Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие системы и методов отбора в России




ПЛАН

СЕМИНАР № 1

Планирование и построение исследования.

Психологическое исследование начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих педагогически-практических задач, стоящих перед исследователем. На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области психологии развития и конкретных педагогических задач определяются цели конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования – это определенная область психического развития. На вопрос: «Что именно изучается?» отвечает формулировка предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношение детей, то объект – психическое развитие детей в процессе игры, а предмет – психологические особенности формирования взаимоотношений детей в процессе игровой деятельности.

После того как определены объект, предмет, цель, задачи, исследователь размышляет над тем, каким может быть ответ на поставленный вопрос, - формулирует гипотезу. Гипотеза – это предположение, возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Выдвигая гипотезу надо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка, доступность для проверки.

Далее необходимо выбрать методы исследования, которые должны быть адекватны его цели и задачам, и, наконец, указать базу, на которой будет проводиться исследование.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ОТБОРА В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Разработка методов выявления умственно отсталых детей за рубежом (19 – 20 в.). 2. Развитие системы и методов отбора в специальные учреждения в России. 3. Основные тенденции развития современной психодиагностики. 4. Статья Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» - конспект.

1. Разработка методов выявления умственно отсталых детей за рубежом (19 – 20 в.).

В зависимости от того, как различными исследователями понималась сущность умственной отсталости, находились и методы, которыми они пользовались для ее выявления. Первыми начали заниматься вопросами психофизического недоразвития детей врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний. В работах врачей Ж.Э.Д. Эскироля (1772-1840) и Э.Сегена (1812-1880), клторым принадлежит заслуга первых исследований умственной отсталости, даются некоторые диагностические критерии. Так Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, что повлияло на вербальный характер последующих тестов. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов. Следует отметить, что до середины 19 века установление умственной отсталости оставалось преимущественно медицинской проблемой. С середины 60-х годов 19 века в некоторых странах вводится всеобщее начальное образование, и во вспомогательные школы начинают попадать дети на основе лишь одного критерия – неуспеваемости. Возникает необходимость упорядочить систему отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превращается в психолого-педагогическую проблему. Одним из первых, кто предлагает тестирование как метод отбора, был английский биолог Ф. Гальтон (1822-1911). Главными показателями умственных способностей он считал состояние сенсорных функций человека: остроту зрения, слуха, скорость психических реакций. Дж. М. Кэттел (1860-1944) создает серию тестов, направленных на определение состояния простых функций, скорости протекания психических реакций, для установления индивидуальных различий. Измерение более сложных психических процессов (восприятие, память и др.) легло в основу серии тестовых испытаний, созданных немецким психологом Э. Крепелином (1856-1926), который проводил изучение психически больных.

Последующая разработка тестов связана с деятельностью французских психологов А. Бине и Т. Симона, которые приводят тесты в определенную систему, котроую называют «Метрической скалой умственных способностей». Первый вариант (1905) этой скалы содержит 30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности, в этом варианте не было возрастных показателей, он был направлен на выявление типа памяти, понимание словесных инструкций. Второй вариант скалы выходит в 1908 году, здесь тесты сгруппированы по возрастным ступеням с 3 до 13 лет. Третий вариант появился в 1911 году, здесь предлагались тесты для детей от 3 до 16 лет. Однако и этот вариант имел недостатки: для одного возраста предлагались тесты на комбинирование, для другого – на исследование памяти, некоторые тесты имели субъективный характер, их выполнение зависело от жизненного опыта ребенка. (Например: 9 лет: «Что надо сделать, если опоздаешь на поезд?»; 10 лет: «В один из первых весенних дней баба взяла серп и пошла жать рожь. Что здесь неправильно?» Но не каждый городской ребенок знает, когда и чем жнут рожь). Еще один недостаток состоял в том, что 80% тестов носили словесный характер. В этот же период профессор Римского университета С. де Санктис (1862-1954), предлагает свою серию заданий из 6 опытов для определения умственного недоразвития для детей с 7 лет. Они направлены на исследование внимания, воли, непосредственной памяти на цвет и форму, способности к пересчету конкретных предметов, зрительное определение величины и расстояния. Однако работы Санктиса не прижились и наибольшей популярностью пользовались тесты Бине и Симона, которые модернизировались и приспосабливались к местным условиям. О.Декроли и Деган (Бельгия 1910); В. Штерн, Э. Мейман (Германия 1915, 1917) и т.д. К началу 20 века относятся первые попытки длительного изучения детей, так в Бельгии по предложению О. Декроли (1871-1932) при вспомогательных школах создаются наблюдательные классы, которые имели целью уточнение диагноза и выработку рекомендаций по дальнейшей работе с ними.

В России необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале 20 века, в связи с открытием первых вспомогательных школ и вспомогательных классов (1908-1910). Представляет интерес метод изучения детей, созданный русским невропатологом Г.И. Россолимо (1860-1928). Он создал такую систему тестов, с помощью которой можно было бы исследовать как можно больше отдельных психических процессов (воля, внимание, точность и прочность зрительного восприятия, ассоциативные процессы). Результат вычерчивался в виде графика – профиля, отсюда и название метода – «психологические профили». Полный вариант содержал 26 тестов, каждый из которых состоял из 10 заданий и продолжался 2 часа. Позднее этот метод был упрощен до 11 тестов по 10 заданий. По сравнению с методикой Бине-Симона – Россолимо сделал попытку качественно-количественного анализа результатов работы ребенка. Однако, метод имел ряд недостатков: 1) не исследовал словесно-логическое мышление детей, не давал понятия об их обучаемости; 2) по мнению Л.С. Выготского метод раскладывает личность на ряд простых функций и измеряет отдельно каждую из них, а это «все равно, что сравнивать километры и килограммы». Следует отметить, что используя тесты, большинство отечественных психологов не считали их единственным универсальным средством изучения детей. Так, например, работы П.Я. Трошина (1874-1938) помогают в решении вопросов дифференциальной психодиагностики. Он подчеркивает важность наблюдения за поведением детей в естественных условиях. Первым же кто создал методику целенаправленного наблюдения, был А.Ф. Лазурский (1874-1917). Большой его заслугой являлось то, что он изучал ребенка в деятельности, в естественных условиях путем объективного наблюдения, разработал так называемый естественный эксперимент, включающий в себя элементы целенаправленного наблюдения и специальные задания. Лазурский создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроке, в которой указывались проявления, подлежащие наблюдению и их психологическое значение. Им также разработаны планы экспериментальных уроков, выявляющие качества личности.Необходимо отметить, что метод Лазурского имеет недостатки: он понимал деятельность ребенка как проявление врожденных свойств и предлагал выявлять эти свойства, чтобы уже в соответствии с ними строить педагогический процесс. Особая роль в разработке научных основ дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934), который отстаивал динамический подход к изучению детей. Он предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что он может сделать сам, а проследить за тем как он принимает помощь, каков, следовательно его прогноз на будущее. Особое внимание он уделяет изучению интеллектуальной и ЭВС детей их взаимосвязи.

В работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931)он предложил схему педологического исследования детей:

1.Тщательно собранные жадобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения; 2.История развития ребенка; 3.Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития; 4.Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса); 5.Прогноз (предсказание характера детского развития); 6.Педагогические и лечебно-педагогические назначения.

В 20-30 годы работа по разработке методов обследования детей ведется в ряде лечебных и педагогических учреждений. В это время работают А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко (1870-1943) и др. в этот период отмечается и активная деятельность педологов (Блонский, Пинский и др.), которые инструментом своей работы избрали тесты. Комплектование вспомогательной школы осуществляется МПК, которые работают в конце учебного года и обследуют детей безуспешно обучавшихся в массовой школе 1-2 года.В 50-70 годы ведутся интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б.В. Зейгарник (1900-1988), разрабатываются нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.Р. Лурия (1902-1977). Большая заслуга в разработке методов, принципов и путей отбора детей во вспомогательную школу принадлежит Г.М. Дульневу (1909-1972), и Ж.И. Шиф (1904-1978). Под их руководством был обобщен накопленный опыт по отбору умственно отсталых детей во вспомогательную школу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.