Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды цен

Понятие системы цен

Тема 2. Система цен

Факторы, влияющие на цену

Классификация факторов, влияющих на цены.

1. По силам, действующим на рынке:

- спрос,

- предложение,

- конкуренцию,

- государственное воздействие

2. По отношению к предприятию:

- внутренние факторы, т.е. факторы на которые предприятие может активно влиять (особые свойства товара, способ производства, имидж организации, уровень сервиса и маркетинга, организационный и технический уровни производства и пр.)

- внешние факторы, которыми предприятие не может управлять (конкуренция, политическая и экономическая ситуация в стране, уровень занятости населения, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования, обеспеченность ресурсами и пр.)

 

 

Все применяемые в народном хозяйстве цены взаимосвязаны и образуют систему.

Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

- формированием всех цен на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения, спроса и других экономических законах (эти законы изучались вами в курсе экономической теории),

- взаимосвязью производства предприятий, отраслей, хозяйственная деятельность которых опосредована ценами.

Систему цен характеризуют следующие параметры:

- уровень – абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме;

- структура – определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;

- динамика – изменение уровня цен.

 

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен.

1.1.Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбы­товым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых цен относятся

- закупочные цены, по которым сельскохо­зяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, орга­низациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей перера­ботки.

- биржевая цена.

1.2.Розничные цены — это цены продажи индивидуальному или мелкоопто­вому потребителю, преимущественно населению.

Цены на услуги населению (тарифы) - особый вид розничной цены.

1.3 Внутрифирменные цены (трансфертные цены) — это цены, применяемые внутри фирмы при реали­зации продукции между подразделениями предприятия, а также между разными фирмами, но входящими в одну компанию. Цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением про­дукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что долж­но в целом вести к увеличению прибыли фирмы.

Трансфертные цены получили широкое распространение при обмене товарами и ус­лугами в рамках международных монополий, а также в рамках транснацио­нальных компаний.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурен­тоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, по­ставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конку­рентоспособность.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:

2.1. Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые произ­водителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся:

- Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя.

- Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок.

- Цена производства — цена, определяе­мая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

2.2. Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо огра­ничивающие их уровень условия.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомен­дуемые, лимитные, залоговые цены и пр. (данный вопрос подробнее изложен в теме о государственном воздействии на цены).

3. По способу установления, фиксации (эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте):

3.1. Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые уста­навливаются в момент подписания договора и не меняются в течение все­го срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердые цены применяются в сделках:

- с немедленной поставкой;

- с поставкой в течение короткого срока;

- предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сро­ках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно.

3.2. Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафикси­рованная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не произво­дится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Под­вижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продо­вольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.

3.3 Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения догово­ра путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.)

Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.

При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая ис­ходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в качестве базы для расчета, оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амор­тизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, кото­рым стороны будут пользоваться.

В договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производит­ся, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат).

На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в виде скользящей цены.

4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте.

4.1. Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

4.2. Расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждо­го конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после вы­полнения заказа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль цены и функции цены | В зависимости от вида рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.