КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Организационные отношения в системе менеджмента
Цель лекции: - ознакомить с делегированием полномочий как частью процесса организации. Задачи лекции: - раскрыть суть организации, делегирования, полномочий, ответственности; - показать основные концепции делегирования полномочий; - выделить уровни полномочий; - определить проблемы делегирования и способы их преодоления. План: 1. Суть делегирования полномочий. 2. Концепции делегирования полномочий. 3. Уровни полномочий. 4. Эффективная организация распределения полномочий.
1. Суть делегирования полномочий. Специализация и разделение труда увеличивают производительность труда, но если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и подразделениями, эффективность специализации сходит на нет. Для установки организационных отношений используется функция управления - организация. Организация - процесс создания структуры предприятия, повышающей эффективность совместной работы людей для достижения целей фирмы. Два аспекта организации - деление организации на подразделения в соответствие с целями и стратегией и делегирование полномочий и ответственности. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Другими словами делегирование - средство, при помощи которого руководитель распределяет среди своих подчиненных многочисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если он не распределит задачи, он будет вынужден их все выполнять сам. А это невозможно. Сущность управления заключается в умении «добиваться выполнения работы другими» (М.П. Фоллет). Поэтому делегирование - это действие, которое превращает человека в руководителя. Ответственность - обязательство выполнить задачи и отвечать за их решение. Т.е. работник отвечает за результаты выполнения поставленной перед ним задачи перед тем, кто передает ему полномочия. За выполнение этой задачи работник получает соответствующее вознаграждение. Работники отвечают перед своим руководителями - менеджерами младшего звена, младшего звена перед средним звеном, среднее перед высшим, высшее перед собственниками. С увеличением уровня управления объем ответственности менеджеров возрастает, возрастает и оплата труда в зависимости от объема ответственности. Если лицо принимает ответственность за выполнение задачи, то организация должна предоставить ему необходимые ресурсы - это осуществляется путем делегирования полномочий. Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. 2. Концепции делегирования полномочий. Рис.10.1- Концепции передачи организационных полномочий Две концепции процесса передачи полномочий (рис.10.1): 1. Классическая концепция - полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. 2. Концепция принятия полномочий (Ч. Барнард) - подчиненный имеет право отклонить требования начальника. Если он не принимает полномочия от руководителя, то передачи полномочий не происходит, принимает- происходит. Концепция подтверждает, что подчиненные имеют власть над руководителем, и полномочия всегда ограничены. Нужно разделять понятия полномочия и власть. Полномочия - делегированное конкретной должности ограниченное право использовать ресурсы. Власть - реальная способность действовать или влиять на ситуацию, на людей. Т.е. полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. 3. Уровни полномочий. Два уровня полномочий: линейные и штабные. 1. Линейные полномочия - полномочия, передающиеся непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии - скалярный процесс. Иерархия - скалярная цепь или цепь команд. 2. Штабные полномочия - полномочия административных аппаратов (штабов). Три типа аппаратов: - консультативный (приглашаются специалисты для консультирования линейных руководителей); - обслуживающий (служба персонала, PR, финансовый отдел, отдел материально-технического снабжения); - личный (секретари, помощники руководителя). Виды штабных полномочий: - рекомендательные (требования принимаются к сведению, но не обязательны к исполнению); - обязательные согласования; - параллельные полномочия (право отклонять решения линейного руководства); - функциональные (может предложить и запретить какие-то действия); - линейные полномочия внутри аппарата. 4. Эффективная организация распределения полномочий. На эффективность влияют много факторов. Отношения между начальником и подчиненным должны быть простыми и ясными. Должен соблюдаться принцип единоначалия - работник должен получать полномочия от одного начальника и отвечать только перед ним. Должно быть ограничено количество работников, непосредственно подчиненных одному руководителю - норма управляемости. Чем больше людей в подчинении, тем сложнее осуществлять делегирование. Среднее количество -7-10 человек. Препятствия к эффективному делегированию (Ньюмен). Причины нежелания руководителей делегировать полномочия: 1. Заблуждение «Я сделаю это лучше» (трата своего времени руководителем и подчиненные не повышают свою квалификацию). 2. Отсутствие способности руководить (не осознают значение делегирования). 3. Отсутствие доверия к подчиненным (если руководитель показывает свое недоверие к подчиненным, то они так и будут работать, потеряют инициативность). 4. Боязнь риска (если работник не выполнит задание, то отвечать придется ему перед высшим руководством). 5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности (всегда нужна обрати; связь, контроль дает гарантию руководителю раннего выявления проблемы, прежде чем наступит катастрофа). Причины того, что подчиненные избегают ответственности и блокируют делегирование полномочий: 1. Подчиненный считает удобнее спросить у руководителя, что ему делать, чем самому решить проблему. 2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки. 3. У подчиненного отсутствуют ресурсы и информация, необходимые для выполнения задания. 4. У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать. 5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе. 6. Нет стимулов брать на себя дополнительную ответственность. Преодоление препятствий к эффективному делегированию: Некоторые препятствия являются следствием индивидуальной психологии (боязнь риска, неуверенность в себе) - самые трудные. Требуют работы над собой, как руководителя, так и подчиненного. Другие препятствия устранимы созданием системы контроля, четкой системы обмена информацией, введением дополнительных стимулов к работе (вознаграждение), соблюдением принципа соответствия (чтобы делегирование было действенным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью, т.е. руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность). Выводы: 1. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. 2. Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач. 3. Ответственность - обязательство выполнить задачи и отвечать за их решение. 4. Полномочия формируются по двум уровням: линейные и штабные. 5. Существуют две концепции передачи полномочий: классическая и концепция принятия полномочий. 6. На эффективность делегирования полномочий влияют соблюдение принципа единоначалия, нормы управляемости и ряд причин нежелания руководителей передавать полномочия и нежелания подчиненных брать на себя ответственность. Для устранения этих причин можно использовать различные психологические и организационные способы. Литература: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело 2004. гл. 11 «Организация взаимодействия и полномочий».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |