КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года
Методика проведения психолого-педагогического обследования При отборе методик для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста (приложения 11 — 12) необходимо исходить из закономерностей развития нормально развивающихся детей и особенностей развития их умственно отсталых сверстников.Для успешного решения диагностических задач, стоящих перед исследователем детей раннего возраста, требуется особая тактика проведения обследования. Прежде всего, с ребенком надо наладить доброжелательный контакт, т.е. заинтересовать его. Естественно, что тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка. При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее простых - до более усложненных. Отдельные задания дублируются, т.е. даются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость приложения определенного мышечного усилия, что для отдельных детей может стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать тот факт, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка. Поэтому при необходимости следует провести обследование слуха и зрения. Приложение 11 1. Принеси мяч. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы. Оборудование: большой надувной мяч. Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2 — 3 раза. Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: "Кати мяч!" Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание принять игру или отказ), результат обучения. 2. Каталка. Задание направлено на выявление уровня сформированности навыка ходьбы, наличия элементарного согласования действий рук и ног, умения двигаться целенаправленно вперед. Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки — подвижная игрушка (бабочка или петушок). Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совместно со взрослым. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми. 3. Игра "Kv-ку". Задание направлено на выявление психологического новообразования — представления. Оборудование: ширма, кукла. Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: "Ку-ку", вызывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает куклу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит: "Ку-ку". Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: "Ку-ку", а появление куклы задерживает. В это время у ребенка появляется реакция "ожидания" куклы (вытягивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз. Оценка действий ребенка: принятие задания, желание сотрудничать со взрослым, наличие реакции "ожидания". 4. Пирамидки. Задание направлено на проверку умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умения подражать взрослому. Оборудование: две пирамидки из четырех-пяти шаров (две пирамидки из пяти-шести колец одного размера). Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на поднос. Затем, предлагает ребенку собрать пирамидку, надеть шары (колечки) на стержень. Обучение: взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать шары (колечки) на стержень, выполняя все действия по подражанию, обращая внимание на то, что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать на стержень. При затруднениях надо использовать совместные, действия взрослого и ребенка. Оценка действий ребенка: принятие задания, умение подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации. 5. Доска Сегена. Задание направлено на выявление уровня развития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики. Оборудование: две доски с прорезями: одна — с двумя (круг, квадрат), другая — с тремя (круг, квадрат, треугольник). Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит ребенка вставить фигурки в свои прорези. Обучение: взрослый подносит круглую фигурку к квадратной прорези и говорит: "Попробуем сюда. Нет не подходит. Потом в другую прорезь, подходит". Затем предлагает ребенку действовать самостоятельно. В случаях затруднения используют совмстные действия. 6. Разложи игрушки. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия, а именно умения устанавливать идентичность предметов. Оборудование: коробка с мелкими игрушками (елочки, бочки, матрешки), по шесть штук каждой. Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, а на другой — елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке. В случаях затруднения взрослый показывает и объясняет: "Сюда: класть матрешки, а сюда — елочки". Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий. 7. Построй башню. Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности. Оборудование: восемь кубиков одного цвета. Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре 8. Возьми игрушку. Задание направлено на выявление уровня понимания речевой инструкции, наличия указательного жеста. Оборудование: неваляшка (озвученная), паровоз. Проведение обследования: взрослый дает ребенку по очереди неваляшку, показывая, как она звучит при легком толкании и произнося: "Это ляля", а затем — паровозик, показывая как он едет, и гудит: "Ту-ту". Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и просит взять одну из игрушек: «Покажи лялю, возьми лялю». После того как ребенок поиграл с неваляшкой, взрослый просит взять паровозик и сказать, как он гудит. В случаях затруднения взрослый повторяет обучение 2 — 3 раза. Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания выделение игрушки по слову, умение ребенка отраженно повторить звукоподражание. 9. Найди картинку. Задание направлено на выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением. Оборудование: две игрушки (кошка, собачка) и соответствующие картинки. Проведение обследования: взрослый показывает игрушку (собачку) и говорит: "Это собачка, гав-гав". Ставит недалеко от ребенка. Показывает кошку: "Это киса, мяу-мяу". Ставит кошку рядом с собачкой. Затем показывает ребенку картинку с изображением кошки и спрашивает: "Кто это? Положи картинку к игрушке. Если ребенок задание выполнил верно, эту картинку убирают и дают картинку с изображением собачки, спрашивая: «Кто это?» В случаях затруднения взрослый подносит картинку к игрушке, показывает указательным жестом и говорит: "Это собачка и это собачка. Это кошечка и это кошечка". Соотнесение проводится не более 2 — 3 раз. Оценка действий ребенка: принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предметного изображения, o6учаемость. 10. Покатай куклу. Задание направлено на выявление умений действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ребенка в определенной ситуации, заданной взрослым. Оборудование: тележка, кукла, тесьма. Проведение обследования: взрослый показывает ребенку тележку и сажает в нее куклу (или матрешку). Везет тележку и говорит: "Покатаем лялю. Теперь привяжем тесемку к тележке и покатаем куклу" (катает по столу). Затем просит ребенка за тесемку и покатать куклу. В случаях затруднения взрослый обучает ребенка, используя совместные действия.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |