Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкурентоспособности отрасли




 

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы :

· товары,

· предприятия (как производители товаров),

· отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),

· регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

· Национальная конкурентоспособность

· Конкурентоспособность товара

· Конкурентоспособность отрасли

· Конкурентоспособность предприятия

Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:

· потребители,

· производители,

· инвесторы,

· государство.

Конкурентоспособность отрасли (комплекса отраслей) определяется наличием у нее определенных конкурентных преимуществ, позволяющих производить продукцию:

1) с издержками не выше интернациональных

2) высокого качества

3) удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей (потребителей) относительно:

- потребительской ценности товаров

- их рыночной новизны

- стоимости (цены)

и поставлять ее на конкурентный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией и поведением конкурентов.

Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

 

Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие в ней:

1. рациональной отраслевой структуры

2. группы высококонкурентных предприятий (фирм)-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня

3. отлаженной опытно-конструкторской, прогрессивной производственно-технологической базы

4. развитой отраслевой инфраструктуры

5. гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами

6. хорошей маркетинговой подготовки у производственников и сбытового звена и опыта активной и продуманной рыночной деятельности.

 

Критерии определения конкурентоспособности отрасли:

Первый критерий: наличие естественно-конкурентных преимуществ. Это то, что выгодно отличает данные отрасли, что предопределяет их лидирующее положение на рынке, прежде всего - внешнем, характеризующем экспортные возможности.

Второй критерий: наличие значительного научно-технологического задела, являющегося основой для продвижения выпускаемой продукции на рынок - прежде всего опять-таки на внешний, где реализация экспортных возможностей впрямую зависит от ее конкурентоспособности.

Использование названных выше критериев позволит учесть в выборе конкурентоспособных отраслей то обстоятельство, что конкурентоспособность может обеспечиваться или по ценовым характеристикам (потребитель при прочих равных выбирает более дешевую продукцию), или по техническим характеристикам (потребительским качествам).

По уровню конкурентоспособности отрасли экономики можно разделить на три группы:

- конкурентоспособные отрасли. Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешний рынок.

- частично конкурентоспособные отрасли. Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства.

- неконкурентоспособные отрасли – отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. По отношению к данной группе отраслей следует использовать защитные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя разумную конкуренцию) и всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных заказов, лизинга и т.д.).

Причины низкой конкурентоспособности:

- преобладание отсталых технологий;

- высокая ресурсоемкость и затраты на производство продукции;

- огромный износ основных производственных фондов;

- ограниченные возможности внутреннего накопления денежных средств;

- политическая и экономическая социальная нестабильность;

- засилие бюрократии и криминализации экономики;

- неравномерность экономического и социального развития регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.