Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение культуры TQM и традиционной организации

Аспект Традиционный подход TQM
Общая задача Максимальный возврат вложений Добиться или превзойти потребительское удовлетворение
Цели Акцент на краткосрочные цели Баланс краткосрочного и долгосрочного периодов
Менеджмент Не всегда открытый; иногда – непоследовательные цели Открытый; поощряет вклад сотрудников; последовательные цели
Роль менеджера Издавать приказы; принуждение Инструкции, ликвидация барьеров, создание отношений доверия
Потребительские требования Не имеют наивысшего приоритета; могут быть неясными Наивысший приоритет; важно определить и понять
Проблемы Найти виновного; наказание Выявление и решение
Решение проблем Несистематическое; индивидуальное Систематическое; команды
Совершенствование Неустойчивое Постоянное
Поставщики Противники Партнеры
Рабочие процессы Узкие, специализированные; много индивидуальных усилий Широкие, более общие; много усилий в командах и рабочих группах
Фокус Ориентировка на товар Ориентировка на процесс

 

Внедрение принципов всеобщего управления качеством на предприятиях осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, ведется разработка систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 и их внедрение. Наличие систем качества становится важным фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции, необходимой для выхода на мировой рынок. Ужесточение конкуренции требует от предприятий дальнейших усилий по совершенствованию своей деятельности.

Важным элементом внедрения всеобщего управления качеством является долгосрочная политика в области качества, которая представляет основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия. Она формулируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей в области качества. Документальное оформление политики дает возможность работникам предприятия, а также его поставщикам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.

Ключевым элементом, определяющим успех внедрения всеобщего управления качеством на предприятии, является обучение персонала, его стимулирование и вовлечение в работу по улучшению качества продукции и всей деятельности предприятия, направленную на обеспечение повышения его результативности и эффективности.

Важными элементами развития предприятия, повышения его конкурентоспособности и укрепление его позиции на рынке являются также сертификация продукции и предприятия на соответствие стандартам семейства ИСО 9000 и участие предприятия в конкурсах на национальную и международные премии по качеству.

Награды за качество. Бенчмаркинг. Концепция TQM располагает исключительно широким и многообразным арсеналом эффективных подходов и методов, который постоянно расширяется. Среди новых подходов, ставших достаточно популярными во многих странах, можно отметить премии по качеству и бенчмаркинг.

Премии по качеству (региональные, национальные, корпоративные) основываются на оценке соответствия деятельности предприятия определенной системе критериев, базирующихся на принципах TQM. Особенно широкое распространение получили национальные премии по качеству. Эти премии используются более чем в 50 странах мира (В ноябре 1998 года было принято постановление Совета Министров республики «Об утверждении премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества». Лауреаты премии – юридические лица – получают право использовать в документации и рекламных материалах символ (эмблему) премии и должны содействовать распространению опыта в области обеспечения качества продукции, работ, услуг.). Состав оценочных критериев примерно одинаков и образует, как правило, две группы, характеризующие, с одной стороны возможности, то есть средства достижения предприятия в области качества, и, с другой стороны – результаты использования этих возможностей. По мнению большинства методистов, суммарное количество оценочных баллов в этих группах должно быть равным. Национальные, как впрочем и любые другие, премии по качеству призваны не только выделять и награждать предприятия-лидеры в области качества, но и ориентировать остальных на полную ликвидацию или сокращение своего отставания от них. Интересно, что вторая задача, реализуемая в форме самооценки предприятия по критериям премии по качеству, рассматривается многими руководителями и специалистами как основная. Роль такой самооценки заключается в том, что она дает возможность любому предприятию сопоставить себя с лидером, не демонстрируя этого внешнему миру, и на основе результатов сопоставления предпринять целенаправленные действия по обеспечению качества.

Награда Малколма Болдриджа и Приз Деминга ежегодно присуждаются компаниям, которые интегрировали управление качеством в свой производственный процесс.

Премия Болдриджа. В 1987 г. Конгресс провел Закон Малколма Болдриджа о Национальном повышении качества. Этот законодательный акт был разработан для стимулирования усилий со стороны предпринимателей США по совершенствованию качества их товаров и услуг. Ежегодная Премия Болдриджа, названая так в честь Малколма Болдриджа, промышленника и бывшего министра торговли, присуждается Национальным Институтом Стандартов и Технологии.

Цель соревнования за эту награду – стимулировать усилия по улучшению качества, отметить достижения компаний США в области качества, и публиковать наиболее успешные программы. Не более двух премий присуждается ежегодно по каждой из 3 категорий: крупное производство, крупная компания из сферы услуг и малый бизнес (500 сотрудников и менее).

Компаниям, которые соревнуются за эту премию, необходимо представить на рассмотрение документ объемом не более 75 страниц, с документальным описанием системы качества компании. Те, кто проходит первоначальный отбор, должны подвергнуться более интенсивной оценке правительственных и промышленных экспертов и консультантов. Проверка включает выезд на место. Участники оцениваются в 7 главных сферах: руководство, информация и анализ, стратегическое планирование, управление кадрами, гарантия качества товаров и услуг, результаты по качеству и удовлетворение потребителей.

Экзаменаторы выясняют, в какой степени руководство высшего звена внедряет критерий качества в повседневное управление компанией; являются ли товары или услуги, по крайней мере, настолько же хорошими, как у конкурентов; обучаются ли сотрудники методам и технологии качества; работает ли данная компания с поставщиками для улучшения качества; довольны ли потребители. Все участники получают письменное заключение о сильных и слабых сторонах их управления качеством и предложения по совершенствованию.

Премия Болдриджа подвергалась и хуле и хвале. Среди благоприятных оценок следующие: она подняла у компаний США осознание роли качества; участники соревнования находят процесс стимулирующим; некоторые достигли огромных успехов в области качества и в конкурентоспособности. Среди критических оценок следующие: процесс соревнования требует огромного количества времени и сил как работников, так и руководства высшего звена, и значительных затрат; заявители сами выставляют свои кандидатуры (вместо того, чтобы их имена называли довольные потребители); победа не означает, что компания производите товар высшего качества или решила все свои проблемы в данной области; и за победой может последовать расслабление с верой, что «мы всего достигли». Некоторые критики утверждают, что число наград (максимум 6 в год) – это слишком мало, принимая во внимание огромное число потенциальных кандидатов.

Приз Деминга. Приз Деминга, названный в честь американского статистика Эдварда Деминга, является высоко котирующейся наградой японского правительства, отмечающей успешную деятельность в области качества. Приз ежегодно присуждается компании, которая отвечает его стандартам. Хотя он обычно присуждается японским фирмам, в 1989 году «Florida Power and Light» стала первой американской компанией, которая завоевала эту награду.

Главное внимание при оценке работы компании уделяется статистическому контролю качества, – что сужает диапазон этой награды по сравнению с премией Болдриджа, которая больше фокусируется на удовлетворении потребителя. Компании, которые завоевывают Приз Деминга, обычно имеют программы качества, которые тщательно детализированы и широко распространены по всей компании. Их программы совершенствования качества отражают также вовлеченность высшего руководства и сотрудников, удовлетворение потребителя и подготовку персонала.

Бенчмаркинг (Benchmarking), как его определил американский специалист К. Дж. Тора, – это систематически выполняемый сравнительный анализ элементов деятельности предприятия с аналогичными элементами других предприятий для взаимного совершенствования. Из самого определения можно сделать вывод, что бенчмаркинг, в отличие от самооценки по заданным критериям, строится на объединении усилий двух и более предприятий для решения конкретных взаимовыгодных задач. Можно утверждать, что бенчмаркинг – это совершенно новая необычная форма отношений в рыночной системе хозяйствования. В более простой трактовке бенчмаркинг – один из прогрессивных инструментов непрерывного улучшения качества.

 

Затратный механизм качества

Известно, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции, являются ее качество и цена. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия.

Обеспечение качества продукции связано с определенными затратами, образующимися на всех этапах и стадиях жизненного цикла изделия: от разработки продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.

Укрупненно все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие, производственные.

Научно-технические и управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, то есть они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В общем случае управленческие затраты связаны с гарантией качества изделия. Они включают:

1. Транспортные издержки (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции);

2. Снабженческие издержки (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих изделий);

3. Затраты на подразделения, контролирующие производство;

4. Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);

5. Затраты, связанные с деятельностью других служб аппарата управления предприятием, которые в разной степени влияют на обеспечение качества продукции.

Производственные затраты, в свою очередь, можно разделить на материальные, технические, трудовые.

Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать технические производственные затраты (через амортизационные отчисления), трудовые производственные затраты (через заработную плату).

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, необходимо различать:

· базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и существуют до момента снятия ее с производства;

· дополнительные затраты, связанные с усовершенствованием продукции, восстановлением утерянного уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя:

· затраты на оценку, к которым относятся расходы, которые предприятие несет для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование для измерений и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют затраты на информацию о рынке, изучение мнения потребителя о качестве продукции. Эти затраты связаны с разработкой, организацией и проведением специальных выборочных обследований, включая затраты на инструментарий и оплату труда персонала.

· затраты на предотвращение, к которым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях – и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое и программное обеспечение, разработку стандартов, расходы на сертификацию, метрологию, персонал.

Существует еще одна группа издержек, которые следует относить либо к базовым, либо к дополнительным затратам, в зависимости от новизны продукции. Речь идет о затратах на брак (рекламации) и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять, например, из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции (при наличии неисправимого брака) или дополнительных затрат на исправление брака. Данная группа издержек иногда включает оплату морального и / или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.

Затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами.

Международные стандарты на системы качества для однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества. Основные из них.

Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество, которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.

Составляющие затрат, являющихся результатом внутренней хозяйственной деятельности, анализируются на основе модели калькуляции затрат и включают:

· затраты на профилактику;

· затраты на оценивание;

· внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов.

К профилактике относят деятельность по предотвращению дефектов (входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала).

Оценивание – это испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов).

К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что данная продукция не отвечает требованиям качества (вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).

Затраты на профилактику и оценивание считаются производительными, тогда как внутренние затраты вследствие дефектов считаются убытками.

Составляющие затраты, связанные с внешним браком, – это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Метод используется для анализа стоимости соответствия и стоимости несоответствия любого процесса, причем и то и другое может быть источником экономии средств.

Стоимость соответствия – это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.

Стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь.

Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Нематериальными потерями являются:

внешние – потери, обусловленные сокращением в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей качеством продукции и тем самым потери рынка;

внутренние – потери вследствие снижения производительности труда из-за переделок и низкого уровня использования оборудования и производственных мощностей, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей.

 

Организационно-методические основы сертификации продукции

Сущность и содержание сертификации. Мировой опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам, является сертификация.

«Сертификация» в переводе с латинского – «сделано верно» (certum – верно, facere – делать). Чтобы убедиться, что продукт труда «сделан верно», качественно, необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Установление соответствия показателей (параметров) качества продукции заданным требованиям сопряжено с ее испытаниями.

Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одного или нескольких показателей (параметров) качества продукции в соответствии с установленной процедурой. Испытания осуществляются в испытательных лабораториях, причем этот термин употребляется по отношению как к юридическому лицу, так и к техническому органу.

Систематическую проверку ступени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценки соответствия считают технический контроль.

При оценке соответствия наиболее достоверными являются результаты испытаний «третьей стороной» – лицом или органом, не зависящим ни от поставщика (изготовителя), ни от покупателя (потребителя).

С оценкой соответствия связаны проверка (измерение) соответствия, надзор за соответствием и обеспечение соответствия.

Проверка соответствия – это подтверждение соответствия продукции (процесса, услуг) установленным требованиям посредством измерения.

Надзор за соответствием – повторная оценка с целью убедиться в том, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать установленным требованиям.

Обеспечение соответствия – процедура, результат которой – заявление изготовителя гарантирующего, что продукция (процесс, услуга) соответствует заданным требованиям. Применительно к продукции это может быть:

1. заявление изготовителя (поставщика) о соответствии, то есть его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям;

2. сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция (процесс, услуга) соответствую заданным требованиям, то есть характеристикам, установленным нормативно-технической документацией.

Термин «заявление поставщика о соответствии» означает, что поставщик (изготовитель) под свою личную ответственность сообщает о том, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа.

Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение является независимым, оно дает гарантию соответствия заданным требованиям и осуществляется по определенной процедуре.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

В общем виде система сертификации включает следующие элементы:

· центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам;

· правила и порядок проведения сертификации;

· нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

· процедуры (схемы) сертификации;

· порядок инспекционного контроля.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Любая система сертификации использует стандарты (международные, национальные, региональные) на соответствие требованиям. Информация о соответствии стандартам необходима покупателям, страховым компаниям, правительственным органам для самых разных ситуаций, связанных с продуктом труда. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте труда.

Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, его отдельным разделам или конкретным характеристикам (показателям качества) продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечивать возможность ее сравнения с результатами испытаний (измерений параметров), на основе которых он выдан.

Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком. Знаком соответствия товар маркируется и в том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта.

Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке.

В настоящее время наступает новая фаза интеграции стран Европейского сообщества (ЕС), которая затрагивает вопросы сертификации продукции и маркировки изделий, соответствующих требованиям европейских норм и стандартов. В качестве единого знака соответствия принят знак «СЕ».

Комиссия ЕС в качестве основных критериев применения знака «СЕ» определила следующие:

· знак должен применяться исключительно для индикации соответствия существующим директивам и поэтому он полностью заменяет все национальные законодательства, относящихся к этой области;

· знак должен означать или показывать, что продукция и/или производитель соответствует существующим требованиям, что производитель провел необходимые действия по оценке соответствия и продукция может быть размещена на рынке без ограничения;

· знак должен проставляться на продукцию, однако особыми директивами может разрешаться размещение знака на упаковке или сопроводительной документации;

· знак должен проставляться при соответствии продукции всем требованиям. Если продукция попадает под действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие всем затрагиваемым директивам;

· знак не должен указывать на директивы и/или стандарты, которым соответствует продукция. Эта информация должна содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах;

· после знака «СЕ» третьей стороне рекомендуется проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывающий на ее участие, и две последние цифры года простановки;

· так как знак «СЕ» означает соответствие продукции законодательству Европейского сообщества, национальные знаки остаются, но они не отражают соответствия законодательству ЕС.

Таким образом, знак «СЕ» – единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам ЕС.

В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС становятся фактором конкурентоспособности.

Для удовлетворения спроса потребителей на информацию о продукции, поступающей на международный рынок, в последнее десятилетие (в Европе – с 1977 года) стало широко применяться штриховое кодирование, с помощью которого может быть зашифрована информация о некоторых, наиболее существенных параметрах продукции.

В настоящее время европейская система кодирования EAN (European Article Numbering) применяется и за пределами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизированы. Штриховые коды предназначены для считывания сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный, представляющие собой сочетания штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра складывается из двух штрихов и двух пробелов.

13-разрядный код состоит из кода страны-изготовителя или продавца продукции (две или три первые цифры), кода предприятия-изготовителя (следующие пять цифр), кода самого товара (следующие пять цифр) и контрольного числа для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.

Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно представляет лицензию на использование данных кодов. Например, Франция для обозначения своей страны получила диапазон 30–37, Италия – 80–87. Для некоторых стран предусмотрены трехзначные коды: 460 – Россия, 481 – Беларусь.

Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя предусмотрен регистрационный номер продукта). Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

Разновидности систем сертификации продукции. Развитие форм собственности и рыночных отношений породило множество систем сертификации продукции, которые можно классифицировать по различным признакам.

По заинтересованности сторон выделяют:

1. национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией.

2. региональная система сертификации продукции, как правило, создается на уровне ряда стран одного региона. Например, в рамках Европейской экономической комиссии на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации продукции.

3. международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

По правовому статусу выделяют:

1. обязательная система сертификации создается для продукции, на которую в научно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать, но и производить продукцию.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов, законодательных и нормативных актов и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов.

2. добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации, в том числе зарубежной. Данный вид сертификации является важным элементом повышения конкурентоспособности продукции.

Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем (изготовителем, поставщиком, продавцом, потребителем продукции). Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако, как и в системах обязательной сертификации, эти положения базируются на рекомендациях соответствующих международных и региональных организаций. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

3. самостоятельная система сертификации продукции создается изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделие выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу самостоятельная сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям научно-технической документации.

По участию сторонних организаций в процедуре сертификации выделяют системы сертификации продукции третьей стороной. Они создаются сторонними организациями, которые проверяют, оценивают и подтверждают соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям нормативно-технической документации. В данной ситуации для проведения сертификации продукции очень важно иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды для испытаний).

Участие в системах сертификации может осуществляться в трех формах:

· допуск к системе сертификации;

· участие в системе сертификации;

· членство в системе сертификации.

Допуск к системе сертификации означает возможность для заявителя привести сертификацию в соответствие с правилами данной системы.

Участие и членство в системе сертификации устанавливаются на уровне сертификационного органа. Участник системы – это орган по сертификации, который в своей деятельности применяет правила данной системы, но не имеет права участвовать в управлении системой.

Таким образом, первая форма участия относится к предприятиям-изготовителям, поставщикам продукции, которые по тем или иным причинам сертифицируют свою продукцию в рамках выбранной ими системы (например, при добровольной сертификации) либо обязаны проводить сертификацию по данной системе, (например, на основании положений об обязательной сертификации).

Другие формы касаются деятельности сертификационного органа в национальных, региональных и международных системах сертификации.

Сертификация призвана содействовать развитию международной торговли. Однако, она может оказаться и техническим барьером для торговых отношений. Устранению таких барьеров способствуют соглашения о взаимном признании, которые в зависимости от количества стран, признающих результаты деятельности, бывают:

1. одностороннее соглашение состоит в принятии одной стороной результатов работы другой стороны (результатов сертификации, относящихся к общим результатам, только к испытаниям или только к контролю качества).

2. двустороннее соглашение – соглашение по взаимному признанию. Оно включает принятие каждой стороной результатов работы другой стороны.

3. многостороннее соглашение – это соглашение о взаимном признании результатов работы более чем двух сторон.

 

 


* Порт О., Кэри Дж. Стремление к совершенству. Непрерывный поиск путей повышения качества можно сравнить лишь с новой промышленной революцией // Бизнес уик. 1922. №11. С. 23.

* Система управления качеством компании (company quality system, CQS). Обычно система CQS определяется как организационная структура и менеджмент, реализующие ответственность, процедуры, процессы и ресурсы для достижения заданного уровня качества продукции и сопутствующего сервиса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция стандартов ИСО | Структурирования и организации управления в торговом мореплавании. 1. 1. Обобщение опыта развития организационно-экономических структур управления в торговом мореплавании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.