Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немецкое возрождение IX века

784-856 Рабан Мавр – ученик Алкуина, епископ Майнца, аббат Фульдского монастыря (822-842) –«Воспитатель Германии». При нем аббатство Фульда становится важнейшим центром христианской культуры. Будучи епископом Майнце, содействовал монастырскому школьному образованию. Автор учебников для церковных школ и учебно-практической энциклопедии «О вселенной», включавшей сведения о различных науках и краткий очерк естествознания. В сочинении «О воспитании клириков», являвшейся компиляцией из сочинений «отцов церкви», он разделяет науки на две части: «божественные» (богословие) и «человеческие» (все остальное знание). Первые он считает необходимыми для христианина, а «человеческие» науки разделяет на полезные и вредные для него. Вредны, по его мнению, мантика и астрология, полезны – «семь благородных искусств». Он также выделяет группу «механических искусств», к которым относит произведения в металле, дереве и камне и объединяет их в единое целое с искусствами квадриума и медициной, следуя в этом традиции, идущей от Платона [85]. Знания древних нужны христианину лишь в той их части, в которых содержатся «осколки» божественной мудрости». Робан составил словарь библейских аллегорий, положивший начало аллегорическому истолкованию как богословских, так и античных текстов. Так, например, «вода» истолковывалась в его словаре как Святой дух, Христос как высшая мудрость, иногоглаголие, преходящая жажда, крещение, тайная речь пророков и т.п. – всего 28 значений, при этом каждое из них подтверждалось ссылкой на библейский текст.
850-е – до середины 12 в. Начало ранней схоластики
810-877 Иоганн Скот Эриугена – ирландский философ схоласт, при Карле Лысом стал главой придворной школы в Париже. Мировоззрение – христиански интерпретированный неоплатонизм. Э. перевел на латинский язык соч. Псевдо Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Настаивал на примате разума перед авторитетом религиозного предания. В трактате «О разделении природы» из 5-ти книг Э. утверждал, что между откровением и разумом нет противоречия и доказывал это путем аллегорического истолкования Писания в духе гностициозма. Он считал, что присутствия бога есть во всем, но вместе с тем бытие Бога имеет одновременно и запредельный характер. «Все исходит из Бога и возвращается к Богу». Пантеистические идеи Э. впервые поставили в христианской онтологии ее важнейшую проблему о соотношении бога и мира. Э. объединяет в едином понятии «сущего» или «природы» бога и мир. Эти идеи впоследствии были использованы еретическими мыслителями 13 века и осуждены католической церковью. В учении о человеке Э., вопреки официальной средневековой ортодоксии, подчеркивает ценность и роль человека. Это выразилось, в частности, в его интересе к определению места знаний, связанных с трудовой деятельностью (т.н. «механических искусств»), в общей системе знания. Проблема искупления человека рассматривается Э. как необходимая стадия развития мирового космоса, что позволяет утверждать, что теоцентризм в учении Э. «переплетается с антропоцентризмом» [86].
810-895 Фотий - патриарх Константинополя. Составитель «Миробиблиона» - первого средневекового библиографическоготруда, включавшего аннотации церковных и светских сочинений (исторических, географических, медицинских и др.) христианских, греческих и латинских авторов. Способствовал распространению христианской культуры среди славянских народов в Великой Моравии, Болгарии, Руси. Патрон миссии славянских просветителей Кирилла и Мефодия.  
836-886 Василий I Великий – император Византии, при котором Византийская империя достигла величайшего могущества.
849-900 Альфред Великий. Король англосаксонского королевства. Собрал воедино старые англосаксонские законы в единый свод «Правда Короля Альфреда» (890), включив в него постановления отражавшие развитие новых феодальных отношений. Создал при дворе небольшой кружок образованных приближенных наподобие Академии Карла Великого. Изучив латынь, перевел на англо-саксонский язык «Утешение философией» Боэция, способствовал переводу членами кружка богословских, философских сочинений с латинского. Восстановил многие монастырские школы, разрушенные во время нашествия датских варварских племен. При нем были созданы хроники-анналы,связанные с историей англосаксов.
  Русский флот князей Аскольда и Дира, подступает к стенам Константинополя. Нападение на Константинополь русичей. Первое упоминание о Руси в византийских хрониках.
  Норманы по предводительством Рюрика утверждаются в Новгороде.
  Константин (Кирилл 827-867) [87] и Мефодий (815-885) – византийские монахи, апостолы и первоучители славянских народов, по поручению патриарха Фотия организуют ведение богослужения на славянских языках. С этой целью Кирилл создает славянскую азбуку (глаголицу) и с помощью Мефодия переводит на южно-славянский диалект несколько богослужебных книг. Римский папа Николай Великий до 867 года покровительствует Кириллу и Мефодию в деле христианизации славянских племен.   Начинается строительство феодальных замков (первоначально из дерева).   Распространение в Англии, Германии, Франции литургической [88] драмы – религиозных представлений, входивших в состав пасхальных и рождественских служб. (Наиболее ранняя из них «Три Марии» была создана в 9 веке.)
  В Константинополе открывается высшая школа (Университет).
  Людовик (Людвиг) Германский вновь объединяет территории, входившие в империю Карла Великого.
  Климент Охридский (840-916) – болгарский писатель и просветитель, ученик Кирилла и Мефодия. Основывает в Охриде школу славянской письменности и просвещения (Болгария).
конец 8века - 870 Аль –Кинди, арабский ученный и философ, первый представитель восточного аристотелизма. “Философ арабов”. Ввел на арабском Востоке в научный обиход труды античных авторов. Автор более 2000 трудов по метафизике, математике, астрономии, логике, медицине.
895 Карнавальная культура. Представление уличных артистов – акробатов, дрессировщиков, жонглеров в Западной Европе. Появление лирических произведений (элегий) и эпических циклов «Старшая Эдда», поэзия скальдов на местных диалектах (Исландия).
Конец века – эпоха безнравственности пап и нравственного разложения многих служителей клира («порнократия»)[89] – стимулируют развитие реформаторских движений. Конец раннего средневековья и возникновение Новой Европы [90].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарождение новой европейской литературы | Состав и программа епископских школ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.