Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специалистов




Дований и приглашать для их осуществления квалифицированных

Водителя умения правильно определять направления глубоких иссле-

Косвенно к культуре корпорации. Сложные случаи требуют от руко-

Причины неудач и успехов, многие из которых относятся прямо или

Их решений в культурологическом аспекте, уметь диагностировать

Введение

Монизации. Руководитель должен уметь предвидеть последствия сво-

Корректировки, поддержания на оптимальном уровне, развития и гар-

Выявления специфики культуры его организации, ее формирования и

Стижении целей организации, понимать необходимость грамотного

Понимать роль и место его личной и корпоративной культуры в до-

Руководитель должен иметь достаточно полное представление о

Еще жива.

Само по себе определяет возможности развития системы и то, что она

Постоянно, и это естественно и неизбежно, поскольку их наличие уже

Кроме обозначенных проблем существует и множество других, тре-

Ретает их самостоятельно. Наука помогает точнее диагностировать

Инструментарий решения проблем из числа известных ему или изоб-

Вает ситуацию, формулирует проблемы, выбирает способы, методы,

Состояние культуры своей организации, дает ему оценку, рассматри-

Раясь на помощь науки, все равно в конечном счете само анализирует

Конкретной ситуации, в конкретной организации ее руководство, опи-

Ции, показать палитру инструментов, методов, позитивно себя зареко-

Лиз наработанных рекомендаций, определить наметившиеся тенден-

Ют свойствами уникальности и невозможности их полного познания.

Скольку организации, как и любые большие сложные системы, облада-

Мендаций, пригодных для всех организаций и на все случаи жизни, по-

Еще одна проблема — отсутствие универсальных рецептов, реко-

Подтягивания недостаточно высоко развитых элементов до уровня

Критерием уровня развития культуры, но стремление к ней требует

Тия. Поэтому сама по себе гармония не может служить достаточным

Быть достигнута и на очень высоком уровне, и на низком уровне разви-

≪продвинутых≫.

Каково место науки в этом случае? Наука поможет осуществить ана-

мендовавших, дать обзор ≪эрудиционного поля≫, чужого опыта. Но в

проблему и не заниматься ≪изобретением велосипеда≫.

бующих осмысления и решения; более того, проблемы будут возникать

культуре вообще и корпоративной культуре в частности. Его задача —

Глава 1.Что такое "корпоративная культура" Спивак.

1.1. Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации (маленький словарь)

 

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; понятие "культура" применяется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (например, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни людей (например, культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)...

 

Такое определение можно обнаружить в СЭС. (Эту аббревиатуру, а также название "Энциклопедический словарь" мы будем в дальнейшем применять для обозначения неоднократно издававшегося массовыми тиражами Советского энциклопедического словаря. В частности, мы пользуемся изданием: Советский энциклопедический словарь / Научный совет: А. М. Прохоров (пред.). М.: "Советская энциклопедия", 1981).

 

Как мы видим, полное определение понятия культуры включает множество составляющих ее элементов, уровней, смыслов. Поэтому в конкретном случае следует обозначать контекст, смысл, в котором употребляется это понятие. В частности, очень часто понятие "культура" используется в узком смысле, т. е. для обозначения только духовной культуры, только набора этических норм и правил, обычаев и традиций, а применительно к культуре организации - для обозначения традиций, норм, правил, обычаев, определяющих поведение работников организации.

 

Для обозначении этих явлений более адекватным является понятие "этика".

 

Этика как философская наука изучает мораль. Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Понятие "этика" имеет и второе значение: это система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

 

В деловой сфере сейчас развивается этика делового общения (ЭДО) - прикладная наука, которая изучает факторы формирования и проявление в деловой сфере неких моральных критериев, норм, нравственных параметров в отношениях между производителями и потребителями, служащими и руководством компаний, торговцами и покупателями, компаниями и государством, компаниями и обществом.

 

Попутно определим понятие "этикет": это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Знание правил этикета и следование его предписаниям может на какое-то время ввести в заблуждение относительно моральных установок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения своих самых насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истинного лица.

 

Мы считаем целесообразным рассматривать все аспекты корпоративной культуры, т. е. использовать понятие "культура корпорации" в широком смысле.

 

Материальная культура - физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами - от лат. аrtefactum - искусственно сделанное, в нашем случае - процесс или образование, несвойственное природе и возникающее обычно в ходе ее преобразования): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

 

Нематериальная, духовная культура: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. (Но их можно выразить, передать "из уст в уста" посредством устной и письменной речи.)

 

Практически также определяется понятие "культура" в социологии. Согласно "Краткому словарю по социологии", слово "культура" применяется в двух смыслах:

 

1) личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной и научно-технической культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей;

 

2) социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Здесь понятие "институт" используется для обозначения совокупности норм права по определенному кругу общественных установлений (институт брака, институт права и т. д.).

 

В психологии используется понятие "ментальный", т. е. относящийся к психике, к интеллекту.

 

Наверное, правильно будет сказать, что культура - это единство материального и ментального в жизни личности, группы, общности.

 

В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Можно только говорить о различных уровнях развития тех или иных аспектов культуры, исследовать их и находить объяснения различиям. Существует понятие "субкультура":

 

1) культура какой-либо социальной или демографической группы;

 

2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.

 

Часто для обозначения сходных явлений используются понятия "цивилизация", "уровень цивилизации". В социологии, изучающей общество и происходящие в нем процессы, нет однозначной трактовки понятия "цивилизация". Само слово происходит от латинского civilis - гражданский, государственный. В средние века, да и сейчас тоже, "цивильным" называют человека, умеющего хорошо себя вести, т. е. обладающего знанием этикета, а "цивилизовать" означает "делать благовоспитанным, вежливым, любезным".

 

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил эти два понятия И. Кант, родоначальник немецкой классической философии. О. Шпенглер, также немецкий философ и историк, в своем труде "Закат Европы" противопоставляет явления культуры и цивилизации, отмечает специфику обществ, выражающуюся в способе проживания жизни и биоритме жизни, а также в особенности прохождения фаз развития - рождения, детства, молодости, зрелости, старости, "заката". При этом культура олицетворяет этап развития, эволюции общества, а цивилизация - его механицизм в развитии, инволюцию, окостенение культуры и распад. Европейская цивилизация - на стадии "заката". С этих точек зрения культура рассматривается в узком смысле, только как духовная.

 

А. Тойнби, английский историк и социолог, считал цивилизации системами, в которых элементы соответствуют и влияют друг на друга, а сами системы могут быть исследованы с использованием сравнительно-исторического метода. Интегральный критерий сравнения - степень достижения конечной цели, целевой установки. Основной критерий роста - от простой реакции на внешние вызовы к преобладанию вызовов изнутри системы, из сознания личности, в направлении самоопределения.

 

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с компьютеризацией, освоением космоса, новых видов энергии, т. е. как вершине успехов человечества в достижениях материальных ценностей, а с культурой обычно связывают духовные достижения.

 

Тем не менее не будем забывать, что культура в широком смысле включает в себя кроме "достижений духа", и все то, что мы относим к достижениям цивилизации.

 

В чем отражается, в чем "сидит" культура? Личная культура - в нашей душе: наших мыслях, в организации процесса мышления, в восприятии, в оценках, в приписывании причин, в речи, вообще в мировоззрении, в эмоциях, чувствах. Поэтому можно говорить о культуре чувств, культуре мышления. Культура организации - в "душе" (или "духе") организации, в уровне ее материального и духовного развития.

 

Индикаторы, показатели, проявления культуры, на основе которых можно делать какие-то выводы, - это поступки, поведение, воспринимаемое теми, кто оценивает уровень культуры. Поведение многими учеными (в частности, К. Марксом, выдающимся экономистом и социологом) считается единственной основой для более или менее правильных выводов, поскольку в отличие от мотивов, намерений, даже слов может объективно наблюдаться. Если вы будете опираться на мотивы и намерения, которые, как вы считаете, характеризуют человека, вы, сами того не подозревая, будете руководствоваться домыслами, а если возьмете за основу слова, вам понадобятся дополнительные доказательства их истинности и правильности понимания и вами, и другими людьми.

 

В чем проявляется поведение корпорации, мы будем рассматривать в разделах, посвященных специфике восприятия культуры корпорации различными субъектами.

 

Что такое ≪корпоративная культура≫




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.