КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм управления инновациями
Практическое занятие № 2. Чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо решить следующие задачи: · привести в соответствие цель управления инновациями с целью функционирования организации в целом (например, разработка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка); · выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база); · определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.); · построить механизм управления инновациями (рис. 2.3). Рассмотрим элементы механизма управления инновациями более подробно. I. Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех основных этапов: · установление объекта прогноза; · выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.) · разработка самого прогноза и его вероятностная оценка. 2. Планирование инноваций предполагает соблюдение ряда принципов: 1) приоритетность: в план необходимо включать самые важные и перспективные направления инновации, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах; 2) непрерывность планирования — закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития: 3) сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука — производство»: НИОКР, технологической подготовки производства, выпуска новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяется в крупных корпорациях, которые располагают значительными внутренними инвестициями); 4) комплексность планирования — тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом; 5) экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, то есть составление бизнес-плана инноваций организации. 3. Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная информация классифицируется, анализируется менеджерами различных уровней. Реальные значения контролируемых инновационных параметров сравниваются с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения. 4. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильную формулировку, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Следует учитывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела организации, требуется помощь маркетингового отдела. 5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций предполагает выбор критериев, по которым будет производиться сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.). 6. Разработка альтернатив — это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде. 7. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя анализ нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учитывать и уровень риска (например, выбирается не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха). 8. Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации подразумевают сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями заключается в том, что разрабатываются они, как правило, квалифицированными специалистами, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, ориентированных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в рамках коллектива выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно. 9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывается программа реализации управленческого инновационного решения, которая должна выполняться подразделениями в соответствии с деревом целей. 10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы в задачу менеджеров разных уровней входит контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими. Инновации представляют собой специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Таким образом, основным требованием для управления инновациями становится системный подход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделениями организации, необходимость прямых и обратных связей в структуре управления.
Практическое занятие № 3. 3.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации действий всех субъектов НИС, а с другой — интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному j процессу. Цель государственного регулирования инновационной деятельности — создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. К основным методам и инструментам регулирования НТД относятся: 1) правовое обеспечение; 2) нормативно-методическое обеспечение; 3) финансово-экономическое обеспечение; 4) материальное обеспечение; 5) информационное обеспечение и статистика инноваций. Правовое обеспечение СИМ включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятые на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям: а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредитной политике, внешнеэкономической деятельности и др.); б) законы и нормативные акты по: • стандартизации; • метрологии; • сертификации товаров и услуг; • защите прав потребителей; • антимонопольной политике; • управлению качеством товаров; • безопасности и охране труда и др.; в) законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производств, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды; г) правовое регулирование формирования и функционирования фирмы. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня. Иерархия нормативно-методического обеспечения СИМ показана на рис. 3.2. Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ресурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента — финансирование инновационной деятельности. Информационное обеспечение должно удовлетворять следующим основным требованиям к качеству информации: • своевременность; • достоверность (с определенной вероятностью); • достаточность; • адресность; • правовая корректность информации; • актуальность информации. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). К федеральным органам НТИ, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся: • Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ; • Всероссийский центр межотраслевой информации Министерства экономики РФ; • Российское объединение информационных ресурсов научно- технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ; • Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук (РАН) и Министерства науки и технологий РФ; • Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ; • Библиотека РАН; • Библиотека по естественным наукам РАН; • отраслевые библиотеки. Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подходах и стандартах. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций. Международные стандарты в статистке науки и инноваций — это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам: 1.Инновационная активность предприятий. 2. Источники информации об инновациях. 3. Цели инновационной деятельности. 4. Затраты на технологические инновации. 5. Исследования и разработки. 6. Количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок. 7.Технологический обмен. 8. Методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций. 9. Результаты инновационной деятельности. 10. Факторы, препятствующие инновациям. В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций» от 26 августа 1995 г. № 827. При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» от 18 июня 1999 г. № 651. Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Структура механизма государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации приведена на рис. 3.3. Установлены следующие направления инновационной политики государства: • разработка и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма се стимулирования, системы институционных преобразований, зашиты интеллектуальной собственности и в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемко» продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях; • развитие инфраструктуры инновационного процесса, в том числе системы информационного обеспечения, системы экспертизы, финансово-экономическом системы, производственно-технологической поддержки, системы сертификации и продвижения разработок, системы подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной для отставания служит не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники; • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций; • реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики выступает выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу; • использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружения ими и военной техники, так и для продукции гражданского назначения. Основными методами реализации инновационной политики государства выступают: 1) формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институционными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь Федерального закона об инвестиционной политике в Российской Федерации, указов Президента РФ по вопросам государственной инновационной политики, по инвестированию капитала, постановлений Правительства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-технической деятельности и др.; 2)государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологическое производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; 3) совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации; 4) внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярморочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам; 5) обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции; 6) консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами — членами ЕС, СНГ, другими государствами; 7) развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; 8) участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; 9) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов. Для реализации инновационной политики государства необходимы институционные и законодательно-правовые преобразования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и способствовали бы активизации инновационной деятельности. Среди институционных преобразований важная роль принадлежит демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства. Концепцией инновационной политики Российской Федерации предусмотрено создать в регионах инновационные центры для обеспечения координации взаимодействия и поддержки участников инновационной деятельности. Необходимо создать условия для привлечения к инновационному процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм. Намечено также создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Для развития инновационной деятельности предусмотрен комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка). Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, без обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, без принятия мер по отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности. В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов. Для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств относятся: • финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, влияющих на повышение экономической безопасности страны; • расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на патентных началах; • совершенствование механизма образования и использование внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего, это касается внебюджетных фондов поддержки НИОКР, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержку международных патентов, используемых в инновационных проектах. В настоящее время развивается система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе. Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, отведена страхованию финансовых рисков. Расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусмотрены участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии. Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулирования инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений. Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельной организации. Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды этого регулирования (организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое), которое проводится на базе инновационных прогнозов и стратегий, выработки инновационной политики. В инновационном прогнозе, который является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, разрабатывается предвидение основных параметров инновационной деятельности (се направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). В инновационных стратегиях определяются приоритетные направления инновационной деятельности. В России стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. На периоды 1998-2000, 2001-2005 гг. в России были выработаны Концепции инновационной политики и план действий Правительства РФ по их реализации. Был разработан Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». В 1999 г. принят также Федеральный Работу федеральных органов исполнительной власти по регулированию инновационной деятельности координирует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. Важную роль в управлении инновационными проектами играют постановления Правительства РФ по вопросам инновационной деятельности, принятые в 1999 г.: «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий», «Об использовании результатов научно-технической деятельности» и др. Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в виде программ технологического развития и федеральных целевых программ. Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов. Программы технологического развития (ПТР) формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а роль государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском. Инновационные проекты включаются в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора, участие в котором проводится на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе. Государственное регулирование инновационной деятельности проявляется в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. С этой целью государство создает организационные, экономические, правовые и информационные условия для инновационной деятельности. Экономическими механизмами государственного регулирования инновационной деятельности выступают активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту' предложения на рынке инновационной деятельности, создание выгодных налоговых условий для веления инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции и др. Организационное регулирование государством инновационной деятельности проявляется в поддержке инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, отдельных значительных инновационных проектов, а также в содействии развитию инновационной деятельности, содействии подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. Важным механизмом регулирования инновационной деятельности служит информационная поддержка ее государством, например обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п. Финансовое регулирование инновационной деятельности основано на проведении государством бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития. В России основными источниками финансирования инновационной деятельности служат бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов) и внебюджетные средства, включая собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и средства инвесторов. Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики, как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государство создает законодательную среду для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности охрану таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности. Важный механизм регулирования процесса развития и распространения инновационной деятельности — создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности. Инновационный климат в экономике, от которого во многом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, отчасти определяется структурой, объемом и характером проводимых НИОКР. Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на получение знаний, составляющих основу целых научных областей, на выявление наиболее существенных закономерностей. Цель этих исследований — раскрытие новых связей между явлениями, познание глубинных закономерностей развития природы и общества, получение знаний, составляющих фундамент научного познания безотносительно к их практическому использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые. Результатом теоретических исследований может стать обоснование новых понятий и представлений, создание новых теорий. Задачей поисковых ФИ служит, например, открытие новых принципов создания продуктов и технологий, новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений и т.п. Результаты ФИ обычно невозможно непосредственно использовать на практике, но они имеют приоритетное значение для развития инновационных процессов, практического внедрения новаций. Это значение фундаментальной науки для развития инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области. Несмотря на ряд попыток, в настоящее время еще не найдено общепризнанного критерия эффективности фундаментальных научных исследований. Если затраты на них можно оценить с достаточной степенью точности, то отдачу (результативность) ФИ трудно измерить количественно. Часто утверждается, что «положительный выход» ФИ (то есть получение результата, используемого в дальнейших научных исследованиях) в мировой науке составляет лишь 5%. Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности выступают множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов. Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование государственных инновационных фондов (таких, как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций), федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов, а также программ государственной поддержки инновационной деятельности. Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает такие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе), как централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями, субъектами инновационной деятельности. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств (внебюджетные средства на финансирование инновационной деятельности привлекаются из государственных и негосударственных источников). Организация может вести инновационную деятельность не только за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, но и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций служат фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Как известно, амортизация — это процесс перенесения стоимости основных фондов на стоимость продукции, причем основные фонды наряду с трудом и материалами выступают ключевым производственным фактором. Они представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественнонатуральную форму. Типовая классификация основных производственных фондов включает такие группы, как здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование (в том числе силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника), инструмент. Денежные средства, затраченные на приобретение основных фондов, называются основными средствами. Приняты два критерия, отличающих основные средства от оборотных: срок службы (более одного года) и стоимость (более 100 МРОТ). Например, инструмент со сроком службы более одного года, но стоимостью менее 100 минимальных окладов будет относиться не к основным, а к оборотным фондам. В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа (исключение составляет земля). Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений. В большинстве случаев эти нормы вычисляются путем деления стоимости основных фондов на их срок службы. Фонд амортизационных отчислений часто выступает основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и других средств, необходимых для осуществления инновационной деятельности. С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную составляющую себестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль предприятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие страны разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои основные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инновационных процессов. Фонд развития производства, как и другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием. Цели и направления использования (1юнда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью.) Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития. Независимо от источника финансирования работ инновационного характера затраты на их выполнение, в том числе затраты на Проведение связанных с инновациями научно-исследовательских работ, приобретение патентов, лицензий и ноу-хау, включаются в себестоимость продукции. Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности; путем прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций. Один из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных предприятий — ее договорная основа. Важной управленческой задачей в СИМ становится поиск эффективного пути приобретения основных фондов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. С этой целью при осуществлении инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу. В последнее время лизинг как новый вид связи между производителем и потребителем дорогостоящего оборудования и других видов основных фондов получил очень широкое развитие. В настоящее время рынок лизинговых услуг является во многих странах одним из самых быстро развивающихся. Так, в США на долю лизинга приходится больше четверти всех финансовых вложений в машины и оборудование. Согласно Федеральному закону «О лизинге», принятому Государственной думой 11 сентября 1998 г. и одобренному Советом Федерации 14 октября 1998 г., лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |