КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технико-экономические волны развития отраслей и предприятий
Если первые две системы волновых циклов определяются главным образом макроэкономическими объективными закономерностями социально-экономического развития общества, то волновые циклы, относящиеся к развитию отдельных отраслей, предприятий, а также к жизненному циклу изделий (продукции, товара) формируются как за счет объективных макро- и микроэкономических параметров развития, отражающих прогрессивность отрасли, прогрессивность технологических процессов, уровни конкурентоспособности продукции на внутреннем, а главное на мировом рынке, так и за счет субъективных специфических факторов в развитии отраслей и предприятий, отражающих, прежде всего профессиональную компетентность руководящего звена отраслей и предприятий, их способность принимать оптимальное решение в стратегии и тактике экономического развития. Протяженность отраслевых волновых циклов может быть резко дифференцирована в соответствии со спецификой отраслей. Так, для отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения первый период определяется 1930-1950 гг. — эра гусеничных тракторов, второй период 1951 — 1970 гг. — эра бурного развития производства колесных тракторов, третий период 1971-1990 гг. — производство модернизированных модификаций колесной сельскохозяйственной техники повышенной единичной мощности, четвертый периоде 1991 г. по (предположительно) 2000 г. — производство универсальных интегральных тракторов высокой производительности, соответствующих по своим технико-экономическим параметрам лучшим образцам соответствующих зарубежных сельскохозяйственных машин (рис. 1.3). Для понимания сущности жизненного цикла изделия рассмотрим его отдельные этапы (рис. 1.4). I этап — создание новшества — состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых продуктов (изделий), их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. Комплексность этих работ заключается в том, что они включают в себя создание или приспособление существующего производственного аппарата для организации производства нового продукта. При этом первые продажи опытных партий (образцов) новой продукции, то есть маркетинговые исследования, тоже начинаются на этом этапе и играют основную роль во включении новшества в экономический оборот. II этап связан с освоением производства, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Протекая в сфере материального производства, этот этап выступает важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь создастся материально-вещественная основа цикла. При рассмотрении сущности III этапа следует отметить, что продолжительность выпуска нового продукта в массовом масштабе оказывает двойственное влияние на эффективность. С одной стороны, длительные сроки выпуска обеспечивают экономические результаты, удовлетворяют спрос и обеспечивают накопления для воспроизводства. С другой стороны, в интересах потребителей необходимо обновлять продукцию, что выступает обязательным условием удержания места на товарном рынке и повышения конкурентоспособности. Все это требует оптимизации времени производства с учетом изменения темпов роста его экономической эффективности. Прекращение роста эффективности — переход к IVэтапу жизненного цикла — служит сигналом, обозначающим необходимость изменений в самом производстве (снижение издержек) или улучшения потребительских характеристик продукции. Эти позитивные изменения могут продлить жизненный цикл продукции, но их экономический потенциал всегда ограничен. Неизбежно происходит моральное старение продукции, из- за появления на товарном рынке нового, заменяющего продукта (товара) падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты. Все это происходит на V этапе жизненного цикла и приводит к его завершению. В условиях конкретного бизнеса, по мере перехода от одного этапа жизненного цикла продукта к другому, то есть по мере его морального старения, происходит снижение экономических результатов. Это побуждает или модернизировать продукт, или его заменить. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно. Чем сильнее конкуренция на рынке, тем быстрее прекращается производство морально, экологически, социально устаревшего товара. На конкурентном рынке жизненный цикл продукта (изделия), охватывающий все его фазы (этапы), составляет в среднем 10— 15 лет в зависимости от его потребительской и инвестиционной области. Так, Липецкий тракторный завод (JTT3) развился со средней длительностью волны в 10 лет. ЛТЗ был организован в 1943 г., а уже в 1944 г. был собран первый экспериментальный образец гусеничного пропашного трактора «Кировец-35» мощностью 35 л.с. Модификации этого гусеничного трактора получили наибольшее развитие в период 1945-1955 гг. В середине 50-х гг. было принято абсолютно правильное решение о начале производства колесных тракторов. Первые экспериментальные образцы появились во второй половине 50-х гг., а период 1976-1985 гг. можно считать самым удачным для ежегодного выпуска свыше 40 000 колесных тракторов Т-40, мощностью 40 л.с. и их модификаций Т-40А, Т-40АМ. В дальнейшем относительно невысокая мощность этих сельскохозяйственных машин не соответствовала требованиям научно-технического прогресса, и с целью повышения единичной мощности (агрегатная концентрация производства) в период 1985— 1995 гг. было организовано производство тракторов Т-55 и Т-60 с мощностью двигателя соответственно 55 и 60 л.с., а с 1990 г. начали осваивать новый интегральный трактор Т-155 мощностью 155 л.с. и с 1995 г. выпускать его малыми сериями (до 50 штук в год). Размер серий постепенно увеличивается и с 2003 по 2005 г. ежегодное производство и реализация тракторов Т-155 достигнет 1000 штук. Все рассмотренные выше волновые циклы формируют единую комплексную систему, в которой отдельные составляющие тесно взаимодействуют друг с другом и. в конечном счете, определяют технико-экономический уровень отдельно взятого предприятия в конкретный временной период (рис. 1.5). Конечно, представленные на рис. 1.5 временные волновые периоды в достаточной мере схематичны и условны. Особенно это касается отдельных отраслей и предприятий, специфика развития которых формирует индивидуальный волновой поток. Анализируя характер этих технологических и экономических укладов, можно составить следующую схему позиций, определяющую степень финансово-экономического благополучия предприятий.
Первая позиция. Гребни волны всех четырех укладов совпадают в узком временном интервале. Это наиболее благоприятная позиция для развития конкретного хозяйствующего объекта, и вероятность финансово-экономического краха в этом варианте — минимальная и может произойти лишь при грубых просчетах менеджмента предприятия. В соответствии с этим выводом наиболее благоприятный для Липецкого тракторного завода — период 1970-1975 гг.: пик развития отрасли приходился на 1980 г., пик развития экономики страны — на 1975 г. пик технологической волны — на 1965-1970 г., что достаточно близко к 1975 г. Аналогичная ситуация может быть спрогнозирована на 2010—2015 гг. Вторая позиция. В достаточно узком временном интервале находятся спады всех четырех укладов. Этот период представляется самым неблагоприятным для хозяйствующего субъекта, и вероятность неудовлетворительного финансового состояния предприятия представляется чрезвычайно высокой. Эта позиция, прежде всего, характеризуется интервалом 1990—1995 гг., в котором максимальный спад технологической волны приходится на 1995 г., экономический спад страны — на 1994—1998 гг., спад отрасли сельскохозяйственного машиностроения и конкретно ЛТЗ — на 1995-1998 гг. Третья позиция. Она представляется многочисленными промежуточными вариантами, в которых возможны как позитивные, так и негативные проявления любого волнового уклада. Эта позиция наиболее характерна практически для любой страны мирового сообщества, и в этом варианте особенно важен высокопрофессиональный инновационный менеджмент конкретного предприятия, который даже при неблагоприятном проявлении технологического и экономического укладов страны и отрасли позволяет успешно развиваться конкретному предприятию. Так, Новолипецкий металлургический комбинат, в отличие от многих предприятий Липецкой области, и прежде всего такого крупного предприятия, как Липецкий тракторный завод, сумел сохранить в 1990—2000 гг. устойчивое финансово-экономическое состояние, несмотря на экономический кризис промышленного производства в России в целом и отдельных предприятий металлургического комплекса. Таким образом, анализ вышеприведенных объективных и субъективных позиций в формировании уровня экономического потенциала предприятия позволяет сделать основной вывод: темпы и уровень развития каждого отдельного предприятия определяются как общими закономерностями технологического и экономического развития сферы материального производства в целом, так и специфическими, зачастую субъективными факторами, характерными для экономики этого самого низкого уровня хозяйствующего звена.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |