Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Бизнес-план проекта и управление рисками

Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Оно организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса – это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков.

Основные причины, вызывающие потребности в разработке бизнес-плана деятельности предприятия:

1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;

2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мониторинга;

3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов.

Цели, объекты и задачи бизнес-планирования

Бизнес-планирование — это процесс, предоставляющий не единичные решения проблемы, а совокупность выборов.

Основными этапами этого процесса являются:

1.оценка осуществимости (отыскание комплекса поддающихся осуществлению концепций);

2. отбор и разработка оптимальной концепции;

3. описание стратегии извлечения прибыли;

4. оценка и изменение концепции в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды.

В целях эффективного управления и планирования бизнеса составляется бизнес-план, который является одним из основных инструментов правления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

· администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

· существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие;

· планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

· администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-планирование осуществляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Бизнес-планы разрабатываются на инновационные объекты или процессы, связанные с разработкой и поставкой на рынок новых товаров и услуг, реконструкцией предприятия и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров, расширением производства, проектированием или созданием нового предприятия или его подразделений. В этих планах обосновывается определенная социально-экономическая цель: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д. Бизнес-план характеризуется как деловой план. Бизнес-план разрабатывается с целью обоснования экономической целесообразности направлений развития предприятия — стратегии, концепции, проектов, расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в том числе объемов продаж, прибыли, доходов предприятия, определения источника финансирования реализации выбранной стратегии. Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов.

Бизнес-планирование существенно отличается от внутрихозяйственного технико-экономического планирования (ТЭП), что связано с объектами и целями этих видов планирования, а также от технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов.

Основные черты бизнес-плана

1. Бизнес-план в отличие от стратегического планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, определяющую конкретное содержание планирования нового вида деятельности предприятия или проекта.

2. Бизнес-план имеет четко очерченный временной период, по истечении которого цель и задачи, определенные этим планом, должны быть выполнены в отличие от ТЭП, осуществляемого непрерывно на всех уровнях управления предприятием.

3. Бизнес-план в основном предназначен для обоснования инновационного проекта с целью привлечения инвесторов, т.е. имеет не только внутреннюю, как ТЭП, но и внешнюю направленность. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах.

4. Бизнес-план разрабатывается под руководством и при личном участии руководителя предприятия, в то время как ТЭП занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие руководителя (или предпринимателя) в разработке делового плана способствует выработке стратегической и оперативной цели и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-плана на основе соизмерения затрат и результатов.

5. В бизнес-плане в отличие от ТЭО проекта освещаются как технические и производственно-экономические аспекты, так и коммерческие и рыночные. Бизнес-планированию присуще решение следующих вопросов:

- оценка степени жизнеспособности и устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспектив развития деятельности предприятия в виде системы количественных и качественных показателей;

- создание основ для привлечения внимания, интереса и обеспечения поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Бизнес-план необходим при ведении переговоров с банками, органами государственного управления, крупными фирмами, которые могут инвестировать или кредитовать предусмотренную планом деятельность предприятия.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

- определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

- оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

- обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;

- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы.

В настоящее время трудно найти определенные правила составления бизнес-плана, хотя существует определенная структура, которой следует придерживаться и которая соответствует стандартам бизнес-планирования UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). UNIDO – организация, борющаяся за глобальное процветание, поддерживая индустриальное развитие развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Основные разделы бизнес-плана:

1. Резюме

2. Описание предприятия и отрасли

3. Описание товара или услуги

4. План маркетинга

5. Производстводственный план

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Оценка риска и страхование

Краткое описание разделов бизнес-плана представлено в таблице 1

 

Таблица 1 – Содержание бизнес-плана

Наименование раздела Краткое содержание раздела
1. Резюме Информация, дающая представление о фирме, а также данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
2. Описание предприятия и отрасли Основные сведения о предприятии, финансово-экономические показатели, структура управления и кадрового состава, направление деятельности организации, целевые рынки и место фирмы на этих рынках, отрасль экономики и её перспективы, связи с партнерами и описание социальной активности.
3. Описание товара или услуги Описание товаров или услуг, предлагаемых фирмой, их общая характеристика, технология, преимущества, важные для потребителей
4.План маркетинга Основные параметры маркетингового плана, а именно: ценообразование, схема, каналы распределения, описание рекламы, способы увеличения объема продаж, организация послепродажного сервиса, имидж.
5. Производственный план План включает: описание схемы производственных потоков по фирме, на которой должно быть указано движение всех видов сырья и комплектующих изделий, в каких цехах, по каким технологиям они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Описывается расположение производственных площадей и оборудования. Указывается, на каких стадиях технологического процесса, каким способом будет производиться контроль качества
6. Организационный план План содержит организационную схему фирмы, в которой должно быть указано: организационная структура фирмы, организационная схема управления фирмой, состав служб, подразделений и их функции, организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы в нештатных и сбойных ситуациях. Дается характеристика кадровой политике фирмы
7. Финансовый план Составляется на срок реализации проекта и включает в себя: 1. план доходов и расходов 2.план денежных поступлений и выплат; 3.анализ состояния потока реальных денег (наличности); 4. балансовый план;
8. Оценка риска и страхование Количественно определяется возможный риск, сравнивается величина риска и выбирается тот вариант, который больше всего соответствует выбранной предприятием стратегии риска.

 

Управление рисками в проекте (project risk management) представляет собой функцию управления, обеспечивающую анализ, реагирование и контроль рисков в проекте.

Реализация любого проекта сопряжена с различными видами рисков, обусловленных наличием неопределенности в хозяйственной деятельности предприятия. Основанием для возникновения рисков является неполнота знаний о событиях, которые должны произойти в будущем. Различие между риском и неопределенностью состоит в том, что, когда мы говорим о риске, то имеем в виду вероятность наступления рискового события, если же речь идет о неопределенности, то определить вероятность наступления связанного с ней события невозможно.

Рассмотрим основные параметры, характеризующие риск проекта:

· рисковое событие (risk event), которое может нанести ущерб проекту;

· вероятность наступления такого события (risk probability, likelihood);

· размер потерь в результате наступления рискового события (amount at stake).

Управление риском необходимо начинать на ранних стадиях реализации проекта, так как именно в этот период риск неудачи проекта особенно велик из-за отсутствия информации. На более поздних стадиях наибольшее значение имеют финансовые риски проекта.

Рассмотрим основные компоненты функции управления риском:

· определение источников предполагаемых рисков;

· анализ и оценка рисков;

· реагирование на риск;

· оценка мероприятий по снижению риска.

Определение источников риска начинается с выявления факторов, которые могут оказать негативное воздействие на проект и препятствовать его реализации.

Общие риски можно разделить на четыре основных группы:

- временные риски, связанные с тем, что проект не будет завершен в запланированные сроки и в наихудшем случае задержки в его реализации окажут негативное воздействие на участников проекта;

- финансовые риски, связанные с тем, что затраты превысят средства, которые планируется вложить в проект, или себестоимость проекта превысит цену продажи;

- риски, связанные с низким качеством работ, материалов и результатов проекта;

- целевые риски, связанные с тем, что задача, ради которой был инициирован проект, не будет выполнена или будет выполнена не полностью.

В управлении риском принято выделять три категории рисков, характеризующие особенности реакции на него предприятия:

· риск, который можно исключить;

· риск, от которого можно застраховаться;

· риск, для компенсации которого необходимо принятие профилактиктических мер.

Анализ и оценка рисков являются одними из самых важных этапов управления риском проекта, так как масштаб и качество оценки сильно влияют на последующие действия по снижению рисков. После выявления источников рисков необходимо провести их количественную оценку, определить вероятность наступления рискового события, чувствительность к нему проекта и др. Для агрегирования полученных данных целесообразно построить матрицу оценки параметров рисков.

Анализ рисков проводят с помощью специальных методов с использованием различной информации:

· сравнение с аналогичными проектами и рисками;

· метод построения дерева решений;

· результаты тестов и опытного производства;

· экспертные оценки;

· имитационное моделирование;

· анализ чувствительности альтернативных решений;

· опыт реализации уже завершенных проектов;

· другие методы.

После оценки рисков управляющий проектом должен выбрать методы их минимизации:

· диверсификация (реализация различных видов проектов, инвестиционных портфелей);

· распределение рисков (частичная передача рисков другим участникам проекта);

· избежание (разработка мероприятий внутреннего характера, полностью исключающих конкретный вид риска);

· страхование (передача отдельных рисков страховой компании);

· резервирование средств (создание специальных фондов покрытия на случай форсмажорных обстоятельств);

· прочие методы (получение гарантий, составление контрактов, снижающих 0риски предприятия и др.).

После выполнения мероприятий по снижению рисков необходимо оценить их эффективность. Для этого осуществляют количественный анализ рисков и сопоставляют затраты по их минимизации с размером потерь при наступлении рисковых событий. Затем управляющий проектом принимает решение о допустимости или недопустимости данного уровня риска.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Начальная фаза проекта | Результаты планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.