Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль цены и функции цены

Роль цены в условиях рынка заключается в том, что рыночные равновесные цены являются важнейшим регулятором общественного производства.

Рис. 1.2 – Роль цены в условиях рынка

Роль цены как регулятора общественного производства достигается вследствие выполнения ценой ряда функций: измерительной, учетной, регулирующей (балансирующей), стимулирующей, распределительной, информационной.

1 функция - измерительная. Цена выступает как количество денег (товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

2 функция - учетная. Цена позволяет организовать стоимостной учет различ­ных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Реа­лизуя учетную функцию, цена дает возможность сопоставлять различные потребительные свойства това­ров и услуг, исходя из затрат труда.

3 функция – регулирующая, или балансирующая. Через цены осуществляется балансирование спроса и предложения. Цена свидетельствует о дис­пропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изме­нения цены, либо одновременным изменением объемов и цен. Таким образом, цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

Охарактеризовать зависимость цены и спроса можно с помощью показателя эластичности:

а) спрос эластичный (при незначительных снижениях це­ны объем продаж возрастает в значительно больших размерах);

б) спрос стабилен, когда имеет место равенство между изме­нением цены и объема продаж;

в) спрос неэластичен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно).

4 функция – стимулирующая. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятству­ют росту выпуска и потребления разных товаров.

Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что уровень цены служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Посредством цен можно:

- осуществлять более рационально размещение производи­тельных сил на территории Российской Федерации (например, использование зональных цен, ограничение торговых надбавок)

- стимулировать или замедлять на­учно-технический прогресс (разработка и внедрение современной пере­довой техники, технологии и организации производства, улуч­шение качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить материальные ресурсы).

- обеспечивать экономию затрат, улуч­шение качества продукции,

- изменение структуры производства и потребления. Стимулирующее воздей­ствие на производство через цену осуществляется путем изменения рентабельности (доли прибыли в цене), введения надбавок и скидок к цене, применения различных видов цен. Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стиму­лы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производ­ство тех товаров, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется личное потребление. Напри­мер, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфе­ра потребления соответствующей продукции. Стимулирование рациональной структуры личного потреб­ления населения обеспечивается благодаря дифференциации ста­вок налоговых платежей и некоторыми другими средствами.

С точки зрения национальных интересов России, на первый план выходит задача не столько стимулирования роста или сокращения потребле­ния определенных товаров и услуг, сколько наращивания их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

5 функция – распределительная и перераспределительная. Посредством цен осуществляется рас­пределение и перераспределение доходов. С помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной сто­имости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование дохо­дов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется путем:

- действия относительно высоких или низких цен,

- с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов (налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.),

- путем установления системы разных уровней цен для различных потребителей на одну и ту же продук­цию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в энерге­тике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и частного).

6 функция – как критерия рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли. Такой перелив капитала осуществляется под воздействием конкуренции и спроса.

7 функция – информационная - состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка (соотношение спроса и предложения) и рыночных ценах.

 

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как однонаправленной, так и противоречивой.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредит­ный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на эко­номические интересы.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие цены | Виды цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.