Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный менеджмент и его задачи

Классификация инноваций

Понятие инновации и инновационного процесса

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д.

Инновация — это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации — ее влияние на внешнюю среду. Инновации создают и потенциал действия. Появление и широкое при­менение компьютеров в разных сферах деятельности коренным обра­зом изменило рабочие процессы и быт людей. Более того, всеобщая компьютеризация и развитие сетей передачи информации явились од­ним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к по­стиндустриальному информационному обществу, которое определяет дальнейшее его развитие.

Инновации могут быть: технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Инновации имеют две основные особенности:

- новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна):

- новизну научной идеи или технического решения, лежащую в ос­нове нововведения. Исходя из экономической природы нововведения главной выступает рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.

Инновацию-результат нужно рассматри­вать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Распространение нововведений, как и их создание, является состав­ной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логических формы инновационного процесса: про­стой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизаци­онный (товарный) и расширенный. По мере превращения инновационного процесса в товарный выде­ляются две его органические фазы:

а) создание и распространение;

б) диффузия нововведения.


 

Выделяются три составляющие нововведения:

- потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функция или на­бор функций, которые нужно выполнить; - концепция объекта или совокупности объектов, способная удовле­творить потребность, т. е. новая идея; - компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концеп­цию до рабочего состояния.

В зависимости от характера концепции, на которой основано ново­введение, различают:

- нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, ка­сающиеся в основном вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги.

Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:

- в продуктах или услугах:

- в рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);

- в различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

Инновации могут быть в виде: - новой продукции; - новой технологии производства; - маркетинговой инновации, т. е. нового рынка сбыта: - нового материала: - организационной инновации, обеспечивающей монопольное по­ложение предприятия.

В зависимости от суммы признаков классификационные группы инноваций различают по ряду параметров:

- технологические: продуктовые (продукт-инновации) и процессные (процесс-инновации);

- степень новизны: на международном уровне, для страны, для предприятия;

- значимость ВОЗДЕЙСТВИЯ на экономику — базовые. основанные на научных открытиях и крупных изобретениях; их накопление приводит к переходу на новый технологический уровень; улучшающие, способ­ствующие диффузии базовых инноваций; псевдоинновации — обеспе­чивающие посредством незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достижение максимальной эффективности путем расширения рынка сбыта и сферы использования;

- воздействие на процесс производства: расширяющие (диффуз­ные), направ­ленные на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях; замещающие, предна­значенные д.ля производства операций другим, более эффективным способом: улучшающие, служащие для повышения качества работ (эта группировка является частным случаем предыдущей):

- воздействие на факторы производства — комплексные, требующие соответствующих изменений в оборудовании, технологии, квалифика­ции работников; локальные, не вызывающие значительных изменений в факторах производства;

Классификация инноваций позволяет определить область примене­ния отдельных классификационных групп - в статистике, планировании, выборе источников финансирования, определение инновационных форм деятельности


Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной дея­тельностью занятыми этой деятельностью организационными структу­рами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области ме­неджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии. Поста­новка цели и выбор стратегии осуществляется в цикле в четыре этапа:

1. Планирование: составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, поста­новка задач перед сотрудниками, организация работы.

3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реали­зация плана.

4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накоп­ление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инно­вационных управленческих решений; применения новшеств.

Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, -элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под ин­новационным менеджментом следует понимать совокупность принци­пов, методов и форм управления инновационными процессами, инно­вационной деятельностью, организационными структурами и их пер­соналом. В соответствии с этим определением инновационный ме­неджмент обеспечивает:

- концентрацию внимания всех исполнителен на деятельности в рамках инновационного цикла;

- организацию строгого взаимодействия между исполнителями от­дельных его этапов, направляя их работу на достижение общей страте­гической цели;

- нахождение иди организацию разработки интеллектуальных про­дуктов, необходимых для создания инноваций:

- организацию контроля хода работ по всему инновационном цик­лу - от разработки продукта до сбыта продукции;

- периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения пли прекращения работ по отдельным проектам.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальная экономика: результаты и их измерение | Источники инноваций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.