КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Установление равновесных цен
Взаимодействие спроса и предложения. Предложение. Факторы, влияющие на предложение Что такое предложение? Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. На рисунке графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.
График предложения
Как видно из приведенного графика, если цена костюма повысится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот. Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие: – изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен па сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения; – изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения; – природные катастрофы, войны. .
Влияние неценовых факторов на предложение
На графике влияние неценовых факторов на предложение может быть изображено как сдвиг кривой предложении вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения) В данном случае говорят об изменении предложения
Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. На рисунке представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают. Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Что произойдет, если цена повысится и станет равна P1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q 1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q 2. Продукция в объеме Q 2 - Q 1, представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.
Равновесие на рынке
Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже развесной, т.е. будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара и объеме Q 1 - Q 2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р. На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем: 1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения. Рыночный механизм спроса и предложения Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным. Повышение спроса на графике отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D 1). В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2) Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.
Спрос, предложение, цена Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. «Цена пола» установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости. Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишек проданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств бюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы ни какого результата. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в странах переходной экономики в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен. т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы при остановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения кар точной системы или других систем нормированного распределения. Многие экономисты — сторонники нелиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченном свободы рыночных отношений, возражают против применении цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя. Приверженцы других направлений экономической науки, ни сколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожи даться автоматического регулирования спроса и предложения Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы) другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения). Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли и основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы. 1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: – фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; – цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; – наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет. 2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то: – фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); – начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям. В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |