Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и принципы изучения




ПЛАН

ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА И ДЕТСКОЙ ГРУППЫ

1.Методы и принципы изучения.

2.Основные пути исследования психики детей.

3.Планирование и построение исследования.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических факторов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего анализа и практического использования. Следовательно, факты интересуют и психолога и педагога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.

Какими же общими принципами следует руководствоваться, применяя методы психологической диагностики?

1. Прежде всего, – это принцип генетического (исторического) подходак изучению психики ребенка. Согласно ему при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. 2. Принцип детерминизма или причинной обусловленности тех или иных изменений факторами внешнего или внутреннего порядка. Таким образом, каждый полученный отдельный факт необходимо рассматривать на качественном уровне, т.е. с учетом его включенности во всю внутреннюю картину мира ребенка и его поведения. Отсюда следует необходимость изучать личность ребенка во всех многообразных связях его с окружающим миром. Важно учитывать, что отдельные диагностические методики как бы «выхватывают» из целого какую-то маленькую частичку, которая имеет смысл только внутри целостного явления. Поэтому одни и те же количественные показатели, которые мы получаем в ходе исследования, приобретают смысл только тогда, когда рассматриваются на фоне личности ребенка. 3. Принцип единства изучения личности ребенка и общения. Ничего нельзя понять в личности ребенка без анализа общения его с окружающими людьми (родителями, сверстниками, учителями и т.д.). Процесс перехода внешнего поведения ребенка (общение, деятельность) в его внутренние психические черты характерен для все динамики формирования психики маленького человека. Кроме того, надо учитывать и обратный процесс: уже сформировавшиеся черты личности проявляются в общении и деятельности ребенка. 4. Принцип стереоскопичности (стереогнозиса). Об одном и том же ребенке разные взрослые высказывают различные суждения. Вот почему при диагностике важно учитывать мнения воспитателей, учителей, родителей и других взрослых, которые часто общаются с ребенком. Кроме того, весьма относительными являются сиюминутные знания о ребенке. Изучая детскую личность необходимо учитывать ее беспрерывное изменение и развитие. Недаром рекомендуется одно и тоже проявление личности изучать непрерывно, повторять тесты, чтобы понять сегодняшний уровень развития ребенка и его перспективы.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Требует такой организации изучения ребенка, при которой ни сам процесс изучения, ни его результаты не наносили бы испытуемым какого-либо вреда (здоровью, состоянию, социальному статусу и т.д.). 2. Принцип единства диагностики и коррекции развития психики. Необходимо применять такие методы, которые помогают развитию ребенка. Этот принцип основывается на признании изменчивости психики и является обязательным условием в работе практического психолога, педагога исследователя. 3. Принцип беспристрастности при изучении ребенка. Он предполагает недопущение предвзятого отношения. Его реализация зависит от адекватности примененных методов целям исследования, соответствия их возрасту, полу испытуемых, условиям эксперимента и т.д. 4. Принцип сотрудничества. Предполагает тесное сотрудничество психолога не только с ребенком, но и с родителями, педагогами-коллегами. Успешной реализации этого принципа способствуют такие качества педагога-психолога, как контактность, эмпатия, наблюдательность, способность вызывать у окружающих доверие, симпатию и т.д.

Как правило процедура психолого-педагогической диагностики ребенка проходит в рамках деятельности ПМПК. Поэтому остановимся боле подробно на цели, задачах и принципах деятельности ПМПК.

Исходя из главной цели психолго-медико-педагогического сопрвождения – создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, можно сформулировать основные задачи деятельности ПМПК какопределение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и поведении.Вся процедура психолого-медико-педагогоического консультирования должна подчиняться определенным принципам, которые отчасти перекликаются с основными принципами психолого-педагогической диагностики. ПРИНЦИПЫ ПМПК.

1. Принцип комплексности изучения, который подразумевает тесное взаимодействие специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка. 2. Принцип стереогнозиса – оценки состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами). 3. Принцип целостности изучения – отдельные стороны психики ребенка (психич. процессы, познавательная деятельность, ЭВС и т.д.) не изолированы друг от друга, они проявляются целостно, обусловлены мотивами, зависят от физического состояния ребенка. Следовательно существует возможность использования одной диагностической методики для оценки различных характеристик. Таким образом, сокращается время обследования. (Пример методик).

1.Принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка, когда каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и разновременостью созревания тех или иных функций. Учет этого принципа позволяет фиксировать отдельные нарушения, определять причины их возникновения и оценивать их как первичные, вторичные или третичные. 2. Принцип соблюдения интересов консультируемого ребенка, он понимается как определение и доведение до сведения членов семьи адекватных условий для его обучения и развития, воспитания и лечения, как в школе, так и дома. Правильной постановки диагноза недостаточно родителям следует объяснять необходимость адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями. 3. Принцип щадящей формы сообщения поставленного диагноза и проведения психокоррекционной работы с родителями на всех этапах консультирования и всеми специалистами. В беседе с родителями следует раскрыть психологическую структуру отклонения в развитии ребенка и доступным языком рассказать об особенностях его развития, указать на положительные качества, объяснить какие специальные занятия и к каким специалистам нужно обратиться и т.д.

4.Принцип индивидуально-коллегиального проведения обследования – решение о структуре отклоняющегося развития и вытекающих отсюда особенностях коррекционно-развивающих мероприятий обсуждается и принимается совместно всеми специалистами ПМПК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.