КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль цены и функции цены
Роль цены в условиях рынка заключается в том, что рыночные равновесные цены являются важнейшим регулятором общественного производства. Рис. 1.2 – Роль цены в условиях рынка Роль цены как регулятора общественного производства достигается вследствие выполнения ценой ряда функций: измерительной, учетной, регулирующей (балансирующей), стимулирующей, распределительной, информационной. 1 функция - измерительная. Цена выступает как количество денег (товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. 2 функция - учетная. Цена позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Реализуя учетную функцию, цена дает возможность сопоставлять различные потребительные свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. 3 функция – регулирующая, или балансирующая. Через цены осуществляется балансирование спроса и предложения. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены, либо одновременным изменением объемов и цен. Таким образом, цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Охарактеризовать зависимость цены и спроса можно с помощью показателя эластичности: а) спрос эластичный (при незначительных снижениях цены объем продаж возрастает в значительно больших размерах); б) спрос стабилен, когда имеет место равенство между изменением цены и объема продаж; в) спрос неэластичен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно). 4 функция – стимулирующая. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что уровень цены служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Посредством цен можно: - осуществлять более рационально размещение производительных сил на территории Российской Федерации (например, использование зональных цен, ограничение торговых надбавок) - стимулировать или замедлять научно-технический прогресс (разработка и внедрение современной передовой техники, технологии и организации производства, улучшение качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить материальные ресурсы). - обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, - изменение структуры производства и потребления. Стимулирующее воздействие на производство через цену осуществляется путем изменения рентабельности (доли прибыли в цене), введения надбавок и скидок к цене, применения различных видов цен. Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех товаров, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт. С помощью розничных цен стимулируется личное потребление. Например, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера потребления соответствующей продукции. Стимулирование рациональной структуры личного потребления населения обеспечивается благодаря дифференциации ставок налоговых платежей и некоторыми другими средствами. С точки зрения национальных интересов России, на первый план выходит задача не столько стимулирования роста или сокращения потребления определенных товаров и услуг, сколько наращивания их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 5 функция – распределительная и перераспределительная. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. С помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Перераспределение доходов через цены осуществляется путем: - действия относительно высоких или низких цен, - с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов (налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), - путем установления системы разных уровней цен для различных потребителей на одну и ту же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и частного). 6 функция – как критерия рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли. Такой перелив капитала осуществляется под воздействием конкуренции и спроса. 7 функция – информационная - состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка (соотношение спроса и предложения) и рыночных ценах.
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как однонаправленной, так и противоречивой. Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы. Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправленно.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |