КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий конспект лекций по курсу
«Теория рекреалогии» Автор доктор экономики В.Члаидзе
Rīga 2003 Рекреалогия – наука о восстановлении и развитии живых сил организма.
Основная задача рекреалогии - изучение содержания и условий деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время.
Понятие рекреалогии в социальном аспекте. 1. Предпосылки зарождения рекреалогии. 2. Исходные постулаты рекреалогии. 3. Основные понятия рекреалогии. 4. Функции рекреалогии. 1. Предпосылки зарождения рекреалогии.
Рекреалогия как наука сформировалась приблизительно в 1960 году. Конечно, она существовала и до нашей эры, например бани в древнем Риме или ароматические воды. Но системно она начала формироваться в 1950-х годах. Предпосылками зарождения науки рекреалогии выступили: * революционные процессы, которые осуществлялись в последние 50 лет, происходящие в сфере человековедения (т.е. экологии человека, физиологии, психологии). * труд стал очень интенсивным не только физически, но и психически (это связано с научно-техническим прогрессом) следовательно, возросла потребность в научно-организованном отдыхе.
Факторы, влияющие на развитие рекреалогии: 1) Увеличение продолжительности свободного времени и расширение форм его использования. 2) Осознание обществом значимости рекреационной деятельности: - в сохранении и улучшении здоровья - в повышение социально-трудового потенциала населения - в развитии личности.
3) Понимание необходимости научного осмысления феномена «рекреационной деятельности», как совокупности множества новых для общества процессов. 4) Осознание актуальности создания научной базы для дальнейшего развития рекреационной культуры (т.е. научно-обоснованная методология восстановления жизненных сил). 5) Многообразие проблем, факторов, решение которых необходимо для выявления закономерностей рекреационной деятельности.
2. Исходные постулаты рекреалогии. 1) Среди множества потребностей человека и общества выделяется группа (рекреационных потребностей, реализация которых связана: - с наличием свободного времени; - с особыми свойствами пространства 2) Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, а общество к созданию условий для рекреационной деятельности. 3) Вовлекая в сферу деятельности природные объекты и культурные комплексы, создавая технические системы, человек находит и формирует, а общество создает и поддерживает особые рекреационные системы. 4) Для описания рекреационной системы необходимо охарактеризовать: - потребности людей - элементы системы, а также связи между этими элементами - системообразующие связи - эффективность рекреационной деятельности 5) Назначение систем определяется функциями рекреационной деятельности. 6) Основным предметом исследования общей рекреалогии выступает рекреационная система. 7) По своему характеру рекреационные системы относятся к группе социоэкологических систем.
3. Основные понятия рекреалогии.
Рекреационные потребности – потребности восстановления физических, психических и духовных сил. Рекреационные потребности общества – это потребности в простом и расширенном воспроизводстве социально – трудового и социально – культурного потенциала общества. Рекреационная деятельность людей – деятельность, направленная на организацию и реализацию рекреационных потребностей. Важен не только конечный результат, но и сам процесс этой деятельности. Рекреационное занятие – простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих. Рекреационное время – часть социального времени, направленного на удовлетворение рекреационных потребностей. Рекреационное пространство – часть социального пространства, используемая для рекреационной деятельности (пространство может быть как физическим, так и виртуальным, например интернет). Рекреационная система – система, направленная на рекреационную деятельность, состоящая из нескольких элементов. Рекреационная деятельность организаторов отдыха – организация рекреационной деятельности на должном уровне, достижение максимальной эффективности и научной организации.
4. Функции рекреалогии.
С точки зрения специалистов рекреация – восстановление сил, перемена деятельности, осуществление процесса отдыха. В свою очередь, рекреационная деятельность осознанно или неосознанно сопоставляется с трудовой деятельностью и рассматривается как особый вид социальной деятельности, неотъемлемая часть образа жизни, и именно рекреационная деятельность обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы.
Функции рекреационной деятельности: 1) Воспроизводящая функция – направлена на восстановление сил, затраченных в процессе производства и выполнения бытовых функций. 2) Воспитательная функция – направлена на воспитание в человеческом сознании гуманного отношения к человеку, природе и обществу. 3) Гуманитарная функция – состоит в представлении возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала личности. Основные концепции рекреалогии. 1. Антропоцентрированные концепции. 2. Экономоцентрированные концепции.
1. Антропоцентрированные концепции.
Антропоцентрированные концепции связаны с деятельностью человека. В развитии науки концепция занимает крайнее место, под ней понимается руководящая идея какого-либо явления.
концепция à учение à наука
Основу антропоцентрированной концепции составляет гуманоцентрированная, которая ориентированна на потребности человека. ¨ Медико-биологическая концепция Организация отдыха, физического развития, спортивные и лечебно-профилактические мероприятия. ¨ Психологическая концепция Организация умственного отдыха и поднятие тонуса интеллекта. ¨ Социологическая концепция ¨ Социокультурная концепция Эти направления объединяет самоценность личности, состояние наиболее полного физического, социального и духовного благополучия. ¨ Концепции, влияющие на ориентацию туризма: ¨ Социокультурологические концепции Их особенностью является восприятие свободного времени, как сферы образования и социальной культуры, а также гражданских качеств. - расширение кругозора с помощью особых форм познания - межнациональный обмен духовными ценностями, как средство осознания единства человечества, единства его целей - пропаганда культурно-исторического наследия.
2. Экономоцентрированные концепции.
В экономоцентрированных концепциях человек рассматривается с точки зрения побуждения и влияния на окружение. ¨ политэкономическая концепция - простое воспроизводство рабочей силы - расширенное воспроизводство рабочей силы ¨ техноэкономическая концепция - наличие рекреационных потребностей рассматривается как побуждение для организации одной из отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства ¨ натуроцентрированная концепция - рекреационная деятельность приобрела, все черты хозяйственной деятельности и оказывает существенное воздействие на природу.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |