Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни, структуры, стадии, волны

- Возвращаясь ко всем этим терминам, которыми ты называешь стадии развития, почему их так много? Ты же не хочешь, чтобы мы запутались? Есть уровни, структуры, волны. Как в них разобраться?

- Да, стадии еще.. это мое психотическое расстройство виновато… (смеется). Каждое из понятий придает концепциям особый оттенок, имеющий для нас большое значение, хоть и не лишено недостатков. Это выглядит примерно так: автор выкладывает на стол термины и взывает к милосердию читателя.

В целом, «уровень» - подходящий термин, но жесткий и немного неуклюжий, поскольку ограничен своего рода указанием «вот он - реальный «уровень», я сижу на таком-то этаже здания». Я могу сказать, что нахожусь на третьем этаже. Действительно, такое явление, как третий этаж, существует. Вы идёте к лифту, и он поднимает вас на третий этаж. Нет, ни одна из концепций стадий не обладает такой точностью. Даже если девелопменталисты и скажут вам, что вы сейчас на том или ином уровне развития, к этому следует отнестись критично. Если взять исследование Кэрол Гиллиган по нравственному развитию или нечто подобное... Берется классификация шести стадий, задаются вопросы респондентам и собираются ответы. Предположим, по результатам теста человек находится на четвертой стадии. То есть, около 50% времени респондент давал ответы, соответствующие стадии 4. 25% времени отводилось на ответы стадии 5, и около 25% времени – ответы стадии 3. Это всего лишь вероятность – как люди возможно будут отвечать на поставленные вопросы, и вероятность эта совершенно нестабильна.

Распространив понятие «волн», Говард Гарднер смягчил понятие «уровня» и приблизил его к морской волне. Да, волны есть, никто не отрицает, но где они начинаются и где заканчиваются - ответить сложно. Дать ответ на вопрос «Сколько волн в океане»? невозможно, да и бессмысленно. Также как нельзя точно установить, что существует именно шесть стадий нравственного развития. Это всего лишь концептуальная конструкция, которая используется нами для анализа.

Концепт «волны» дает нам представление о раскате, движении - неплохое такое слово.

Стадия - это версия волны. Стадии разворачиваются в последовательности. Суть стадии - в ее необратимости. Стадии сродни атомам, молекулам или клеткам. Не бывает клетки без молекулы и атома. «Стадия» состоит из компонентов - всех предшествующих стадий развития. Так атомы – компоненты молекул, молекулы – компоненты клеток, и такая последовательность необратима. Никто и ничто не может изменить такой порядок следования. То же можно сказать и о буквах, словах, предложениях и параграфах. Нельзя составить параграф без предложений и слов. Такого не бывает. В этом и состоит концепт стадии.

Невозможно дать ответ стадии 3 по Гиллиган, предварительно не дав ответы стадии 2 и 1. Не бывает так, что человек проявляет всеобщую заботу, не пройдя эгоистическую стадию и стадию неравнодушия. Так не бывает. И это самое важное, так как это и есть ход эволюции и он невозможен в обратном порядке. Регресс возможен, но только при условии, что человек уже развит. В любом случае, развитие человека не может начаться с наивысшей стадии и пойти назад.

Таким образом, разные понятия придают идее разные оттенки. «Уровень» бывает низким или высоким, в зависимости от развития ответов. «Стадия» относится к ходу, заданной последовательности. «Волна» – гибкий, текучий уровень, волны могут идти внахлест и т.п. «Структура» означает конфигурацию уровня, волны или стадии. Этот технический термин был выдвинут структуралистами, которые первыми попытались определить, из чего состоит каждая отдельная стадия, что она собой представляет. Это очень технический подход. Холистическая концепция. Структуралисты пытались определить неизменяющуюся целостность ответа, его истинную структуру. Я бы мог продолжить свой рассказ об этом, но все заснут и я тоже.

- Хорошо, не хочу засыпать.

- Я склоняюсь к использованию «стадий» и «волн» и считаю, что они меньше всего вводят в заблуждение.

- Итак, мы говорили о стадиях нравственного развития человека.

- Правильно.

- И ты сказал, что мы можем применить эти стадии ко многим явлениям, но не ко всем.

- Верно.

- Когда мы можем применять модель стадий, а когда нет?

- Рассмотрим стадии сами по себе, и станет видно, что в них столько всего не открытого. Вернемся вновь к модели нравственного развития Кэрол Гиллиган, которую также изучал Кольберг. Предложенные ею три стадии развития также называются доусловным уровнем, уровнем традиционной нравственности и посттрадиционным уровнем. Вполне подходящая формулировка. Например, новорожденный находится на доусловном уровне. Он ещё не социализирован, он вне условностей. Поэтому его ответы пока на доусловном уровне. Постепенно он узнаёт, что такое хорошо и что такое плохо, учится взаимодействовать с другими, говорить, и тогда его ответы переходят на уровень традиционной, конформистской нравственности. По мере своего развития ребенок начинает размышлять о собственной культуре, что обычно происходит в юности или чуть позже: «Постойте, Библия говорит, что Земля была создана за шесть дней. Ну я не знаю…». И он начинает рефлектировать, заниматься самоанализом, критиковать собственную культуру. Вот это посттрадиционный уровень - попытка выйти за пределы. Эти три основные волны эволюции говорят нам о многом, о том, что человек проходит стадии, размышляет о своей жизни и понимает, что могло бы произойти. Но если человек находится на 2й стадии – стадии неравнодушия, конформистской или традиционной стадии, - это ничего не говорит нам о его занятиях, мыслях, поступках и т.п. Человек может быть кем угодно: конформистом и одновременно нацистом, членом Ку-Клукс-Клана или членом Ротари клуба. Поэтому понятие «стадия» многое оставляет неопределенным. Стадии представляют собой обширное и очень расплывчатое понятие. Поэтому нельзя этак запросто классифицировать людей только исходя из того, на какой стадии они находятся. К примеру, те, кто находятся на уровне традиционного конформистского неравнодушия, работают в Красном Кресте в разных точках мира или бойскаутами в некоторых обществах, заняты поистине добрыми делами. И даже в таком, казалось бы, очевидном вопросе, есть явления, которые невозможно установить, используя только теорию последовательности стадий.

Прежде чем мы перейдём к вопросу о состоянии сознания, замечу, что «стадия» сознания и «состояние» сознания – разные понятия. Состояние становится особенно актуальным тогда, когда заходит речь о таких вещах как духовность, потому что многие люди в поисках духовного хотят пережить духовный опыт, найти Бога, Богиню, испытать это на собственном опыте, а не только думать об этом. Они не хотят церковь с её религией, им нужна глубокая реализация наивысших, широких и глубинных состояний бытия. Это и есть состояние – в некотором роде состояние сознания. Предположим, я решил прогуляться, выехал на природу и пережил невероятный опыт природного мистицизма, испытал потрясающее чувство единства со всем сущим, здесь и сейчас. Такой опыт кардинально меняет мою жизнь. Переживание, как правило, приходит, длится какое-то время и уходит. Это отличное от стадии состояние. Для «состояния» понятие доусловного уровня, уровня традиционной нравственности и пострадиционного уровня неприменимо. Это конфликт другого рода, связанный с духовностью. Потому что вызывать духовное состояние можно многими методами, в том числе и наркотиками, которые вводят в необычное состояние. Но такие состояния не стойки. Прежде всего, человек стремится к преобразованию состояний в некие постоянные характеристики, иными словами, к тому, чтобы изменённые состояния приобрели перманентные свойства. И в этом заключается развитие, в том, что человек стремится превратить состояния в постоянные компоненты концепции стадий.

Оба понятия очень значимы, их нельзя сводить в одно. Многие люди не хотят заниматься продолжительной практикой, не хотят проходить стадии развития. Это нормально. Это совершенно нормально. Говорят, что поистине глубокий духовный опыт может полностью поменять вашу жизнь, придать ей необыкновенную насыщенность, прозрачность, живость и глубину, чего раньше не было. При использовании подхода интегрального информирования нельзя исключать ни одну из этих категорий.

- Мы можем применить стадии развития во всех четырех секторах?

- Да. Мы говорили о том, что в верхнем левом секторе у нас потребности и нравственность. В верхнем правом, куда вы сейчас смотрите, и частично в нижнем правом секторе - объективный мир – «оно», «они», организмы и среды. У них есть внутренние стороны. Но если смотреть на них с внешней стороны, как мы сейчас смотрим на «них», как на объекты, на третьи лица, мы не смотрим на наш внутренний мир, мы не рассматриваем «я» и «мы». Мы рассматриваем «ты» как объективный организм: вес, рост, количество молекул и атомов, количество генетического материала, мозговую деятельность, количество дофамина, - всё это относится к третьему лицу, к «оно» и всё это изучает наука. При изучении объективного мира «они», наука обнаруживает эволюцию в стадиях, её ход и стадии развития каждой особи. Взгляните на великое древо жизни, и вы поймете концепцию стадии: развертывание, возрастающее разветвление и при укрупнении - интеграция. В биологии есть свои линии и уровни, которые называются филогенетические ветви и градиенты. Что такое градиент – понятно из названия, это уровень чего-то. Филогенетическая ветвь означает общность. Это линия. Можно, например, отследить эволюцию филогенетических ветвей и градиентов в динамике развития паразитов и шимпанзе. Это то, что мы называем уровнями и линиями, только применительно к объективному миру. Вселенная предположительно возникла в результате Большого Взрыва, - единое гигантское скопление бог знает чего! Затем всё это дифференцировалось и интегрировалось в материю, которую мы видим вокруг нас. Так происходит эволюция. Фактически эволюционные стадии изучены наукой намного более подробно, чем глубинные аспекты. Возьмите любой учебный курс по биологии, эволюции или экологии. Что там есть? Теория эволюции звёзд со стадиями развития. Ну то есть, обычный научный материализм рулит… Но науке это на руку. Эта информация не слишком интересна человеку, интересующемуся личностным ростом, потому что неприменима в развитии собственного внутреннего мира. Наука вручает нам понятие о нас, как об объективном теле, эволюция которого началась более 500 000 лет назад. А сейчас мы можем управлять в большей степени тем, что происходит у нас внутри.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие стадий | Развиваемся ли мы как существа?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.