Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16. Экономические методы управления




Виды ограничений при принятии решений

Ограничения Комбинации ограничений
             
1. Деньги есть Да нет Да Нет Да Нет Да
2. Самочувствие хорошее Нет Да Да Нет Нет Нет Да
3.Штат укомплектован Да Нет Нет Да Да Нет Да
4. Имеется информационная база Да Да Нет Нет Да Нет Да
5. Отношения с администрацией школы, где учится сын, хорошие Да Нет Да Да Да Нет Да
6. Подход к принятию решения оптимистический Нет Да Да Нет Да Нет Да
7. Предприятие преуспевает Да Нет Нет Нет Да Нет Да
8. Семья дружная Нет Да Да Нет Нет Нет Да
9. Авторитет менеджера достаточно высок Да Нет Да Нет Нет Нет Да
10. Поставщики сотрудничают с предприятием более трех лет Да Нет Да Да Нет Нет Да

Комбинация ограничений при разделении проблем

Комбинации ограничений Проблемы
               
                 

При выполнении данной игры обратите внимание на табличные материалы. Результаты игры оцениваются преподавателем по 100 бальной шкале.

Литература

  1. Каренов Р.С. Теория и практика менеджмента. / Учебник. Алматы 2006
  2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Камаров М.А. Менеджмент / Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1993
  3. Лебедев О.Т., Коньковская А.Р. Основы менеджмента / Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд. Дом М и М, 1997

 

Цель: Рассмотреть подходы к классификации методов управления, значимость и использование в практической деятельности организации экономических методов.

16.1 Сущность методов управления

16.2 Экономические методы управления,их виды и значение применения

 

1. Методы управления - это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Теоретическая основа методов управления требует глубокой и тщательной проработки, поскольку наиболее активный и действенный инструмент управления способен при неправильном его использовании привести к отрицательным последствиям. Это тем более усугубляется при деформациях или неверном формирова­нии механизма управления.

Существует несколько подходов к классификации методов управления. Однако к человеку и коллективу имеет смысл при­менять только такие средства воздействия, которые затрагивают их интересы. Поэтому заслуживает внимания классификация по содержанию воздействия: экономическое, организационное, со­циально-психологическое. Основой данной классификации яв­ляются побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы. Именно они определяют поведение лю­дей.

- Экономические методы.

- Организационно-распорядительные методы.

- Социально-психологические методы.

 

2. Экономические методы управления - это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Система экономических методов включает две большие группы: прямой централизованный расчет и хозяйственный расчет.

Система экономических методов управления опирается на все рычаги хозяйствования: планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

Выводы

Методы управления - это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.

Экономические методы управления - это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Литература

  1. Каренов Р.С. Теория и практика менеджмента. / Учебник. Алматы 1998
  2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Камаров М.А. Менеджмент / Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1993
  3. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд. Дом М и М, 1997

 

Варианты вопросов и заданий контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень

1. В чем сущность понятия методов управления?

2. Расскажите об экономических методах управления.

3. Что представляют собой организационно-распорядительные методы управления?

4. В чем заключаются социально-психологические методы управления?

Репродуктивно-практический уровень

1. Дайте определение методам управления

2. Обоснуйте, что собой представляют экономические методы управления

3. Обоснуйте, что собой представляют психологические методы управления

Творческий уровень

1. Сконструируйте собственные методы управления. Обоснуйте. Приведите примеры.

2. Какие, по вашему мнению методы управления являются наиболее оптимальными? Обоснуйте.

 

Задание для самостоятельной работы студента

Репродуктивный уровень

1. Какова взаимосвязь методов управления?

2. В каких условиях применяются экономические методы управления?

3. В каких условиях применяются психологические методы управления?

При рассмотрении данных вопросов обратите внимание на определения понятии и категории.

Репродуктивно-практический уровень

На собрании акционеров АО «Н», ставной капитал которого разделен на 100000 акций, присутствовали акционеры и их правомочные представители, обладающие 50500 акциями.

В повестку дня был включен вопрос о назначении генерального директора и выдвинута одна кандидатура Иванова И.И. «За» его назначение проголосовали акционеры и их правомочные представители, обладающие 25500 акциями, «против» -250 акциями, «воздержалось» - 25000 акциями.

У собрания акционеров возникло сомнение в правомочности принятого решения и оно проголосовало квалифицированным большинством голосов за внесение изменений в Устав, согласно которым полномочия по назначению генерального директора передаются Совету директоров АО.

Прокомментируйте правомерность принятых Собранием акционеров решений.

При решении данной задачи используйте навыки полученные в процессе изучения внешних и внутренних факторов воздействия на предприятие.

Творческий уровень

1. Напишите письменную работу на тему «морально-психологические методы управления»

2. Раскройте сущность термина «Управление методом кнута и пряника».

При выполнении данных вопросов используйте собственный опыт и аналитические данные.

Задание для самостоятельной работы студента с преподавателем

Репродуктивный уровень

Рассмотрите понятие «хозяйственный расчет». Приведите примеры. Составьте примерный план хозяйственного расчета.

Репродуктивно-практический уровень

В настоящее время наблюдается тенденция к резкому сокращению объема продаж продукции предприятия. При обсуждении на заседании дирекции были выдвинуты следующие предложения по выходу из кризисной ситуации:

1. Повысить качество выпускаемой продукции до уровня, превышающего качество аналогичной продукции конкурентов.

2. Развернуть собственную торговую сеть и снизить розничные цены за счет существенного уменьшения розничных наценок.

3. Сократить ассортимент выпускаемой продукции, исключив из него нерентабельные и малорентабельные виды продукции, с целью снижения удельных издержек на остальные виды выпускаемой продукции и соответствующего снижения оптово-отпускных цен.

Какую первичную информацию необходимо иметь для принятия правильного решения на заседании Дирекции?

При решении задачи используйте знания, полученные при изучении внешних и внутренних факторов воздействия на предприятие.

 

Творческий уровень

«"Крайслер" на грани банкротства»

Автомобилестроительная компания «Крайслер» до и в первое время после прихода к руководству компанией Ли Якокки находилась на грани банкротства. Проанализировав сложившееся положение, Ли Якокка пришел к выводу о необходимости обращения в конгресс США за государственной помощью в виде гарантий на крупный денежный заем.

Это было неожиданное решение, вызвавшее бурную и в основном недоб­рожелательную реакцию в прессе. До этого ни одна крупная автомобилестроительная компания с такой просьбой в конгресс не обращалась.

Задание для обсуждения. Зная положение, сложившееся в автомобилестроительной компании «Крайслер» к моменту прихода в качестве руководителя Ли Якокки, как вы оцениваете обращение компании в конгресс за государственной помощью? Какие шаги следовало предпринять компании, чтобы добиться положительного решения конгресса?

Развитие управленческой ситуации. Решение Ли Якокки об обращении вконгресс США было, пожалуй, единственной возможностью для третьей по объему производства автомобилестроительной компании США избежать банкротства, которое могло иметь отрицательные социальные последствия, связанные с увольнением сотен тысяч людей, непосредственно работающих в компании или связанных с ее бизнесом.

Однако добиться положительного решения вопроса представлялось достаточно сложной задачей, поскольку отсутствовала необходимая поддержка - как общественная, так и в конгрессе. Компания «Крайслер», руководимая Ли Якоккой, предприняла серьезные усилия с целью добиться положительного решения конгресса.

В процессе подготовки к обсуждению вопроса в конгрессе Ли Якокке пришлось выступать перед его членами на предварительных слушаниях и отвечать на их вопросы, убеждая в целесообразности оказания помощи компании. Ему удалось добиться понимания и поддержки ряда конгрессменов. Была организована массированная рекламная кампания в прессе в поддержку «Крайслера», а также сыгравшая немалую роль поддержка автомобильных дилеров.

Большую роль в обеспечении положительного решения конгресса сыграл руководитель профсоюза компании Фрэйзер. Когда наступил момент голосования, большая часть конгрессменов в результате предпринятых компанией действий уже склонялась в пользу оказания помощи. Но решающей оказалось поддержка спикера палаты представителей Типа О'Нила, своевременно обеспеченная компанией.

Таким образом, целенаправленные действия по обеспечению поддержки конгрессменами обращения компании за государственной помощью полностью себя оправдали. Жизненно необходимая помощь была получена.

Впоследствии жизнь показала, что решение Ли Якокки было стратегически верным.

Важное управленческое решение, принимаемое руководителем организации, должно быть выверенным и взвешенным. Это означает, что принимаемое управленческое решение должно быть обоснованным и подготовленным. Использование специальных технологий разработки способствует повышению эффективности принимаемого управленческого решения.

При принятии важных решений, требующих участия специалистов различного профиля, затрагивающих различные аспекты деятельности предприятия, нередко целесообразной оказывается коллективная экспертная оценка основных альтернативных вариантов решения, подготовленных аналитиками организации. Роль постоянно действующей экспертной комиссии может брать на себя руководящий совет по улучшению работы организации.

При выполнении данной игры обратите внимание на вид деятельности фирмы и действие менеджеров.

Тема 18. Организационно-распорядительные методы управления.

 

Цель: Раскрыть сущность и место организационных и распорядительных методов в системе менеджмента.

 

18.1 Сущность организационно-распорядительных методов управления.

18.2 Классификация организационных и распорядительных методов управления..

 

1. Особое место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов - организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их базе форми­руются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения – это, прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

2. Выделяют три группы организационно-распорядительных ме­тодов:

распорядительные;

организационно-стабилизирующие;

дисциплинирующие.

 

Выводы

Особое место в системе методов управления занимают организационно распорядительные методы. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д.

 

Методические указания к лекции

Для раскрытия сущности методов управления необходимо особое внимание уделить организационно-распорядительным методам управления. При изучении данной лекции необходимо проанализировать и осмыслить необходимость и важность применения этих методов управления.

 

Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3 издание, перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

2. Глухов В.В. Основы менеджмента. – Санкт-Петербург: Спец. Литература, 2005

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять / Пер. с англ. – М.: ИФРАМ, 1995 4..Опалев А.В. Умение общаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996

5.Ли Якокка. Умение управлять. / Пер с анг. – М.: - 1998

6.Морозова И.И. Сборник задач по менеджменту / Уч. пособие. М.: ЮНИТИ, 1998

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.