- обмен информацией - обмен информацией - обмен эмоциями - обмен эмоциями - понимание и сближение - понимание и сближение + - действия в результате
Хорошо, если руководитель использует эти формы по назначению, сохраняя способность всегда мыслить в рамке конечного результата. Иначе, уделяя слишком большое внимание общению и созданию благоприятной атмосферы в коллективе, менеджер рискует вступить в «неуставные отношения» с коллективом или отдельными сотрудниками, помните, как у Э.Рязанова в «Служебном романе». Или создать в организации некоторую «тусовку» по интересам, например, к корпоративным мероприятиям, или клуб поклонников секретаря директора, или любителей индивидуальных аудиенций и развивающих бесед с руководителем. Если строить все коммуникации по принципам взаимодействия, исключая общение, то можно уйти в другую крайность, когда сотрудники работают как функциональные единицы, ничего не зная друг о друге, информация от руководителя поступает только та, которая касается непосредственной деятельности сотрудников и нужна для осуществления дальнейших действий, жесткий хронометраж и все подчинено принципам результативности. Знаю по опыту, что и в такой организации люди находят возможность уживаться и приспосабливаться, а кому-то это просто подходит, но атмосфера очень тяжелая и безрадостная и как в том же «Служебном романе» полна слухов, сплетен, избегания ответственности и нечестности. Так что, помня народную мудрость и используя ее в коучинговом варианте, что рыба ищет, где глубже, а человек – как лучше, руководителю лучше учиться соблюдать коммуникативный баланс. Коммуникативные способности есть у вех людей, а первичными коммуникативными навыками все мы в той или иной степени обладаем с детства. Но природа деятельности современного менеджера требует от него развитой коммуникативной компетентности, которая включает в себя свободное владение всей совокупностью навыков и умений, необходимых для эффективного вербального и невербального общения и взаимодействия, включая в себя ситуативную адаптивность (рис.2).
Рис. 2
Схема коммуникативной компетентности
Коммуникативная способности адекватные коммуникативным задачам компетентность = умения и достаточные для их решения
знания
Для достижения почетного звания «Великого коммуникатора» руководителю желательно развить в себе следующие умения:
· Легко вступать в контакт и удерживать его.
· Умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические).
· Умение воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть.
· Умение задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений.
· Владение навыком активного слушания (умение услышать и понять, что имеет ввиду партнер).
· Владение навыком обратной связи, чтобы передать партнеру, что его услышали и поняли правильно.
· Языковая гибкость, т.е. умение понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей и умение говорить доступно и понятно на языках других.
· Сбалансированный объем речи (когда человек слишком мало или слишком много говорит – это означает, что навык развит недостаточно).
· Умение подобрать тему для беседы и подходящую для нее интонацию и стилистику (умение вести «малые разговоры»).
· Умение использовать в речи образы, метафоры, сравнения.
· Умение вести дискуссию и диалог.
· Умение выравнивать эмоциональное напряжение как свое, так и партнера.
· Владение навыками аргументации и убеждения, необходимые для того, чтобы не ломать людей и не прибегать к административному ресурсу.
Для полноты картины хочется добавить к этому списку еще широкую эрудированность, хорошее чувство юмора и принципиальную расположенность к людям и контактам. Известно, что нет ничего невозможного для человека с интеллектом, но через любой искусно отточенный навык всегда проступает отношение, и если они не находятся во взаимодополняющей связке, то все, что вы будете делать будет неконгруэнтным, а партнером будет читаться как манипуляция.
«Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется…» Ф.И. Тютчев
Безусловно, увидев такой серьезный список, не каждый человек будет способен ринуться в бой по освоению предлагаемых земель, всегда есть дела и по важнее и чаще всего, все и так работает не плохо, и лучше не трогать, пока работает. С другой стороны, есть примеры руководителей высшего звена, которые используют в работе совершенно иные коммуникативные навыки: директивность и агрессивность, единый для всех мотивационный язык русской ненормативной лексики. Или создают в организации жесткую внутреннюю конкуренцию и поддерживают конфликтность в людях, полагаясь на то, что выживет сильнейший, и таким образом формируют кадровый резерв. При этом, они могут быть вполне адекватны своей бизнес-среде, и, соответственно, и коммуникативным задачам. Каждый сам волен выбирать себе ту компанию, в которой он хочет работать и тот стиль управления и взаимодействия, который он считает наиболее подходящим и развивающим для себя. Выход России на мировые рынки и глобализация бизнеса, приход иностранных компаний в нашу страну и направленность крупных отечественных компаний за рубеж это первые шаги к созданию единого бизнес-пространства и цивилизованного рынка, в котором сформируются свои традиции в коммуникациях, и, скорее всего, отнюдь не варварской направленности. Требования к качеству взаимодействия, безусловно, возрастут и чтобы оказаться в этом прекрасном будущем со щитом, а не на щите, стоит закладывать фундамент будущих изменений уже сегодня. Прошлым летом я путешествовала по Алтаю и побывала в национальном биологическом заповеднике Чуя-Оозы, находящимся в долине реки Чуя. Одной из достопримечательностей заповедника являются петроглифы. Экскурсовод-этнограф рассказала нам о поселении древних людей, когда-то расположенном в этом месте, об их быте и верованиях и легенду их исчезновения. По легенде, причина исчезновения лежит в отсутствии коммуникации между людьми в данном племени. Якобы, их речевой аппарат был совершенно не приспособлен для воспроизведения каких-либо звуков. Язык жестов, видимо, они то же не использовали, или он оказался неэффективным в ситуациях угрозы для жизни. Легендарный итог – тупиковая ветвь, исчезновение и память в виде выдолбленных в камне сцен рождения, охоты и смерти. История может быть поучительной, если у нее учиться. Для жизни и развития организации важны и необходимы коммуникации как внешние, так и внутренние. В нутрии организации должны быть отлажены как вертикальные, так и горизонтальные каналы передачи информации, и коммуникативные навыки в межличностном взаимодействии. И руководитель в организации является не только носителем культуры, но и ролевой моделью поведения, которую сознательно или неосознанно копируют подчиненные, как говорится, он задает тон. И сотрудники, и организация в целом будут настолько коммуникативно - компетентны, насколько руководитель понимает ценность коммуникаций и насколько он сам компетентен в этой области.
Коммуникации: сущность, группы Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководительполучает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводитпринятые решения до работников организации.Основные функции коммуникации:1. информативная - передача истинных или ложных сведений;2. интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия междулюдьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседникапутем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);3. перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению иустановление на этой основе взаимопонимания;4. экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональныхпереживаний.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление