без него ничего бы не было. Однако заслуги Брахмы перед человеком и миром живых существ, обреченных на страдания в мире сансары, с точки зрения религиозно-философских представлений индийцев были не очень значительными, а других функций и достоинств у этого бога не было. Он стал кам-то вроде персонификации абстрактного Брахмана, но если к Брахману стремились все аскеты и йоги, то к Брахме никто особенно не стремился. Именно поэтому культ Брахмы не получил широкого распространения – в его честь в Индии построено всего два храма, а в повседневных обрядах и ритуалах о нем, как правило, не вспоминают. Непопулярность Брахмы усиливается еще и тем фактом, что он неразборчив в раздаче даров и благословений и часто дарует демонам (Хираньякашипу, Тараке, Раване и другим) неимоверные силы и непобедимость, что вызывает хаос во вселенной и вынуждает Вишну и великую богиню Деви приходить на землю и восстанавливать порядок.

Мы уже достаточно подробно говорили о концепции «дня», «ночи» и «года» Брахмы для выражения понятия космической эры. Считается, что «день Брахмы» - это пробуждение духа, нарушение находившихся в покое и равновесии трех гун и тем самым возникновение жизни. Этот «день», исчисляемый миллионами человеческих лет, сменяется «ночью Брахмы», когда равновесие восстанавливается, а жизнь исчезает. Дни и ночи чередуются без конца.

С Брахмой связан и еще один, более популярный миф о сотворении мира, на основе которого выстраивается вся космологическая система индуизма и буддизма. Согласно Ману-смрити, пуранам и Махабхарате, в первобытных водах вселенского океана появилось «золотое яйцо» (хиранья-гарбха), или космическое «яйцо Брахмы» (Брахманда), в котором он находился. Проведя в яйце год (отсюда и представление о «годе Брахмы»), он силой своих мыслей и духа разделил яйцо на две половины, из которых образовались небо и земля, а между ними – воздушное пространство. Далее появились 5 элементов (вода, огонь, земля, воздух и эфир), мысль, а еще позже – боги, жертвоприношение, три веды, звезды, время, горы, равнины, моря и реки; затем появились люди и чувства (речь, страсть, гнев, радость, покаяние), и набор противопоставлений (жар-холод, сухость-влага, горе-радость, и т.д). Потом сам Брахма разделяется на две части – мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой. Он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией Абсолюта (Брахмана) как высшего объективного начала, из «оплотнения» которого возник весь тварный мир; и в этой связи Брахме противостоит индивидуализированное и субъективное начало – атман.

Вселенная, созданная Брахмой из космического яйца, представляет собой сочетание трех миров (трилока) – неба, земли (верхний мир), и подземного мира (нижний мир), каждый из которых делится на собственные миры - лока («мир», «свет», отсюда и лат. locus), расположенные один над другим, подобно этажам многоэтажного здания. Верхний мир разделен на 7 миров – 6 небесных и 1 земной; а нижний - на 14 миров: 7 миров поздемного царства (патала) и 7 миров ада (нарака) – итого 21 мир.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.