Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм управления инновациями




Практическое занятие № 2.

Чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо решить следующие задачи:

· привести в соответствие цель управления инновациями с це­лью функционирования организации в целом (например, раз­работка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка);

· выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (на­пример, квалифицированный опытно-конструкторский пер­сонал, но слабая инвестиционная база);

· определить методы управления инновациями (аналитичес­кие, опытно-экспериментальные, прогнозирования, эконо­мические, социально-психологические, административные и др.);

· построить механизм управления инновациями (рис. 2.3). Рассмотрим элементы механизма управления инновациями

более подробно.

I. Прогнозирование инноваций в организации представля­ет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это ска­жется на конкурентоспособности организации. Прогнозиро­вание инноваций включает в себя реализацию трех основных этапов:

· установление объекта прогноза;

· выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполя­ции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.)

· разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.

2. Планирование инноваций предполагает соблюдение ряда принципов:

1) приоритетность: в план необходимо включать самые важ­ные и перспективные направления инновации, предусмотрен­ные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

2) непрерывность планирования — закономерность и после­довательность разработки краткосрочных, среднесрочных и дол­госрочных планов инновационного развития:

3) сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука — производство»: НИОКР, технологической под­готовки производства, выпуска новой продукции и ее жизнен­ного цикла (однако данный принцип применяется в крупных корпорациях, которые располагают значительными внутренни­ми инвестициями);

4) комплексность планирования — тесная взаимосвязь инно­вационного плана с разделами плана экономического и социаль­ного развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом;

5) экономическая обоснованность и обеспеченность ресур­сами — включение в план только экономически выгодных ме­роприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, то есть со­ставление бизнес-плана инноваций организации.

3. Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная информация классифицируется, анализируется менеджерами различных уровней. Реальные значения контролируемых инно­вационных параметров сравниваются с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения.

4. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильную формулировку, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функ­ционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Следует учитывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя потребность организации в повыше­нии уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела организации, требуется помощь маркетингового отдела.

5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций пред­полагает выбор критериев, по которым будет производиться срав­нение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

6. Разработка альтернатив — это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наи­более оптимальный с учетом специфики организации, постав­ленных целей и ситуации во внешней среде.

7. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков альтернатив, а также анализ вероятности их при­менения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стан­дартов или критериев оценки. Часто результатом выбора стано­вится компромиссный вариант, включающий в себя анализ не­скольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учиты­вать и уровень риска (например, выбирается не самый прибыль­ный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха).

8. Разработка и согласование управленческого решения отно­сительно инновации подразумевают сотрудничество инноваци­онного отдела с другими подразделениями организации и управ­ленческим персоналом. Специфика управления инновациями заключается в том, что разрабатываются они, как правило, ква­лифицированными специалистами, а принимают решение и ут­верждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в органи­зациях, ориентированных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он по­зволяет в рамках коллектива выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.

9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывается программа реали­зации управленческого инновационного решения, которая должна выполняться подразделениями в соответствии с деревом целей.

10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы в задачу менеджеров разных уров­ней входит контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обрат­ная связь последнего элемента механизма управления иннова­циями с предыдущими.

Инновации представляют собой специфический объект уп­равления, требующий значительных инвестиций, квалифициро­ванного научно-технического персонала, масштабных маркетин­говых мероприятий. Таким образом, основным требованием для управления инновациями становится системный подход, опре­деляющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделе­ниями организации, необходимость прямых и обратных связей в структуре управления.

 

Практическое занятие № 3.

3.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного регулирования и координации дей­ствий всех субъектов НИС, а с другой — интеграции всех заин­тересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному j процессу.

Цель государственного регулирования инновационной де­ятельности — создание определенных условий, обеспечива­ющих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международ­ном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продук­ции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

К основным методам и инструментам регулирования НТД относятся:

1) правовое обеспечение;

2) нормативно-методическое обеспечение;

3) финансово-экономическое обеспечение;

4) материальное обеспечение;

5) информационное обеспечение и статистика инноваций.

Правовое обеспечение СИМ включает законодательные и

нормативные акты по различным вопросам разработки, функ­ционирования и развития системы, принятые на федеральном (государственном) и региональном уровне. К этим актам отно­сятся действующие федеральные законы, постановления прави­тельства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Правовое обеспечение осуществляется по следующим направ­лениям:

а) правовые вопросы экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансо­вой и кредитной политике, внешнеэкономической деятельности и др.);

б) законы и нормативные акты по:

• стандартизации;

• метрологии;

• сертификации товаров и услуг;

• защите прав потребителей;

• антимонопольной политике;

• управлению качеством товаров;

• безопасности и охране труда и др.;

в) законы и нормативные акты по регулированию безопас­ности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, раз­витию производств, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

г) правовое регулирование формирования и функционирова­ния фирмы.

В межгосударственных документах должны регламентировать­ся все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, эколо­гии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартиза­ции; другие федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах. При этом документы ниже­стоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить до­кументам вышестоящего уровня.

Иерархия нормативно-методического обеспечения СИМ показана на рис. 3.2. Финансовое и материальное обеспечение инновационного менеджмента входят основными компонентами в систему ре­сурсного обеспечения. Ключевой вопрос ресурсного обеспечения инновационного менеджмента — финансирование инновационной деятельности.

Информационное обеспечение должно удовлетворять следу­ющим основным требованиям к качеству информации:

• своевременность;

• достоверность (с определенной вероятностью);

• достаточность;

• адресность;

• правовая корректность информации;

• актуальность информации.

Информационное обеспечение инновационной деятельнос­ти в России регулируется Положением о государственной сис­теме научно-технической информации, утвержденным постанов­лением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 и статисти­кой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

К федеральным органам НТИ, обеспечивающим формиро­вание, ведение и организацию использования федеральных ин­формационных фондов, баз и банков по различным видам ис­точников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:

• Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ;

• Всероссийский центр межотраслевой информации Министер­ства экономики РФ;

• Российское объединение информационных ресурсов научно- технического развития (Росинформресурс) Министерства на­уки и технологий РФ;

• Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук (РАН) и Министерства науки и технологий РФ;

• Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ;

• Библиотека РАН;

• Библиотека по естественным наукам РАН;

• отраслевые библиотеки.

Статистика науки и инноваций, основанная по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на единых международных подхо­дах и стандартах. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство

Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.

Международные стандарты в статистке науки и инноваций — это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методо­логию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.

Система статистических показателей, характеризующих ин­новационную деятельность промышленных предприятий (основ­ные показатели), строится по следующим разделам:

1.Инновационная активность предприятий.

2. Источники информации об инновациях.

3. Цели инновационной деятельности.

4. Затраты на технологические инновации.

5. Исследования и разработки.

6. Количество совместных проектов по выполнению иссле­дований и разработок.

7.Технологический обмен.

8. Методы поддержания и увеличения конкурентоспособно­сти продукта, процесс инноваций.

9. Результаты инновационной деятельности.

10. Факторы, препятствующие инновациям.

В целях государственной поддержки важнейших инноваци­онных проектов по направлениям научно-техни­ческого прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995 г. был создан Федеральный фонд производ­ственных инноваций в соответствии с постановлением Прави­тельства РФ «О Федеральном фонде производственных иннова­ций» от 26 августа 1995 г. № 827.

При Правительстве РФ действует Правительственная комис­сия по научно-инновационной политике.

В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высо­ких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких техно­логий» от 18 июня 1999 г. № 651. Статус федерального центра на­уки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-технологичес­кое обеспечение решения важнейших проблем развития высоко­технологических отраслей реального сектора экономики. Структура механизма государственного регулирования инновационной дея­тельности в Российской Федерации приведена на рис. 3.3.

Установлены следующие направления инновационной поли­тики государства:

• разработка и усовершенствование нормативно-правового обес­печения инновационной деятельности, механизма се стиму­лирования, системы институционных преобразований, зашиты интеллектуальной собственности и в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

• создание системы комплексной поддержки инновационной дея­тельности, развития производства, повышения конкурен­тоспособности и экспорта наукоемко» продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных орга­низаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

• развитие инфраструктуры инновационного процесса, в том чис­ле системы информационного обеспечения, системы экспер­тизы, финансово-экономическом системы, производственно-­технологической поддержки, системы сертификации и продви­жения разработок, системы подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной для отставания служит не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятель­ности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реали­зации новшества как способа конкурентной борьбы. Это при­водит к невостребованности потенциала отечественной при­кладной науки и техники;

• развитие малого инновационного предпринимательства пу­тем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичес­ких организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

• совершенствование конкурсной системы отбора инновацион­ных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке го­сударства позволит поддержать наиболее перспективные про­изводства и организации, усилить приток в них частных ин­вестиций;

• реализация критических технологий, приоритетных направ­лений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей форми­рования и реализации инновационной политики выступает выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности про­дукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

• использование технологий двойного назначения. Такие тех­нологии будут применяться как для производства вооружения

ими и военной техники, так и для продукции гражданского

назначения.

Основными методами реализации инновационной политики государства выступают:

1) формирование институционных и нормативно-законода­тельных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и про­изводств наукоемких видов продукции в значительной мере оп­ределяются институционными преобразованиями, обеспечива­ющими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законода­тельном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь Федерального закона об ин­вестиционной политике в Российской Федерации, указов Пре­зидента РФ по вопросам государственной инновационной поли­тики, по инвестированию капитала, постановлений Правитель­ства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-технической деятельно­сти и др.;

2)государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологическое производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

3) совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финан­сирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыс­кания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортиза­ционные фонды в качестве источника инвестиций в инновации;

4) внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы оте­чественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярморочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инно­вационным проектам;

5) обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудова­ния в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффек­тивные технологии и ноу-хау для освоения производства новей­шей продукции;

6) консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодей­ствия со странами — членами ЕС, СНГ, другими государствами;

7) развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

8) участие инновационно-активных организаций в междуна­родных конкурсах;

9) выделение прямых государственных инвестиций для реа­лизации инновационных программ и проектов, имеющих обще­национальный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Для реализации инновационной политики государства необ­ходимы институционные и законодательно-правовые преобра­зования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и спо­собствовали бы активизации инновационной деятельности.

Среди институционных преобразований важная роль принад­лежит демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства.

Концепцией инновационной политики Российской Федерации предусмотрено создать в регионах инновационные центры для обеспечения координации взаимодействия и поддержки участ­ников инновационной деятельности.

Необходимо создать условия для привлечения к инноваци­онному процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Намечено также создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся иннова­ционной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Для развития инновационной деятельности предусмотрен комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, без обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельно­сти, без принятия мер по отмене правовых актов, препятствую­щих развитию инновационной деятельности.

В условиях дефицита собственных денежных средств, а так­же ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов исполь­зовать на финансирование нужд действующего производства и в редких случаях — на освоение новых технологий и наукоем­кой конкурентоспособной продукции. Инновационное простран­ство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов.

Для проведения активной инновационной политики требу­ется принятие мер, включающих совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой полити­ки, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры госу­дарственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. К мерам по­вышения эффективности расходования бюджетных средств отно­сятся:

• финансирование на безвозвратной основе только инноваци­онных проектов, имеющих общенациональный характер, вли­яющих на повышение экономической безопасности страны;

• расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представ­ляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на патентных началах;

• совершенствование механизма образования и использование внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего, это касается внебюджетных фондов поддержки НИОКР, часть средств которых будет использо­ваться на финансирование отечественного и зарубежного па­тентования и поддержку международных патентов, исполь­зуемых в инновационных проектах.

В настоящее время развивается система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных иннова­ций, Фонд содействия развитию малых форм предприниматель­ства в научно-технической сфере. Российский фонд технологи­ческого развития с финансированием проектов на возвратной основе.

Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладываю­щих средства в инновации, отведена страхованию финансовых рисков. Расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рис­ков частных инвесторов предусмотрены участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гаран­тии.

Системный подход к управлению инновациями предполага­ет единство регулирования инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управлен­ческих инструментов и решений.

Регулирование инновационной деятельности осуществляет­ся на различных уровнях: на уровне государства в целом, на ре­гиональном уровне, на уровне отдельной организации.

Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды этого регулирования (орга­низационное, экономическое, финансовое, нормативно-право­вое), которое проводится на базе инновационных прогнозов и стратегий, выработки инновационной политики.

В инновационном прогнозе, который является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, разрабатывается предвидение основных параметров инноваци­онной деятельности (се направлений, видов, объектов, послед­ствий и т.п.). В инновационных стратегиях определяются при­оритетные направления инновационной деятельности.

В России стратегические приоритеты государственной инно­вационной политики отражаются в концепции социально-эко­номического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, докла­дываются Федеральному собранию РФ.

На периоды 1998-2000, 2001-2005 гг. в России были выра­ботаны Концепции инновационной политики и план действий Правительства РФ по их реализации. Был разработан Федераль­ный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». В 1999 г. принят также Федеральный

 
закон «О статусе наукограда Российской Федерации», который актуален для регулирования инновационной деятельности.

Работу федеральных органов исполнительной власти по ре­гулированию инновационной деятельности координирует Пра­вительственная комиссия по научно-инновационной политике. Важную роль в управлении инновационными проектами игра­ют постановления Правительства РФ по вопросам инновацион­ной деятельности, принятые в 1999 г.: «О формировании феде­ральных центров науки и высоких технологий», «Об использо­вании результатов научно-технической деятельности» и др.

Следующий уровень государственного регулирования инно­вационной деятельности реализуется в виде программ техноло­гического развития и федеральных целевых программ.

Федеральные целевые программы (ФЦП) концентрируют сред­ства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их резуль­татов.

Программы технологического развития (ПТР) формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основ­ная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участву­ющими в них предприятиями из собственных средств или кре­дитных источников, а роль государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском.

Инновационные проекты включаются в ФЦП или ПТР на основании конкурсного отбора, участие в котором проводится на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государствен­ной научно-технической и экологической экспертизе.

Государственное регулирование инновационной деятельно­сти проявляется в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциали­зации. С этой целью государство создает организационные, эко­номические, правовые и информационные условия для иннова­ционной деятельности.

Экономическими механизмами государственного регулиро­вания инновационной деятельности выступают активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкурен­ции, проведение налоговой политики и политики ценообразо­вания, способствующих росту' предложения на рынке инноваци­онной деятельности, создание выгодных налоговых условий для веления инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции и др.

Организационное регулирование государством инновационной деятельности проявляется в поддержке инновационных проек­тов, включенных в федеральные и региональные инновацион­ные программы, отдельных значительных инновационных про­ектов, а также в содействии развитию инновационной деятель­ности, содействии подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятель­ность.

Важным механизмом регулирования инновационной деятель­ности служит информационная поддержка ее государством, на­пример обеспечение свободы доступа к информации о приори­тетах государственной политики в инновационной сфере, к све­дениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных про­ектах и программах и т.п.

Финансовое регулирование инновационной деятельности ос­новано на проведении государством бюджетной политики, обес­печивающей финансирование инновационной деятельности, на­правление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития.

В России основными источниками финансирования иннова­ционной деятельности служат бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и мест­ных бюджетов) и внебюджетные средства, включая собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятель­ность, и средства инвесторов.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюд­жетных средств осуществляется в соответствии с целями и при­оритетами государственной инновационной политики, как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпри­нимательства.

Государство создает законодательную среду для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности охрану таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности.

Важный механизм регулирования процесса развития и рас­пространения инновационной деятельности — создание благо­приятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности.

Инновационный климат в экономике, от которого во мно­гом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, отчасти определяется структурой, объемом и характером прово­димых НИОКР.

Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на полу­чение знаний, составляющих основу целых научных областей, на выявление наиболее существенных закономерностей. Цель этих исследований — раскрытие новых связей между явлениями, по­знание глубинных закономерностей развития природы и обще­ства, получение знаний, составляющих фундамент научного познания безотносительно к их практическому использованию.

ФИ делятся на теоретические и поисковые. Результатом те­оретических исследований может стать обоснование новых по­нятий и представлений, создание новых теорий. Задачей поис­ковых ФИ служит, например, открытие новых принципов со­здания продуктов и технологий, новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений и т.п.

Результаты ФИ обычно невозможно непосредственно ис­пользовать на практике, но они имеют приоритетное значе­ние для развития инновационных процессов, практического внедрения новаций. Это значение фундаментальной науки для развития инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в но­вые области.

Несмотря на ряд попыток, в настоящее время еще не найде­но общепризнанного критерия эффективности фундаментальных научных исследований. Если затраты на них можно оценить с достаточной степенью точности, то отдачу (результативность) ФИ трудно измерить количественно. Часто утверждается, что «по­ложительный выход» ФИ (то есть получение результата, исполь­зуемого в дальнейших научных исследованиях) в мировой науке составляет лишь 5%.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновацион­ной деятельности выступают множественность источников, гиб­кость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной сре­де инновационных процессов.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование государственных инновационных фондов (та­ких, как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций), федеральных целевых инновационных программ и высокоэффек­тивных инновационных проектов, а также программ государствен­ной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает такие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе), как цен­трализованные инвестиционные кредиты на возвратной основе; закрепление в государственной собственности части акций пред­приятий, осуществляющих инновационную деятельность; госу­дарственные гарантии по инвестиционным кредитам, предостав­ляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями, субъектами инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности самостоятельно оп­ределяют источники, структуру и способы привлечения внебюд­жетных средств (внебюджетные средства на финансирование инновационной деятельности привлекаются из государственных и негосударственных источников).

Организация может вести инновационную деятельность не только за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, но и за счет собственных средств. Важными внутренними источ­никами финансирования инновационной деятельности органи­заций служат фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.

Как известно, амортизация — это процесс перенесения сто­имости основных фондов на стоимость продукции, причем ос­новные фонды наряду с трудом и материалами выступают клю­чевым производственным фактором. Они представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяй­ственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно­натуральную форму. Типовая классификация основных про­изводственных фондов включает такие группы, как здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудова­ние (в том числе силовые и рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника), инструмент.

Денежные средства, затраченные на приобретение основных фондов, называются основными средствами. Приняты два критерия, отличающих основные средства от оборотных: срок службы (более одного года) и стоимость (более 100 МРОТ). Например, инструмент со сроком службы более одного года, но стоимос­тью менее 100 минимальных окладов будет относиться не к ос­новным, а к оборотным фондам.

В процессе производства стоимость основных фондов пере­носится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа (исключение составляет земля). Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулиру­ется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных от­числений устанавливаются государственными органами в про­центах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений. В большинстве случа­ев эти нормы вычисляются путем деления стоимости основных фондов на их срок службы.

Фонд амортизационных отчислений часто выступает основ­ным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и других средств, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную составляющую се­бестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль пред­приятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие страны разраба­тывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволя­ет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои ос­новные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инноваци­онных процессов.

Фонд развития производства, как и другие фонды специаль­ного назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предпри­ятием.

Цели и направления использования (1юнда развития производ­ства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью.) Во многих организациях прове­дение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объек­тов осуществляется за счет средств фонда развития.

Независимо от источника финансирования работ инноваци­онного характера затраты на их выполнение, в том числе затра­ты на Проведение связанных с инновациями научно-исследова­тельских работ, приобретение патентов, лицензий и ноу-хау, включаются в себестоимость продукции.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме кредитных инвестиций, инвес­тиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмити­руемые субъектами инновационной деятельности; путем прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фон­дов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских со­глашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения ин­вестиций.

Один из основных признаков современной системы креди­тования деятельности инновационных предприятий — ее дого­ворная основа.

Важной управленческой задачей в СИМ становится поиск эффективного пути приобретения основных фондов, необходи­мых для осуществления инновационной деятельности. С этой целью при осуществлении инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергети­ческих установок, компьютерной и телекоммуникационной тех­ники, часто прибегают к лизингу.

В последнее время лизинг как новый вид связи между про­изводителем и потребителем дорогостоящего оборудования и других видов основных фондов получил очень широкое разви­тие. В настоящее время рынок лизинговых услуг является во многих странах одним из самых быстро развивающихся. Так, в США на долю лизинга приходится больше четверти всех финан­совых вложений в машины и оборудование.

Согласно Федеральному закону «О лизинге», принятому Го­сударственной думой 11 сентября 1998 г. и одобренному Сове­том Федерации 14 октября 1998 г., лизинг — это вид инвести­ционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридичес­ким лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.