Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стадий

Введение

Ход эволюции: Стадии развития

1. Введение

2. Понятие стадий

3. Что значит "духовный"?

4. Уровни, структуры, стадии, волны

5. Развиваемся ли мы как существа?

6. Опасности эволюции

7. Реинкарнация и развитие человека сквозь жизненный цикл

Sounds True представляет вторую сессию Космического сознания с Кеном Уилбером – Ход эволюции, стадии развития.

- Кен, приступим к стадиям, которые ты называешь уровнями, волнами, структурами. Ты используешь много разных терминов.

- Да, сбиваю людей с толку.

- Точно! А зачем?

- Мне сказали: «Кен, пока у тебя всё слишком просто». А я им: «Ладно. Что вы на это скажете?» и подкинул кучу терминов.

Вот, что интересно: когда мы смотрим на мир природы, на усложнение и развитие многих протекающих в нем органических процессов, мы никак не можем привыкнуть к тому, что называется общим словом «эволюция». А ведь во многих древних традициях существовали концепции внутреннего роста и развития, такие как семь чакр или семь путей развития сознания Кундалини йоги.

Когда мы говорим о стадиях, надо быть очень внимательным. Есть масса способов пойти неверным путем и заблудиться. Исследователю заблудиться сложнее, тем не менее, важно помнить, что и такое случается, тем более что я тоже буду говорить об этих понятиях весьма поверхностно. Через минуту мы поговорим о стадиях, волнах, и что они означают. Использование такого числа терминов – это всё равно, что использование шкалы Фаренгейта или Цельсия. На самом деле не имеет значения, как вы поделите шкалу. Вы можете сделать это практически любым способом, который вам нравится. Взять хотя бы три стадии развития по Гиллиган. Большинство психологов, изучающих развитие нравственности, как и Гиллиган, подразделяют каждую из стадий на две, получается, всего их шесть. Можно и так, главное, понимать, для чего это нужно, и указать ключ к пониманию градации.

Это важно потому, что…? Ну, во-первых, все это правда и происходит в реальности. Изучение стадий важно, т.к. отслеживание новых более высоких уровней развития открывает перед людьми новые перспективы: способности и возможности более высокого порядка, до которых каждый сможет дорасти, но только если он и правда растет, т.е. продолжается его развитие. Но нужно не поддаваться искушению классифицировать людей; опираясь на единичный ответ, записывать человека в третий сорт, на низший уровень. Мы все знаем, какие от этого бывают последствия…

Несмотря на эти проблемы, реальные уровни или стадии существуют, и знания о них могут способствовать нашему развитию. В качестве краткого примера давайте рассмотрим исследования стадий западных психологов-девелопменталистов, в частности, Кэрол Гиллиган. Просто многим непонятно, зачем используются стадии, что это значит. Жутковато звучит, похоже на...

- Похоже на теорию элит!

- Да… я и элитист, и фашист, и нацист и кто там ещё… но только по вторникам и четвергам[1]. Ужас… Так вот, Кэрол Гиллиган, как водится у психологов по развитию, собрала группу женщин и попросила их ответить на несколько вопросов. То есть, на протяжении определенного времени респондентам задавали одни и те же вопросы и анализировали менявшиеся со временем ответы. Общим для всех был вопрос: «Имеет ли женщина право на аборт?» Все ответы респонденток Кэрол разделила на три стандартных вида: первый – «да», второй – «нет» и третий – «да».

Таким образом, первое «да» означает «Да, женщина имеет право на аборт». Почему? «Потому что. Все, что я говорю - правильно. Что хочу, то и делаю, и вообще – отвяжитесь от меня!». Второй ответ: «Нет, нет, ни в коем случае! Женщина не имеет права на аборт». Почему? «Потому что общество нам говорит: «закон есть закон», нельзя его нарушать, это очень плохо». Женщина не может пойти на это. Это запрещено Библией, законом и конституцией. Третий ответ: «Да, женщина имеет право на аборт, это сложное решение, но тут многие факторы нужно учитывать. Нужно взвесить опасения женщины, опасения других людей и проч. И потому, в определённых обстоятельствах женщина имеет право на аборт».

Мы имеем три класса, три вида ответов. Будем называть их 1, 2 и 3. Итак, группа женщин наблюдалась на протяжении определенного отрезка времени. Вот что установлено: если женщина дала ответ 2, и если её ответ менялся, то менялся всегда на 3, а не на 1. Иными словами, прослеживается вектор (направление). При изменении ответа женщина переходила к последующей стадии, но никогда не возвращалась на прежнюю, первую стадию. Так мы получаем концепцию стадий, вернее, стадии развития ответов женщин, что дает вам право считать, что существует определенная последовательность развития. Кэрол Гиллиган установила следующее:

Первая стадия - «эгоизм»: «Что хочу, то и делаю. Отвяжись от меня. Тебя не спросила, делать ли мне аборт».

Вторая стадия - «неравнодушие», но конформистская, ограниченная традиционным общепринятым уровнем развития. Женщине не все равно, но она не может нарушить закон, это для нее неприемлемо. Третья стадия - «забота обо всех». В этом случае женщина думает обо всех, учитывает не только свои права, но и права неродившегося ребёнка. Решение ей дается непросто. Иногда женщина говорит «да», иногда «нет», но в некоторых обстоятельствах признает за женщиной право на аборт.

Если в ходе эксперимента не наблюдается изменение ответов в другом направлении, речь идет о стадиях. Их изучением занимаются психологи-девелопменталисты, они выявляют стадии и их развитие в модулях, линиях, способностях, видах интеллекта. Существует масса исследований в этой области, и, как правило, они показывают, что далеко не всё измеряется стадиями.

Нам ещё предстоит поговорить о видах, состояниях сознания, изменённых состояниях, пиковых переживаниях, которые не всегда проходят стадиями. Эти состояния случаются как будто сами по себе, невпопад, внезапно, приходят и уходят. Но многие области психики, как и многие живые организмы, развиваются так же, как вырастает из жёлудя дуб, а из яйца курица, развиваются в конкретных стадиях. Ход развития изучают психологи-девелопменталисты. Изучив одну группу, они переходят к исследованию других групп, затем изучают другие культуры и закономерности их развития.

Есть стадии, характерные только для некоторых культур. Другие стадии, как известно, межкультурные и более универсальные. Стадии - материал исследований. Теория стадий не навязана и не выдумана. Нет такого: «каждый человек должен проходить стадии, основанные на моих предпочтениях». На самом деле любой профессиональный психолог - девелопменталист проделывает громадный объём работы. Теория стадий подтверждена исследованиями. Ранее выдвигались весьма необычные концепции стадий. С годами они совершенствовалась.

Жан Гебсер предложил одну из таких концепций, которая стала достаточно известной. Это общие стадии культурного развития: архаическая, магическая, мифическая, рациональная и интегральная. Они довольно известны и находят понимание. Но все эти знания основаны на определённом типе исследований, необходимо помнить об этом. На высших ступенях стадии приобретают выраженную духовную направленность, они становятся в высшей степени трансперсональными. И в этот момент всё становится крайне интересным. Это не единственный путь к духовному началу. Но одно из нескольких определений духовного состоит в следующем: все наивысшие уровни различных линий развития являются в высшей степени духовными.

3. Что значит "духовный"?

- Я немного запуталась: наивысшие уровни различных линий выглядят как духовные, то есть наивысший уровень кинестетической линии развития великого атлета является духовным?

- Да. Видеть, как Майкл Джордан играет в баскетбол - все равно, что видеть Бога! (смеется). Позволь пояснить предыдущую концепцию и дать, может быть, пару определений того, что принято называть «духовным», ведь рано или поздно мы придем к этому.

- Хорошо.

- Существует, по меньшей мере, 3 или 4 определения термина «духовный». Рассмотрим их и вернемся к аспекту уровня и линии. Одно из понятий «духовный» означает наш опыт. Мы говорим: «у меня есть духовный опыт», «у меня есть пиковое переживание». В данном случае речь о мистическом опыте, единении с природой, опыте единства с Богом, с богами, со всем сущим. Люди широко используют эти понятия, все они верны. Нам нужно тщательно выбирать понятия. Мы также должны убедиться, что для понимания карты мы используем все существующие понятия, выделим для них место на нашей карте.

Мы говорим о состояниях измененного сознания. Человек способен переживать духовный религиозный опыт. Его переживания аутентичны. Люди порой дают такому опыту всякие дурацкие трактовки. Думаешь: вот тебе на! Но переживания эти - действительно подлинные, истинные, неподдельные.

Еще одно понятие, которое человек использует интуитивно, как раз относится к уровням и линиям. Возьмем что-нибудь очевидное, например, эмоции. Низшие уровни эмоционального развития: гнев, зависть, ненависть. Духовными их не назовешь. При этом такие эмоции высокого порядка как всеобщая любовь, забота, сострадание и блаженство повсеместно считаются «духовными». Люди, используя эти понятия, не задумываются об уровнях и линиях, они лишь интуитивно, по умолчанию подразумевают их.

В рамках когнитивной линии развития духовными не считаются такие низшие уровни развития, как образы, символы и логика. Но как только мы переходим к более высоким, трансрациональным уровням: интуиции, единению, осознанности, - всё это относят уже к сфере духовного.

Низкие уровни нравственной линии: «Я думаю только о себе» большинство людей духовными не считает. Более высокие уровни - всеобщая забота и сострадание - уже считаются духовными. Само понятие «духовное» традиционно употребляется именно применительно к таким качествам. Всё движение трансперсональной психологии, да и само слово «трансперсональный», базируются на этом исходном понятии, высшие надличностные, над-уровни являются духовными.

Третье определение «духовного» заключается в том, что духовный не всегда означает «высший» уровень какой-либо линии. Духовность в данном случае – это линия сама по себе, она развивается самостоятельно. Человек может сказать о себе «я развит духовно в той или иной степени» или «у меня низкий или высокий уровень духовности». Духовная линия начинается в младенчестве, и у каждого индивида растёт и развивается по-своему. Это понятие также широко используется, в том числе в работах Джеймса Фаулера, который выпустил серию научных работ и опубликовал книгу под названием «Стадии веры». Мы, так же как и Гиллиган, задаем людям вопросы о том, что такое духовность, религия, всеобщая забота. Фаулер установил, что в этой конкретной сфере человек проходит стадии развития духовного ориентирования.

Таковы три употребимых значения духовности. Спрашивая человека о духовности, необходимо сначала уяснить, о каком из этих значений идет речь.

Я хочу добавить четвёртое значение, которое подразумевает вашу духовную позицию (мироощущение, взгляд) на любом уровне или стадии развития. Это позиция любви, открытости, заботы и так далее.

Таким образом, мы имеем четыре распространённых значения слова «духовный» и каждое из них верно. Главное понимать, какое их них человек имеет в виду. Ведь найдется какой-нибудь девелопменталист и скажет, что дух представляет собой наивысший уровень когнитивной, аффективной или кинестетической линии. Вообще-то так и есть. Майкл Мёрфи в «Паранормальных городах» описывает наивысший уровень кинестетической линии. Ее предельный существующий уровень называется левитацией. Я действительно считаю, что Майкл Джордан левитирует, поэтому я его и упомянул. Я думаю, он гений. Мне кажется, Барышников тоже левитировал, но я не могу это доказать.

- Тэ-эмовцы[2] тоже левитируют?

- Нет, не думаю, что они левитировали. Барышников – тот да...(смеется). Наверное, тут не совсем левитация… Факт в том, что люди, достигшие таких высочайших уровней кинестетической линии, приобретают поистине экстраординарные способности.

Предположим, девелопменталист скажет нам: «Давайте поговорим о духовности». Его понимание заключается в том, что духовными могут быть только высокоразвитые уровни. Однако другой человек, которому доступно иное понимание «духовного», отнесется к такой трактовке с недоверием: «Стоп! Вы хотите сказать, что у ребёнка отсутствует духовная ориентация? Я не считаю себя высокоразвитым, но я обладаю богатым духовным опытом. И слышать ничего не желаю о девелопментализме. Я не верю в это. Это навешивание ярлыков, классификация, это просто отвратительно». В данном случае они оба правы.

Конкретные аспекты человеческих способностей действительно проходят уровни, стадии и волны развития. У нас есть тому подтверждение. Но есть и другие аспекты, которые так же подлинны и которые так же справедливо называются «духовными», но в то же время таковыми не являются. Традиционно такой духовный опыт как природный, божественный мистицизм или религиозный опыт, имеющий стадии развития, бывает очень глубоким, но, как правило, он скоротечен и преходящ.

Таким образом, важны все определения «духовного». По ходу нашей беседы мы будем обращаться к каждому из значений. Львиная доля заблуждений и споров о духовном возникает на почве отрицания верности всех 4-х определений духовного. Я же полагаю, все они верны. Есть такая Школа трансперсональной психологии, - в нее ходят и закоренелые девелопменталисты, которых не интересуют состояния, - они занимаются в основном медитацией. А есть и те, кто изучает состояния сознания, - эти обычно на наркотиках, они и так в измененных состояниях:) И все эти люди разговаривают друг с другом. Мне кажется, все они рассматривают одинаково актуальные концепции, интегральный подход стремится предоставить место для каждой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О значении когнитивного развития | Уровни, структуры, стадии, волны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.