Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы коммуникации




- разговорный (устный, вербальный);- письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);- невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания,телодвижения) [5, с. 354]Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческуюречь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков,включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самымуниверсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации припомощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должнасопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участникамикоммуникативного процесса.Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредствомдругих знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средстваневербальной коммуникации.В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковыхсистем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:1. оптико-кинетическая;2. пара- и экстралингвистическая;3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;4. визуальный контакт.Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнениеречи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров покоммуникативному процессу.Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику,пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более илименее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела(рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, итогда мы имеем пантомимику).Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногдаобозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальнойкоммуникации.Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, егодиапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражениюэмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силыи высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты,звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности(энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса частоассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания,плача, смеха, сам темп речи, паузы). Все эти проявления увеличиваютсемантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевыхвключений, а «околоречевыми» приемами.Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает такжеособой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компоненткоммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг кдругу способствует возникновению контакта, символизирует внимание кговорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенноезначение отрицательного порядка. [8, с. 412]Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной ивременной организации общения, располагает в настоящее время большимэкспериментальным материалом. В настоящее время проблемы проксемики включеныв особую область психологии, получившую название «экологическая психология»или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормыоптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения ксобеседнику, особенности «персонального пространства» и др. [7, с. 580]Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативномпроцессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этойобласти тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительноговосприятия – движением глаз. В социально-психологических исследованияхизучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамикивзгляда, избегание его и т.д.Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск,стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовностиподдержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологическойблизости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значениедополнения к вербальной коммуникации. И так же, как другие средстваневербальной коммуникации, его проявления варьируются в различных культурах.Так, мера допустимости пристального взора – «глаза в глаза» - различается,например, в Великобритании и Японии, различное значение придается такомуявлению, как мигание.Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопросметодологического характера. Каждая из них использует свою собственнуюзнаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как ужеотмечалось, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы системакодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативногопроцесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менееобщеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случаеопределить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить,чтобы другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противномслучае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системыне дадут.

Глава 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя илиболее людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации,являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, токоммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в нейактивную роль.Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов.Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:1. Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию ипередающее ее;2. Сообщение - непосредственно информация;3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания,телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты,электронная почта, компьютерные сети);4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация икоторое интерпретирует её. [3, с. 260]Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:1. Зарождение идеи или отбор информации;2. Выбор канала передачи информации;3. Передача сообщения;4. Интерпретация сообщения.Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации.Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделатьпредметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодированииинформации с после­дующей передачей другим участникам процесса. Очень важноправильно и тщательно сформулировать свою идею, сделать ее конкретнее, с тем,чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Предварительноотправи­тель должен осуществить свою идентификацию в рамках коммуникационногопроцесса.К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первомэтапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени наобдумывание идеи.Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобреладругой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправительрешил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обменаинформацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчетмножество факторов.Существует связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, которыйсчитает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит,нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего,найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему посуществу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих,чтобы их поправляли и направляли, скорее всего, заложит в свои идеи критицизмотрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодироватьее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такоекодирование превращает идею в сообщение.Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов,использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятсяпередача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи,включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.Если канал непригоден для физического воплощения символов, передачаневозможна.Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обменинформацией будет менее эффективен.Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Частожелательно использовать два или большее число средств коммуникаций всочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходитсяустанавливать последовательность использования этих средств и определятьвременные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менееисследования показывают, что одновременное использование средств обменаустной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обменписьменной информацией.На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения(закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет офизической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают засам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним изважнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею додругого лица.Передача информации осуществляется с использо­ванием знаковых систем.Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникационномпроцессе. При классификации коммуникативных процессов условно можно выделитьвербальную коммуникацию, где в качест­ве знаковой системы используется речь,и невербальную коммуникацию, когда используются различные неречевые знаковыесистемы.После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Еслисимволы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение дляполучателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когдаформулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обменаинформацией на этом должен завершиться.

Глава 3. Проблема взаимоотношения человека и машины.

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применениятехники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины(ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше время проникла всамые разнообразные области народного хозяйства и науки. От эффекта еепрактического применения стали непосредственно зависеть успехи в развитииэтих важнейших областей. Следует отметить, что развитие техники шло не толькопо пути ее усложнения, но также и в направлении повышения ее качества инадежности работы.Однако здесь конструкторы и другие специалисты, занимающиеся практическимиспользованием весьма сложной техники, неожиданно столкнулись с явлением,когда совершенные с точки зрения техники устройства при их применении напроизводстве не давали ожидаемого эффекта. И непосредственной причиной этогобыло большое количество ошибок, которое допускали люди, управляющие техникой.Все те преимущества, которые были достигнуты благодаря техническомуусовершенствованию машин, практически часто сводились на нет неточными,несвоевременными действиями человека.Первой реакцией на такое несоответствие была попытка исключить ошибкичеловека за счет еще большей автоматизации техники и замены в ней человека. Вэтот период происходило становление кибернетики, и вера в неограниченныевозможности этой новой области науки порождала иллюзии, будто бы техника,доведенная до соответствующего уровня совершенства, сможет решать любыезадачи, которые до этого решал человек. Однако от подобного подхода кразрешению возникшей проблемы вскоре пришлось отказаться, ибо практикапоказала, что техника способна замещать далеко не все функции человека. Дажетам, где можно полностью заменить человека автоматом, делать это не всегдацелесообразно.Другим, более реальным путем разрешения этой принципиальной проблемы быланализ причин столь большого числа ошибочных действий человека при управленииновой техникой и поиск возможностей его уменьшения. И первый вопрос, который,естественно, возникал при этом, заключался в следующем: почему эта проблемане возникла раньше? Изучение его позволило вскрыть чрезвычайно важнуюособенность новой техники: эта техника делала возможным решение принципиальноновых задач, но при этом создавала для взаимодействующего с ней человека ипринципиально новые условия труда.Присущие новой технике сложные быстротечные процессы с большим числомменяющихся параметров требовали от человека такой скорости восприятия ипереработки текущей информации, которая в некоторых случаях превышала егопропускную способность. Человек в процессе управления такими системами поройпросто физически не мог справиться со всеми возникающими перед ним задачами.Если к тому же учесть, что подобные задачи приходилось решать в необычныхусловиях жизнедеятельности (например, на самолете в условиях перегрузки,недостатка кислорода и пр.), высокой цены ошибки, то станет очевидным, скольсущественно изменились условия жизнедеятельности человека в новых системахуправления.Таким образом, с появлением новых, современных технических систем обнаружилсядиалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условийработы - условий, при которых человек уже не мог даже при мобилизации всехсвоих компенсаторных возможностей успешно решать возложенные на него задачи.Отсюда следовал важный вывод: причиной низкой эффективности новой техникиявлялся не человек, который своими ошибками препятствовал ее успешномуприменению, а сама техника, которая была создана без учетапсихофизиологических возможностей управляющего ею человека и фактическипровоцировала его ошибки. Так возникла необходимость в специальном изучениипсихофизиологических особенностей деятельности человека и новых сложныхтехнических системах, изучения его возможностей по разрешению возникающих вней задач с целью учета этих данных при конструировании систем и подготовкеоператоров для управления ими.Так на грани психологической науки и техники возник целый комплексспециальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых сталоневозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», способныхэффективно разрешать возложенных на них задачи. Для решения этого кругапроблем и сформировалось новое научное направление в психологической науке,получившее название инженерной психологии.При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начинаяс технического обслуживания аппаратуры и заканчивая принятием ответственныхрешений на высших уровнях управления. Это порождает при инженерно-психологическом анализе АСУ комплекс весьма сложных задач, таких какорганизация взаимодействия человека и ЭВМ, где особая актуальность, по-прежнему, принадлежит вопросу о распределении функций, рациональномсопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека. Актуальна и задача,связанная с поиском общего языка описания диалоговых систем «человек-ЭВМ»,синхронизация их взаимодействия.Однако в настоящее время в связи со стремительным развитием компьютеризацииособый интерес вызывает проблема последствий компьютеризации.Выделяют функциональные, онтогенетические и исторические аспектыкомпьютеризации.Под функциональными последствиями понимают преобразование шаблонных итворческих компонентов, происходящих в решении задач компьютерными средствамипо сравнению с традиционными формами. Общие функциональные последствиякомпьютеризации состоят в редуцировании одних, сохранении и модификациидругих и появлении новых задач.Функциональные последствия компьютеризации могут быть как осознаваемыми, таки неосознаваемыми. Например, при редуцировании и передаче компьютерувычислительных операций у человека сохраняются традиционные навыки, знания,отношения, которые вступают в новые связи с выполнением компьютерныхопераций, оказывают влияние на формирование психологической готовности илипсихологического барьера к взаимодействию с компьютером. Как показал анализ,таковыми являются «эврологизации», т.е. приобретение компьютеризированнойдеятельностью творческого характера по сравнению с традиционной, эффект«паритета», т.е. примерно равного соотношения творческих и шаблонныхкомпонентов как в компьютеризированной, так и в традиционной деятельности;эффект «деэврологизации», т.е. преобладание шаблонных компонентов посравнению с традиционной; «неопределенный» эффект, проявляющийся в размытом,неосознаваемом, неустойчивом соотношении шаблонных и творческих компонентов вкомпьютеризированной деятельности по сравнению с традиционной. Функциональныепоследствия компьютеризации можно разделить также на реальные(непосредственно включенные в решение компьютеризированной задачи) ипотенциальные (проявляющиеся как тенденция). Например, начинающиепользователи рассматривают работу с компьютером как интересную, отличающуюсяновизной по сравнению с деятельностью традиционной. Вместе с тем, опытныепользователи знают, что многократное повторение взаимодействий с компьютеромбудет приводит к монотонности и шаблонности деятельности. В связи с этим онивводят в компьютерные программы шутки для предупреждения этих нежелательныхявлений. Однако, как они отмечают, даже шутки со временем надоедают.Соотношение позитивных и негативных функциональных последствий в различныхтипах компьютеризированных систем зависит от конкретных условий: типоврешаемых профессиональных задач, подготовки пользователей, от качества работыкомпьютера и организации работы в дисплейном классе.В онтогенетическом плане рассматривается личностное развитие, котороепретерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным личностнымпреобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлеченияего в решение более сложных задач; развитие логического, прогностического иоперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачудля компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ееалгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения. Кпозитивным результатам можно отнести такое развитие у пользователейадекватной специализации познавательных процессов, как восприятия, мышления,формирования специализированной деловой мотивации применения компьютера длярешения профессиональных задач.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивныхрезультатов повышает самооценку человека, его уверенность в способностирешать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонамработы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальныхспособностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера,сведении процессов решения к формально-логическом компонентам.Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютеромчрезмерная специализация познавательных процессов, а также мотивации снижаетих гибкость и тем самым возможности переноса в решение более широкого кругазадач, требующих другой их специализации. В связи с этим формирующиеся чертыличности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность,могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и еесложности перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмернаяпунктуальность. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютеромпри решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях можетобострять невротические черты личности, что при выраженной еенеуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу,человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль.На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризированнойдеятельности человек по отношению к компьютеру как орудию может выполнятьподчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роль в процесседлительной работы с ним.Таким образом, сейчас уже очевидно, что компьютеризация может привести нетолько к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но испровоцировать негативные изменения, например, такие как уменьшениеинтеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельноститворческих компонентов и усиление шаблонности. Билет № 41: Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.