Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линии развития

- К секторам мы еще не раз вернемся. А пока давай поговорим об уровнях.

- У меня есть другое предложение. Я объясню. Когда я составлял карту, когда ещё работал над ней, я поначалу стремился упорядочить эти категории. Мы вкратце упомянули их: сектора, уровни, линии, состояния и типы. Сначала я организовал их в так называемом порядке увеличения размера. Т.е. сектора выглядят больше, после чего следуют уровни и линии. Это своего рода произвольный способ.

Когда этот подход начали применять в реальном мире, в частности в бизнесе, образовании и психотерапии, мне стали говорить, что следовало бы изменить порядок ввода категорий. И мне показали, как сделать, чтобы получилось намного лучше, чем было у меня. Сначала вводятся сектора, потому что «я», «мы» и «оно» все понимают достаточно быстро. Тут надо подчеркнуть, что все сектора важны, нельзя отбрасывать какие-то из них.

Потом идут линии, так называемые линии развития. Их люди осваивают тоже довольно быстро. Эти линии интуитивно вполне понятны. Я пройдусь по ним вкратце и покажу почему. Ну а потом переходим к…

- (иронично, флиртуя) Постой, постой, Кен, давай не будем торопиться. Мне и так хорошо.  Давай все же о линиях сначала. Я верю в тебя, детка. У тебя все получится!

- (Кен ухахатывается)…

(Как ни в чем не бывало) - Говард Гарднер получил известность благодаря теории множественных интеллектов. Он размышляет об одном факте, который можно проследить в разных мировых культурах на протяжении тысячелетий. Идея о том, что люди обладают разными способностями, функциями, талантами и так далее. Речь идет о музыкальном таланте, математических или языковых способностях, кинестетических или физических, телесных возможностях, например, спорт, способности к языкам и так далее. Разные способности человека иногда называют модулями, в других случаях интеллектами, скажем, человек обладает когнитивным, эмоциональным, духовным, спортивным, музыкальным или математическим интеллектом. Есть масса свидетельств того, что такие понятия существуют и бывают разными. Можно быть очень развитым, скажем, в математике, но при этом обладать низким эмоциональным интеллектом. Такое часто встречается. Часто бывает, что у человека талант в одном из модулей или линий, и он идет по жизни, разыгрывая свою сильную масть. При этом другие модули или интеллекты развиваются недостаточно, так сказать атрофируются. Получается, вместо того, чтобы развить в себе какую-нибудь способность, человек предпочитает жить без нее.

Оказывается, модули или виды интеллекта чрезвычайно важны. Их актуальность обусловлена рядом причин, важнейшей из которых является система образования. Нас научили и мы привыкли к тому, что образование - это познавательное развитие, шлифовка коэффициента умственного развития, заучивание словесного материала и всего того, что может пригодиться в будущем. Но сейчас мы понимаем, что многие люди на самом деле блистают в других модулях, обладают другими способностями. Кто-то может быть великолепен в музыке, в спорте или в межличностной сфере и ему не обязательно прекрасно владеть книжными знаниями или иметь высокий коэффициент IQ.

Таким образом, когда Говард Гарднер изучил результаты многочисленных исследований и объединил их в концепцию множественных интеллектов. Его идея оказала благотворное воздействие на систему образования Америки и всего мира, благодаря этой концепции у нас, наконец-то, появилась возможность официально признать то, что мы все и так знали: человек может показывать блистательные результаты в разных областях, не обязательно только в одной.

Идея очень эффективная, в том числе в повседневной жизни. Взгляните на свои способности и скажите себе: «Итак, я хочу преуспеть, стать лучше, чем я есть. Допустим, я бизнесмен, врач, официантка, адвокат и т.д. У меня не получается быть успешным». На самом деле лучше посмотрите на себя и скажите: «Вот эти способности у меня хорошо развиты, а вот эти вот - неважно. Надо бы мне развивать то, в чем я не силен».

Такой подход мог бы особенно пригодиться в сфере духовной практики. Духовные практики, линии преемственности в учении и духовные традиции специализируются лишь на одной стороне интеллекта и недостаточно развивают другие. Внезапно вы обнаруживаете в себе прогресс в одной области. Вы медитируете, концентрируете внимание и все выполняете правильно, но в других модулях вы показываете слабые результаты. К сожалению, зачастую учитель говорит: «Давай-ка поднажми, ты плохо стараешься!». Тут вы начинаете вкалывать еще больше, направляя все внимание на какой-то один узкий аспект. А лучше бы вам заняться чем-то другим, что способствовало бы обогащению того вида интеллекта, который у вас плохо развит.

В деловом мире часто наблюдаем руководителей высшего звена и лидеров, наделенных блестящими когнитивными способностями, но, что касается личностного и эмоционального интеллекта – с этим у них полный провал, просто напрочь отсутствует! Неудивительно, что у них такая текучка кадров, просто ужас. Но им и сказать-то ничего нельзя, они ведь такие ушлые. Поэтому можно подойти к такому руководителю, предварительно вооружившись результатами научного исследования, и сказать: «Послушайте, у вас всё отлично с познавательным интеллектом, но в эмоциональном плане вы просто мудак. Вот, поверьте мне, согласно этим исследованиям, вы - мудак». Порой они соглашаются и стараются что-то с этим поделать.

- У меня есть вопрос о количестве линий и их классификации. Сколько их и как их узнать?

- Как и все на карте, большинство линий - условные. Анализируя явления, можно делить их на сегменты по-разному, например, по аналогии с делениями шкалы Цельсия или Фаренгейта. 100 по Цельсию - по Фаренгейту 212. И то и другое верно, если нам известно, о чем идёт речь. Всё это условные способы деления.

То же применимо к уровням, линиям, состояниям и видам. Условность лишь в том способе, которым мы договорились разделять явления на категории. Очень сложно провести четкую грань между абсолютно разными событиями. Например, эмоциональный интеллект в какой-то мере зависит от познавательной способности, т.е. они взаимосвязаны. Но все же некоторые заметно выделяются, легко распознаются и в некоторой степени используются независимо.

Мы полагаем, что существует двадцать четыре линии. Они включают аспекты межличностных навыков, психо-сексуального, языкового, математического, музыкального, физического развития. К ним также относятся разные виды защитных механизмов, объектные отношения, художественные способности. Все перечисленные линии как правило относительно независимые (не все) способности человека.

- Механизм защиты - это линия развития?

- Да. Видишь ли, тут дело в другой линии – развитии "Эго", развитии "я". Сейчас мы говорим не о "плохом" «Эго», а о здоровом. "Я" развивается, где бы ни было «я», всегда есть граница. Здоровое «я» имеет свои границы, как и иммунная система. Иногда иммунная система дает сбои, потому что «я» начинает себе лгать (мы говорили об этом), возникают болезни и неврозы. И поскольку существует шкала развития для «я», то в случае, если что-то пойдёт не так на одной из стадий, сработает защита. Это и есть линия обороны. Есть целая система развёртывания, а также иерархия видов защитных механизмов; они достаточно хорошо изучены.

- Итак, есть около 24 линий развития. Пока ты говорил, я насчитала примерно 12 или 15.

- Я думаю этого вполне достаточно.

- Достаточно для общего понимания. Меня вот, например, всегда интересовали кулинарные навыки…

- (с улыбкой) Думаю, кулинарные навыки не являются отдельной линией, но нужно такую сделать.

- (с улыбкой) Вот именно! Сделать нужно. Хех, ты самокритичен.

- Хорошо, давай сделаем линию из кулинарных навыков, ведь они представляют собой синтез кинестетического и творческого умения, т.е. почти отдельная линия. То есть, в этой линии соединяются две совершенно разные способности, которые развиты в человеке по-разному.

Я хочу рассказать о двух особенно актуальных линиях. Мы говорили о линиях Говарда Гарднера, таких как математика, музыка и тому подобное, которые очень важны. Но по ряду причин наибольшую актуальность приобретают две психологические линии. Первая – это индивидуальная линия нравственного развития. Нравственность относится к «мы», несмотря на то, что каждый индивид несет ее в себе. Об этой линии мы будем еще говорить, о том, как она развивается, во что переходит.

Одна из линий - потребности. Абрахам Маслоу изучал уровни потребностей и назвал их «иерархией потребностей». В основании пирамиды Маслоу лежат физиологические потребности, далее следует потребность в безопасности, самозащите, затем - в поддержке и признании, в самоуважении, в самосовершенствовании и, наконец, - в духовном росте или стремлении к трансцендентному. Нравственная линия тщательно изучена Лоренсом Колбергом. Кэрол Гиллиган установила, что нравственное развитие женщины проходит три обширные стадии, которые она назвала "эгоистичной", "заботой" и "всеобщей заботой".

Между прочим, кто-нибудь поймет, что я говорю об уровнях? Вот почему сначала надо рассказывать о линиях. Люди понимают, что можно быть более или менее продвинутым в разных сферах, что и означает уровни. После этого хорошо воспринимаются уровни. Если бы мы не начали с линий, тогда бы слушателям было не по себе. Поэтому мы закончим с линиями и после этого вернёмся к стадиям, которые содержатся в линиях.

Итак, у нас есть нравственные линии развития или интеллекты и линии потребностей. Джейн Левинджер в одном из своих поистине уникальных и гениальных исследований по психологии, изучив линию развития "Я" или "Эго", установила около 8 стадий развития "Я" или "Эго". Эта линия имеет высокую значимость.

Ещё одна существенная линия – это линия ценностей. Эта нравственная линия своего рода ответ на вопрос «Как я должен поступить?» Мы задаем группе людей вопрос "Как я должен поступить?" и анализируем их ответы. Линия потребностей отвечает на вопросы «Что мне нужно? Чего я желаю? Что я хочу?» Линия развития "Я" соответствует вопросам «Кто я? К кому я себя отношу? Как я себя описываю?» А линия ценностей служит ответом на вопросы «Что я считаю важным? Что для меня представляет особую ценность?».

Согласно не менее гениальным и уникальным работам Клера Грейвза, если задавать людям эти вопросы и систематически анализировать их ответы, то выявятся около 8 стадий, уровней или волн развития, через которые проходит их система ценностей. Именно эта линия получила известность под названием "спиральная динамика". Это одна из 24 линий развития. Она имеет большое значение и не сложна для понимания.

Таким образом, существуют несколько разновидностей модулей, видов интеллекта и способностей человека. Если посмотреть на них внимательно, можно увидеть, что они подобны живым организмам (таким как желудь, яйцо и тп.) - они проходят стадии от рождения до зрелости.

Следующее, к чему психологи приходят в своих открытиях, третий пункт нашего разговора, - это уровни. Или стадии, волны, как вам угодно их называть. При вводе одного этого понятия слушатель забеспокоится, причем справедливо. Потому что ему покажется, что речь идет о классификации, сортировке и оценке человека. А это ужасно, никто не хочет этим заниматься. С этим и правда нужно быть поосторожней.

Структура уровней основана на точных научных исследованиях. В целом это весьма здоровое явление, потому что позволяет нам измерять нашу способность к развитию в себе заботливости, сострадания, эмпатии и осознанности. К делению на уровни нужно подходить с полной ответственностью и вниманием. Считайте, что я выкладываю факты, а люди сами решают, подходит им это или нет. Это компоненты уровней, как и квадранты, уровни и линии. И это еще далеко не все. У нас еще куча всего впереди.

Но вот эти три вещи нам нужно включить. На всех уровнях, по мере прохождения всех градаций наблюдается явственное укрепление и [духовный] рост человека сознательного. Это происходит на большинстве уровней, о которых мы говорим, что касается морали, потребностей, ценностей или самоотождествления. Сознательность растет, расширяется и становится всё более и более всеохватывающей. Я продвигаюсь от подсознания к самосознанию и сверхсознанию, от доличностного к личностному и надличностному, или от Оно к Эго к Богу. Выстраивается прогрессия всё более и более широкого отождествления: от самого узкого, с чем ты себя можешь отождествить, до чего-то очень широкого, т.е. Духа, всего, что возникает каждое мгновение. Такова структура этих градаций.

Это не значит, что вам не нужна духовная реализация, а главной целью должно стать достижение верхней точки шкалы. Карта содержит все духовные состояния и возможности реализации. Но, если просто рассматривать уровни и линии развития сами по себе, действительно наблюдается, что в любой из этих линий, чем больше вы развиваетесь, тем более духовными становитесь, тем больше сознания и больше сострадания возможно. Даже по шкале женского морального развития Кэрол Гиллиган, развитие происходит от эгоистичного уровня (т.е. только я) к заботе (т.е. ты и я, я забочусь о тебе), к всеобщей заботе (я забочусь обо всех людях). Таков естественный рост, как она верно подметила. Мне кажется, в этом есть зерно истины.

Одним словом, упрощенный взгляд на уровни предполагает движение от эгоцентрического - к этноцентрическому - к мироцентрическому. Каждый из этих уровней представляет собой развитие или движение к увеличению заботы и сознательности. Это становится важным, потому что, если в определённый момент вы начинаете задаваться вопросами вроде: «в каком направлении мне расти?», «как развиваться?», вы смотрите на вот эти данные и думаете: «Ух-ты, вот этого сверхсознания мне не хватает. Надо попробовать заняться ростом и развитием в некоторых из этих сфер, повысить свой уровень осознанности и сознательности». Этим мы тоже занимаемся. Очевидно, все это играет немаловажную роль в духовных подходах, психотерапии личностного роста и развития.

- Чтобы тебя прервать ненадолго… Прежде чем мы перейдём от рассмотрения линий к дальнейшим вопросам, скажи, можем мы распределить эти 24 линии по всем 4-м секторам? Есть в этом какой-нибудь смысл?

- Это можно сделать. Когда мы сейчас разговариваем о линиях развития, мы фокусируемся на индивидуальной личности, мы говорим, что присутствует в индивидуальном «я». В верхнем левом секторе мы обычно располагаем «я». Каждый сектор имеет свои уровни и линии развития. Если вы посмотрите в верхний правый сектор, т.е. «их», объективный мир, - классическая последовательность развития там идет следующим образом: от атомов к молекулам, к клеткам, к организмам. Это последовательность развития или эволюционная последовательность, движущаяся от меньшего к большему. И так на самом деле происходит. Изначально есть атомы, они объединяются в молекулы, которые образуют клетки, а клетки составляют организм и т.д. Это настоящая линия развития, включающая в себя уровни. Она состоит из множества «их». Это всё объекты. Все они могут быть изложены на языке «оно». Мы не говорим о них сейчас, это третьи лица. Мы не разговариваем с ними. Но рассматривая явление с внутренней стороны, мы говорим о том, что происходит внутри «я». Под этим понимается, что мы говорим о ценностях, потребностях и так далее. Это уровни линий с внутренней стороны.

Нижний левый сектор – это «мы» или культуры, группы. Они по-своему проходят через собственные уровни и линии. Мы можем поговорить об этом тоже. И нижний правый сектор - это «они» или системы. Экосистемы проходят различные стадии, развитие звёзд имеет свои стадии и так далее. Таким образом, каждый из секторов имеет уровни и линии.

- Т.е. эти 24 индивидуальные линии применяются к развитию компонентов в верхнем левом секторе?

- Да, верно. Они относятся к индивидуальному «я».

- К индивидуальному «я». И мы не пытаемся пока понять, как эти линии выглядят в трёх других секторах?

- Об этом позже.

- Хорошо.

- В конечном счете, ни один из этих компонентов нельзя рассматривать вне связи с другими. В четырех секторах (или «я», «мы» и «оно», или Добро, Истина и Красота) интересно то, что они разные, но в то же время являются различными аспектами одного и того же явления. Это можно представить как четыре стороны горы или грани бриллианта. Более точное сравнение - взаимосвязь высоты и ширины. Если взять книгу, у неё есть длина, ширина и высота. И ни одно из этих измерений не может существовать отдельно друг от друга. Невозможно найти длину без ширины или высоты. Также как не существует ширины без длины и высоты. Но они все разные. Они разные, но они также взаимосвязаны.

То есть, любое событие существует в четырех измерениях, в четырех секторах. Вот почему мы все время держим в уме «я», «мы», «оно» и «они». Потому что они неразрывны. Даже, несмотря на то, что они разные, подобно ширине, высоте и длине.

- Для меня это очень полезная информация. Потому что, изучая твои труды, я запуталась отчасти из-за того, что я пыталась отследить и соотнести, что происходит в верхнем левом секторе, в трёх других секторах. Не найдя прямых соотношений, я подумала, что для меня карта теряет эффективность. Но ты говоришь, что каждую систему измерения следует понимать по-своему?

- Именно так. Позволь мне привести небольшой пример соотношения секторов. Но не следует чересчур зацикливаться на них. Мы говорим о внутренней стороне «я». И мы говорим, что существуют уровни сознания от подсознательного к самосознанию и к сверхсознательному, или существуют уровни нравственного развития, открытые Кэрол Гиллиган, от эгоистичного к заботе, к всеобщей заботе. Когда женщина проходит эгоистичный этап развития, - это её верхний левый сектор. В то же время верхний правый сектор отражает какие-то химические реакции мозга, одновременно с этим выстраиваются какие-то схемы работы головного мозга. Т.е. существует соотношение. Каждое состояние сознания ассоциировано с определённым состоянием мозга. Если вы практикуете Дзен-буддизм, вы испытываете сатори, и его сопровождает определённое состояние мозга.

Соотношения присутствуют во всём. Все элементы разные, подобно длине, высоте и ширине, несмотря на то, что вы не можете их отделить друг от друга. Поэтому мы делаем несколько утверждений, когда используем сектора. Одно из них заключается в следующем: не пытайтесь сокращать одну из них к другому, потому что вы не можете сделать этого. Вы не можете свести сатори к химическому процессу в мозге. Это не сработает, поскольку они обладают абсолютно разными свойствами. Они выглядят по-разному, чувствуются по-разному. В то же время вы не можете разделить их друг от друга. Невозможно испытать сатори и не запомнить этого, не зафиксировать в головном мозге… насколько можно об этом судить…

Тем самым мы просто пытаемся сказать, что необходимо удерживать все эти вещи и не сокращать их одну к другой. Обращайтесь с ними как подобает. Примите тот факт, что это различные аспекты одного и того же явления. И различие и сходство одинаково важны. В частности, когда мы смотрим на сектора, мы смотрим на различия. На это следует обращать внимание, если вы смотрите на внутренние состояния и стадии человеческих существ с позиции познания самого себя или если вы хотите взаимодействовать с людьми и лучше понять их. Т.е. мы хотим рассказать, о чём эти карты. Сейчас мы рассматриваем внутренние аспекты.

- Хорошо. У меня ещё пару вопросов по поводу линий. Я представляю себе руководителя бизнеса, который говорит: «Да, в когнитивном плане я силён, а относительно музыкальных способностей – не особо. Но меня не очень беспокоят мои музыкальные способности. У меня много всего другого происходит. Вы полагаете, что я должен быть развит во всех 24 линиях?» Это нереально. Особенно, если кто-то одарён в какой-то определённой сфере, тогда это потребует много внимания. У них нет времени развиваться во всех этих других областях. Может цель состоит не в том, чтобы развиваться во всех 24 линиях?

- Угу. (Пауза). Да нет, такая цель не стоит. Тут вопрос двоякий. Если вы бизнесмен, - ничего страшного в том, что вы не разбираетесь в музыке. Ничего страшного, если у вас кулинарная линия не развита...

(говорят вместе) - (она): Крайне важная кулинарная линия!  (он): Кулинарная линия Саймон-Уилбера… Я думаю, мы все же введём эту линию. Прославимся на этом и войдём в историю. После этого, нам, наверно еще кулинар понадобится.

- Моя мама хорошо готовит, она будет очень рада услышать, что это был мой вклад в интегральную модель.

- Ха-ха-ха!

Ничего страшного, если генеральный директор не блистает во всех направлениях. Но если обратиться к ключевым способностям, таким как коммуникабельность, эмоциональный интеллект, этика, и они прилично занижены, то рано или поздно это скажется. Мы пытаемся делать следующее. Люди, которые применяют интегральный подход в менеджменте, идут в такие компании и смотрят на лидеров, менеджеров и так далее, анализируют их достоинства и недостатки. Есть очень простое правило: сложно создать интегрального человека. Интегральную команду – намного проще.

Поэтому иногда, полезно углубиться в себя, заняться самоосмыслением. Как минимум сказать себе: «Бли-и-н! Общение с людьми у меня не получается. Пора это признать. (вариант: У меня проблемы с коммуникацией. Хватит делать вид, что их нет). От меня уже все отвернулись». Рано или поздно (особенно сейчас это принято) кто-нибудь подойдет к вам и скажет: «Ну ты и гад!».  Если не хотите оскандалиться, как компания «Энрон»[1], пора озаботиться этим вопросом. Если вы сами не можете вести себя на работе этично, лучше пригласить того, кто в своем развитии достиг уровня всеобщей заботы, иначе вам придется туго.

Люди, о которых мы говорили, начинают прислушиваться, если по известным причинам их «прижало». Но традиционно именно ограниченное, однобокое развитие становится для них источником неприятностей. Это не значит, что не нужно специализироваться. Как мы знаем, олимпийские атлеты специализируются в одном виде спорта. Но это не означает, что они не могут достигнуть успеха в других областях. Это нормально. Вы хотите иметь интегрально информированную ориентацию. Быть интегрально информированным, не означает, что я должен преуспеть по всем 24 линиям. Но это означает, что я не пытаюсь отвергать их, подавлять, пренебрегать ими или притворяться, что их нет.

Таким образом, это нормально, что я могу быть не особо развитым в некоторых других сферах. Но мне следует осознавать это. В особенности если я взаимодействую с людьми, в частности, если я преподаю. Я должен знать, где моя сильная сторона, и каковы мои слабости. Но это не означает, что вы должны быть аналогом десятиборца, олимпийской звездой во всех 24 линиях.

Быть интегрально осведомлённым означает знать сильные и слабые стороны. Если вы на самом деле пытаетесь достичь цели, требующей каких-то других способностей, в которых вы не очень сильны, тогда вам лучше обратить на это внимание. Нигде это не становится более очевидным, чем в случае с духовными учителями. Они действительно чрезвычайно превосходят по определённым линиям. Они обладают сверхсознательным уровнем по некоторым из них. Но они находятся на подсознательном уровне относительно каких-то других линий. Это приносит им неприятности всякий раз.

Это власть, еда, секс, деньги, - любая из тех вещей, которой они не уделяют внимания. Они думают, что только потому, что они превосходят в одной линии, они являются суперменами в других линиях, но обычно это не так. Поэтому, по меньшей мере, мы бы хотели, чтобы они начали принимать интегрально осведомлённые решения, основанные на более полной карте этих возможностей. Этим мы в частности занимаемся, когда работаем с духовными учителями. Мы просто немного ориентируем их в преимуществах и слабостях, чтобы они перестали взваливать на студентов повреждённые части своей психики, как будто это является частью их духовной практики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Четыре сектора | О значении когнитивного развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.