Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения на рынке товаров




Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми и они руководствуются, совершая покупки, – важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Спрос, в свою очередь, зависит от качества продукции, цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.

Эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 единиц? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению от сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать падение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Спрос на товары по-разному реагирует на изменения их цен, доходов по­требителей и цен других товаров. Коэффициент ценовой эластичности (ер) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собою отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффици­ента.

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос:

– неэластичный (ер < 1),

– единичной эластичности (ер = 1) и

– эластичный (ер > 1).

В случае абсолютной неэластичности (ер = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси;

в случае абсолютно эластич­ного спроса (ер = оо) она параллельна (выше) оси абсцисс.

Эластичность линейной функции спроса изменяется в зависимости от уровня цены. Спрос является эластичным при высоких ценах и неэластичным при низких.

Ценовая эластичность спроса влияет на объем общей выручки от продажи данного количества товара. Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара. При эластичном спросе направления изменений упомянутых величин про­тивоположны. Если спрос отличается единичной эластичностью, выручка остается прежней.

Товар обладает тем большей ценовой эластичностью, чем больше замените­лей он имеет (т. е. чем менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов на его приобретение в бюджете потребителя. На эла­стичность влияет также длительность исследуемого периода времени. Чем продолжительнее этот период, тем выше ценовая эластичность спроса.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (еi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина еi является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной ко­эффициента. Они могут относиться:

– к предметам первой необходимости (О < еi < 1),

– второй необходимости (еi = 1) и

– к предметам роскоши (еi > 1).

Коэффициент перекрестной эластичности (еху) характеризует степень реак­ции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (у). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть

– взаимозаменяемыми (еху > 0),

– взаимодополняемыми (еху < 0) и

– нейтральными (еху = 0).

Эластичность предложения показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду эластичность спроса на продукцию, так как от этого зависит выручка фирмы.

Другим примером практического использования теории элас­тичности является государственная налоговая политика. При вве­дении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфра­структуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налого­вое бремя будет распределяться по-разному между производителя­ми и потребителями продукции.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию Цена?

2. Дайте определение понятию Спрос?

3. Как гласит закон спроса?

4. Что такое Эффект дохода?

5. Что такое Эф­фект замещения?

6. К чему приведет изменение величины спроса?

7. Какие неценовые факторы спроса вы знаете?

8. Дайте определение понятию Предложение?

9. Как гласит Закон предложения?

10. Какие неценовые факторы предложения вы знаете?

11. Что такое Равновесная (рыночная) цена?

12. Как гласит закон рыночного ценообразования?

13. Что такое Рыночный механизм спроса и предложения?

14. Что такое Цена пола?

15. Что такое Цена потолка?

16. Что такое Эластичность спроса?

17. Что такое Эластичность предложения?

18. Что такое Коэффициент ценовой эластичности?

19. Что такое Эластичность предложения?

20. Что такое Эластичность спроса.

 

Лекция 6. Основы теории индивидуального воспроизводства

1. Социально-экономическая сущность предпринимательства, его характерные черты

2. Предприятие как основное звено экономики на микроуровне

3. Спрос на факторы производства. Закон предельной убывающей производительности

 

Ключевые понятия:

Предпринимательство, условия формирования предпринимательства, Важнейшие черты предпринимательства, Предприятие, Источни­ками имущества предприятия, Индивидуальное (семейное) частное предприятие, Арендное предприятие, Государственное предприятие, Факторы производства, Основные производственные фонды, Оборотные производственные фонды, Спрос на факторы производства, Закон предельной убывающей производительности, Закон убывания предельного продукта, Предельный продукт,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.