Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности. Деятельностная концепция




Деятельностная концепция

 

1. Рекреационные потребности.

2. Рекреационная деятельность.

3. Рекреационное время.

4. Рекреационное пространство.

5. Взаимосвязь рекреационного времени и пространства.

 

Деятельностная концепция определяется направлениями, в которых рассматриваются занятия в свободное от работы и не приложенных занятий время.

Рекреационная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности – неотъемлемая часть образа жизни.

Объектом рекреалогии является человек. Предметом исследования в деятельностной концепции является свободное от неприложенных занятий время.

 

1. Рекреационные потребности.

 

Потребность – это испытуемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Любые потребности проявляются в форме мотивов поведения:

1) познавательная деятельность

2) практическая деятельность

Потребности бывают:

- осознанными

- мало осознанными (т.е. влечение)

 

/! \

/! \

индивидуальные (личные) рекреационные групповые

/ \

материальные духовные

/ \

/ \

познавательные эстетические

 

Основу личных рекреационных потребностей составляет:

- потребность в успехе

- потребность в удовлетворении любопытства

- потребность в сочувствии

- психологически-сексуальные потребности

- потребность в самоуважении

- потребность в самовыражении

- потребность в самоутверждении

- потребность в увеличении объема и разнообразия впечатлений (т.е. познавательные потребности)

 

Рекреационные потребности:

- потребность в восстановлении физических, моральных сил.

- потребность в развитии всех качеств, которые были заложены воспитанием.

- потребность в формировании и развитии духовных качеств.

Формы выражения рекреационных потребностей:

1. Восстановление и сохранение здоровья людей (миграция).

 

Необходимо проводить компенсационно-профилактические мероприятия, направленные на ослабление отрицательных последствий интенсификации жизни.

Потребность предупреждения отрицательных последствий обусловлена:

- в образе жизни

- в ускорении темпов жизни

- стрессовыми ситуациями

- гиподинамией

- состоянием отчужденности

Необходимо также производить гашение последствий отрицательных изменений в окружающей среде.

 

2. Потребность в экологических стимулах.

 

Необходимо отчуждение от социальных групп, от различных видов деятельности, от повседневности.

 

3. Потребности сопереживания и долга стремление отдавать, делиться с другими, опекать и т.д.

 

4. Культурно-этнические потребности.

 

- ритуальные

- религиозные

- народные

Танцы, игры, застолья и т.д.

 

5. Мода и стиль.

 

Рекреационные потребности сопровождаются бытовыми потребностями, например необходимостью приобретения чего-либо, экономическими потребностями, например дополнительный заработок.

Вообще не существует «чистых» потребностей. Они всегда связаны друг с другом. Также как любая рекреационная культура связана с воспитанием.

Соединения рекреационных потребностей обуславливает актуальность формирования рекреационной культуры:

- влияние

- семья

- общество.

 

2.Рекреационная деятельность.

 

Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Рекреационная деятельность – это одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур, а также как смена среды, рода занятий и поведения.

 

Таким образом, личные, групповые потребности выступают для общества и его социальных институтов, как побудители к действию по:

- изучению закономерностей удовлетворения рекреационных потребностей

- познанию закономерностей удовлетворения рекреационных потребностей

- поиску адекватных средств и мест для удовлетворения рекреационных потребностей

- установлению трудовых ресурсов, которые позволяют осваивать эти рекреационные потребности

- формированию привлекательных условий и средств.

Таким образом, возникает отрасль отдыха. Если получится организация удовлетворения основных потребностей, то тут же получится организация вспомогательных потребностей, т.к. все потребности взаимосвязаны.

Рекреационная деятельность, как отдыхающих, так и организаторов отдыха представляет собой процесс организации пространства и времени, то есть как деятельность создающая/созидающая, организующая, придающая некоторую упорядоченность. Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (с чередованием труда и быта) социально-бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности организаторов отдыха).

Поскольку чаще всего время и место формирования потребностей в рекреационной деятельности, и их реализации не совпадают, деятельность в целом носит циклический характер.

Циклом называют конечный путь, начальные и конечные узлы которого совпадают. Узлами при этом выступают моменты смены деятельности по времени и месту трудовой деятельности, свободного времени, неприложенных занятий.

Циклы – одна из характерных форм организованности. Среди циклов различают формы:

1) временные (смена времен года, суток)

2) пространственные (место отдыха)

3) пространственно-временные/единые (курорты; т.е. отдых в одних и тех же местах)

4) технологические (соревнования; т.е. связанные с какой-либо целью) Целесообразно говорить о характерных или естественных циклах (закономерности природы – день и ночь):

5) нормативные/регламентированные циклы

Рекреационную деятельность можно представить как некоторую последовательность различных форм использования и создания свойств пространства (перемещения в пространстве), таким образом, рекреационная деятельность формирует рекреационное пространство.

Простейший ограниченный некоторым отрезком времени акт рекреационного использования свойств пространства называют рекреационным занятием. Множество занятий в пределах нормативного отрезка нерабочего времени называют циклом занятий.

По величине нормирующего отрезка времени различают следующие циклы:

- суточный

- недельный

- отпускной/годовой

- жизненный

 

 

3. Рекреационное время.

 

Говоря о деятельной концепции нельзя не вспомнить о рекреационном времени. Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее и нерабочее время.

Рабочее время – время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.

Нерабочее время включает в себя:

- затраты связанные с перемещением к месту работы и обратно, производство материальных благ.

- затраты на домашний труд и самообслуживание

- удовлетворение различных физических потребностей

- свободное время (чем больше свободного времени, тем более высоко развито общество)

- время бесцельного время провождения

- рекреационное время

Свободное время представляет собой часть нерабочего времени остающуюся у человека за вычетом неопределенных и неприложенных затрат.

С точки зрения туризма, в свободное время не входит:

- сон

- уход за детьми

- занятие домашним хозяйством

Чрезвычайно важным моментом при анализе свободного времени является определение его роли и места в жизни общества и образе жизни. Так как представление о свободном времени является диалектичным, необходимо иметь понятие о том, что нужно компенсировать с более высоким показателем, чтобы оптимально увеличить полезный уровень.

Рекреационное время – это часть социального времени личности, социальной группы используемая:

- для сохранения человека

- для восстановления человека

- для развития физического и духовного здоровья человека

- для интеллектуального совершенствования человека

Право личности на развитие и самоутверждение, как носителя определенных культурных ценностей, понимание необходимости сохранения и передачи последующим поколениям всего накопленного ранее духовного и интеллектуального богатства – все это является обоснованием для определения истинной ценности времени человека на протяжении всего его жизненного цикла. Только на основе этого подхода может быть оценена социальная значимость рекреационного времени на протяжении всей жизни человека, включая детство и старость.

Соотношение рекреационного времени с другими категориями социального времени по мере развития общества меняется.

Характеристики и свойства рекреационного времени:

- иерархичность

- квантовость

- функциональность

- изменчивость

 

Иерархичность обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени.

В рамках жизненных периодов формируется структура социального времени, т.е. определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени, свободного и рекреационного времени, и их величины или порции.

Существуют суточные, недельные, годовые, жизненные периоды иерархичности.

 

Квантовость это отпускное время, «уик-эндовое», время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Кванты в нерабочее время – 45 часов

недельный период – 2 дня

годовой период – 18-48 рабочих дней

 

Анализируя иерархичность и квантовость времени, необходимо учитывать и то, что существует два вида рекреационного времени – режимное и характерное.

Режимное время определяется, прежде всего, социально – экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения.

Характерное время индивидуальное или групповое, обуславливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации, условий деятельности.

 

Функциональность рекреационного времени, всевозможные различные функции присущие различным видам деятельности.

 

Изменчивость рекреационного времени связана с исторической изменчивостью и функциональной вариацией.

 

4. Рекреационное пространство.

 

Рекреационное пространство – это часть социального пространства, используемого для осуществления рекреационной деятельности. Рекреационное пространство бывает реальное, материальное и ментальное, виртуальное.

Соответственно можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы, региона, страны, государства. Пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Рекреационное пространство рассматривают с точки зрения функциональности, организованности, соответствия этого пространства желаниям людей.

 

Свойства рекреационного пространства:

- многомерность

- организованность

- избирательность

 

Рекреационное пространство многомерно, что обусловлено:

1) разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности

2) социально – культурной дифференцированностью отдыхающих

3) соотношениями между потребностями и возможностями их реализации

4) функциональными типами деятельности

5) природными, экономическими и техноорганизационными условиями осуществления деятельности.

Многомерность пространства растёт с возвышением и расширением потребностей отдыхающих и умножением функций рекреационных образований.

Организованность рекреационного пространства проявляется в наличии некоторой упорядоченности рекреационных мест, их дифференциации и локализации, дискретности обусловленной наличием нормированных и характерных пространств разного масштаба.

 

Элементы деятельности по организации рекреационного пространства:

1) освоение

- оценка

- охват, захват и присвоение рекреационного пространства

2) конструирование/комбинирование

3) рекомбинация

4) «изобретение» - нахождение принципиально нового занятия пространства

5) выбор места для реализации функции

6) подбор функций для данного места

7) расширение функций места

 

 

5. Взаимосвязь рекреационного времени и пространства.

 

Существует взаимосвязь между рекреационным пространством и рекреационным временем. Данная взаимосвязь проявляется в их дискретности, квантовости – наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течении дискретных, компактных отрезков рекреационного времени.

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена, прежде всего, объёмами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения).

 

 

Антропоэкологическая концепция.

1. Сущность / основа концепции.

2. Структура сред человеческой деятельности.

3. Миграции изменения сред.

4. Реакция индивидуума на изменения сред (адаптация).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.