КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпоха размежевания церковнославянского и русского языков
Эпоха Петра I Петр I вошел в историю России как крупнейший преобразователь всех областей жизни страны. Царь-реформатор послал учиться за границу(Германию)первых русских студентов В 1698г. В университете Галле русские студенты открыли курсы русского языка Таким образом русский язык вошел в программу университета.
Возможно, первым учебным заведением в России, где начали преподавать русский язык иностранцам была «Школа пастора Глюка», открытая в 1701г. В 1704г. Эрнст Глюк подготовил для своих учеников грамматику на немецком языке, основой которой стала грамматика Мелетия Смотрицкого. Глюк вводит в свою грамматику элементы некнижного русского языка конца XVII-начала XVIII столетия.
1 января 1708 года Петр I издал указ о реформе азбуки и введения в России гражданского алфавита. После реформы церковнославянской азбуки потребовались новые принципиальные решения вопросов русской орфографии и разработки грамматики Первым автором, написавшим послереформенную грамматику, адресованную иностранцам, был В.Е.Адодуров. Он положил основные положения грамматики в основу лекций, которые читал с 1738-1740 гг. в Санкт-Петербургском университете. Грамматика Адодурова характеризуется отчетливым противопоставлением церковнославянских и русских форм. Адодуров указал также на расхождение в русской и церковнославянской лексике. Он предложил новые правила орфографии. В 1748 г. В.К.Тредьяковский издает книгу, посвященную новым правилам орфографии – «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой», написанную в форме диалога между иностранцем и россиянином.
В условиях исторических преобразований Петра I в России повсюду открываются новые учебные заведения. В 1725 г. В.Н.Татищев пишет инструкцию «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», где также преподавались живые иностранные языки с учетом технического профиля обучения. В 1725 г. открывается Московский университет (современное название МГУ). Сразу после открытия Московского университета в нем преподавали в основном иностранные преподаватели. К концу 1755 г. положение изменилось – предпочтение стало отдаваться отечественным профессорам. Вместе с российским студентами в университетах и гимназиях России того времени обучались иностранцы. Первыми учебными пособиями были дву-и многоязычные словари, которые служили как изучающим иностранный язык россиянам, так и иностранцам, постигающим русский язык. В 1763 г. был издан шестиязычный словарь под редакцией Г.А.Политика. После выхода «Словаря Академии Российской» в 1789-1794гг. Многие русско-иностранные словари составлялись на его основе. В это время для преподавания иностранных языков широко использовались переводные пособия. И.Ф.Вегелин перевел с французского языка «Грамматику для дам», переработав диалоги с учетом русских реалий. В эту грамматику Вегелин самостоятельно добавил диалоги для «мужчин». Здесь использовались такие разговорные темы, как «Как спросить о чем-нибудь», «О времени», «Способы объясняться учтиво». В 1755г. М.В.Ломоносов издал грамматику русского языка. Наиболее полно теория обучения иностранным языкам была представлена в документе, составленном в 1782г. профессорами московского университета, который назывался «Способ учения». Авторы «Способа учения» не отвергали изучение грамматики в сопоставительном аспекте, которое проводилось параллельно с чтением текстов. Для успешного овладения устной речью рекомендовались вопросно-ответные упражнения(«разговоры»). Особое внимание уделялось постоянному звучанию иностранной речи на уроках(учитель и ученики должны были при изучении иностранного языка как можно чаще говорить на изучаемом языке. Изучать грамматику предлагалось практически. Талантливые переводчики знакомят европейских читателей с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского. Появляются учебные пособия нового типа: учебники-хрестоматии. В 1905г. Н. Сперанский издает учебник, построенный на рассказах Л.Н.Толстого. В учебнике-хрестоматии «Русский язык» в качестве текстов использованы произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского.
· В XIX-начале XXвв. Русский язык уже преподается во многих странах мира. · С 1896г. Его начали преподавать в Гарварде(США). · С 1901г. кафедры русского языка открываются в калифорнии и Чикаго. · С 1855г. Русский язык начали преподавать в Токио. · В Китае первые русские школы были открыты еще в1708г., а с 1862г. Русский преподается в системе школ иностранных языков.
Лекция №4
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |