КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиционные концепции лидерства. 2 страница
Цели организации устанавливаются исходя из своих интересов — доходов организации, работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности. Направления, по которым в деловых организациях устанавливаются цели: 1)прибыльность, отражаемая в показателях типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.; 2)положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.; 3) производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.
38. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ Внешняя среда — окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут так или иначе воздействовать на функционирование как в текущем периоде, так и в перспективном. Характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов; разнообразие факторов; высокая динамичность изменения факторов; неопределенность как во времени воздействия, так и по силе воздействия. Среда прямого воздействия — непосредственное деловое окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Законы и государственные органы влияют на организацию, т.к. каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением. Потребители. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Конкуренты. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго не просуществуешь. Среда косвенного воздействия. Технология в качестве внешнего фактора отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию. Состояние экономики. Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики, т.к. оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Социокультурные факторы. Организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде, поэтому социокультурные факторы (установки, жизненные ценности и традиции, независимые средства массовой информации) влияют на организацию непосредственно. Политические факторы — настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин. Отношения с местным населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. Внутренняя среда организации — это среда, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Работа — это средство достижения целей, позволяющее людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть определенные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура. Структура организации отражает сложившиеся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое, т.е. это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Задачи — это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Технология как фактор внутренней среды имеет большое значение, это средство преобразования сырья, включающего технику, информацию или физические материалы в искомые продукты и услуги. Люди. Кадры организации создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
39. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Закон можно определить как зависимость, которая выражена в законодательных актах, общепринятую норму для нескольких людей, получившую признание авторитетных ученых. Выделяют следующие законы организации: 1) объективные законы: а) синергия. Для любой производственной системы существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо б) самосохранение. Каждая производственная система использует свой потенциал для того, что бы выжить; в) развитие. Производственная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла; 2) субъективные законы: а) информированность — упорядоченность. Степень организованности может быть выше тогда, когда новая информация не только есть в наличии, но она используется для повышения эффективности работы предприятия; б) композиция и пропорциональность. Все элементы структуры производственной системы находятся в определенном соотношении, которое стремится сохранить система; в) анализ и синтез. Производственная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Кроме того, выделяют специфические законы статики, динамики. Принципы организации — общие правила формирования систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования. Общие принципы организации: 1) принцип совместимости, осуществление этого принципа обеспечивает создание единства составляющих производственный процесс элементов; 2)принцип актуализации. Происходит выявление всех возможных функций системы и взаимосвязей между ее элементами, установление их количественной и качественной определенности; 3)принцип мобильности — сознательная поддержка развития системы, ее эволюции, повышение уровня организованности; 4)принцип сосредоточения — подчинение функций каждого элемента системы основной, главной ее функции. Частные принципы организации: 1)принцип специализации — сужение номенклатуры продукции и в соответствии с этим ограничение разновидностей выполняемых технологических процессов; 2)принцип параллельности — одновременное выполнение ряда технологических операций, фаз, этапов или частей производственного процесса, а также выполнение одной и той же операции на нескольких рабочих местах; 3)принцип прямоточное™ — рациональность передачи продукта с одной технологической машины на другую, исключающая некоторые встречные и обратные перемещения промежуточных продуктов и сокращающая время на эти перемещения; 4)принцип пропорциональности — выравненность всех технологических и транспортных машин по производительности, а производственных участков и цехов — по производственной мощности; 5)принцип непрерывности — полная ликвидация или сокращение до минимума перерывов между последовательными технологическими операциями; 6)принцип ритмичности — работа предприятия в плановом ритме; 7)равномерность — выпуск в равные промежутки времени одинакового количества продукции или выполнение одинакового объема работ; 8)автоматичность — организация производства, при которой обеспечиваются минимальные затраты живого труда; 9) принцип надежности — обеспечение бесперебойного, согласованного взаимодействия всех производственных процессов.
40. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ Этапы жизни организации таковы: они зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и прекращают свое существование. Каждый день возникают новые организации, и одновременно с возникновением одних другие организации ликвидируются навсегда. Первый вариант деления жизненного цикла организации: 1)этап предпринимательства — это этап становления организации, здесь только формируется жизненный цикл продукции. Цели организации определены нечетко, на высоком уровне протекает творческий процесс, для продвижения к следующему этапу требуется стабильное обеспечение ресурсами; 2)этап коллективности — этап, где развиваются инновационные процессы, сформированные на предыдущем этапе, именно здесь определяется миссия организации. Структура организации и процесс коммуникации четко не определены; 3)этап формализации и управления — этап, где строится четкая структура организации, формируются правила и процедуры. Стабильность протекающих внутри организации процессов высокая. 4)этап выработки структуры — этап, характеризующийся увеличением выпуска продуктов и расширением рынка оказания услуг. Происходит выявление новых возможностей развития. Все процессы в организации становятся более комплексными и отработанными. Решения принимаются уже де 5)этап упадка — этап, где усиливается конкуренция, сокращается рынок, в результате чего уменьшается спрос на продукцию или услуги организации. Необходим поиск путей удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается Второй вариант деления жизненного цикла организации: 1)рождение. Основатели организации выявляют незанятые ниши на рынке товаров или услуг. На данном этапе необходимо полностью нацелиться на достижение целей, уметь рисковать и быть преданным своему делу; 2)детство. Наибольшее количество неудач происходит именно в течение первых лет после возникновения организации. Необходима не только нацеленность на быстрый успех на выбранном рынке, но и здоровое существование и развитие, а непростое выживание. Приходится поддерживать высокий темп возрастающего успеха и работать на пределе возможностей. 3)отрочество. Это переходный период роста организации, где ее развитие осуществляется 4)ранняя зрелость. Происходит экспансия, дифференциация и диверсификация. Результаты деятельности образованных структурных подразделений измеряются полученной прибылью; 5)расцвет сил. Организация сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемыми; 6)полная зрелость. Организация действует практически сама по себе. Сумма доходов вполне приемлема, но темпы роста организации замедляются. Слабости организации очевидны, но эти 7)старение. Данный этап наступает тогда, когда руководство организации не осознавало на предыдущих этапах необходимость обновления; 8) обновление. Начало этапу обновления может положить новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.
41. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Впервые термин «качество» подверг анализу Аристотель еще в III в. до н.э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой». Современное определение. Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Внутренние компоненты качества — это внутренние характеристики выпускаемого изделия (срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, дизайн). Внешние компоненты — соответствие изделия потребностям потребителя, конкурентоспособность. Показатели качества. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Эргономические показатели — гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум); антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека); физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека); психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации). Экономические показатели — себестоимость единицы продукции или работы, выполняемой с помощью изделия (машины) улучшенного качества, отдельные статьи эксплуатационных затрат (заработная плата персонала по обслуживанию, стоимость потребляемой электроэнергии, суммы амортизационных отчислений и т.д.). Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов). Показатели технологичности характеризуют такие свойства конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Управление качеством продукции — постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Объекты управления качеством — показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъекты управления качеством — органы управления и отдельные лица, осуществляющие функции управления качеством на различных этапах жизненного цикла продукции и иерархических уровня» управления. Система управления качеством — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством). Системы управления качеством продукции выделяют: 1)функции стратегического, тактического и оперативного управления; 2)функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа, учета, информирования и контроля 3)функции специализированные и общие для все» стадий жизненного цикла продукции; 4)функции управления научно-техническими, производственными, экономическими и социальными факторами и условиями. Современное управление качеством строите; на понятии того, что управление качеством не может быть эффективным после того, как продукция произведена, деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важное значение имеет деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
42. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Повышение качества продукции любого предприятия является объективным требованием экономики, фактором роста эффективности производства, при этом решающим средством повышения качества продукции является научно-технический прогресс, который предусматривает создание и внедрение принципиально новых орудий труда, материалов и технологических процессов. Качество — это сложная система, которая зависит от многих производственных условий (технических и организационных, экономических и социальных), качество продукции подвергается различного рода управляющим воздействиям, которые выражаются в комплексной системе управления качеством продукции (КСУКП). Принципы управления качеством продукции: 1)плановость повышения качества продукции, эффективности производства и управления; 2)стимулирование (экономическое, материальное, моральное) повышения качества продукции; 3)максимальная стандартизация всех видов работ; 4)использование закономерностей теории управления; 5)воздействие на качество продукции на всех стадиях жизненного цикла и последовательная регулярная реализация всех функций управления; 6)широкое участие работников в управлении качеством продукции. Все эти принципы тесно взаимосвязаны. Функциональная структура КСУКП — это комплекс взаимосвязанных функций, выполняемых на всех стадиях создания и потребления продукции: 1)осуществление систематического контроля за уровнем качества использования средств производства и поиск путей и резервов повышения качества; 2)обеспечение соответствующей технологии и научно обоснованной системы ведения сельскохозяйственного производства; 3)контроль качества выполняемых работ, соблюдение технологических режимов, научно-технических норм и правил; 4) контроль качества покупной продукции, материально-технических средств и использование соответствующих правовых актов для материального возмещения убытков по вине поставщиков; 5)контроль хранения и эксплуатации техники, помещений, орудий труда; 6)сбор замечаний и предложений заочников по улучшению качества сельскохозяйственных работ и продукции; 7)разработка и осуществление оценки качества работы отдельных исполнителей и коллективов; 8)изучение достижений науки и передового опыта по обеспечению высокой культуры производства и качества продукции; 9) организация воспитательной работы с кадрами, направленной на повышение качества продукции. Главная цель планирования качества — производство продукции с такими полезными свойствами, которые в максимальной степени удовлетворяли бы потребности покупателя. Оно осуществляется на основе систематического изучения и прогнозирования требований покупателей. Стандартизация — важнейший инструмент управления качеством продукции. Существует пять категорий стандартов: ГОСТ, ОСТ, технические условия (ТУ), стандарты предприятий (СТП), а также мировые стандарты качества. Материальное стимулирование — действенный фактор, влияющий на формирование качества продукции (премии и др.). Систематический контроль — важнейший метод управления качеством, который охватывает контроль: качества поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов, а также оборудования и оснастки; технического состояния технологического оборудования; соблюдения технологических режимов; качества сырья и материалов при хранении; 5)качества продукции по стадиям производства; качества труда; санитарного состояния и культуры производства; состояния текущей и отчетной документации; текущий. 43. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ Риск — важный элемент переходных экономических отношений, самых основных в финансовой и производственной деятельности предприятий. Современная рыночная среда немыслима без риска. Риск—вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемыми, угроза потери части своих ресурсов, недополучения доходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Ситуация риска — качественно и количественно определяемая степень вероятности того или иного варианта обстоятельств или условий, способствующих или препятствующих осуществлению данного действия. Условия рискованной ситуации (основные черты риска): наличие неопределенности; необходимость выбора; возможность оценить вероятность осуществления альтернатив. Основные причины или источники риска: 1)спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, мороз, гололед и др.); 2)случайность. В сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково из-за вероятностной сущности многих социально-экономических и технологических процессов, т.е. имеет место элемент случайности. Поэтому невозможно однозначно предвидеть наступление предполагаемого результата; 3)наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов (войны и межнациональные конфликты, конкуренция и простое 4)вероятностный характер НТП (научно-технической революции). Общее направление НТП предсказать можно, но нельзя заранее определить конкретные последствия тех или иных научных открытий; 5)неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимаются решения. При объективном существовании риска и связанных с ним финансовых, моральных и других потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим способом учитывать риск при принятии и реализации управленческих решений. Управление риском — совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий Объект управления риском — риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. Субъект управления риском — специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления. Главные задачи специалиста по риску: обнаружение областей повышенного риска, оценка риска, анализ приемлемости данного уровня риска для организации, если необходимо, то разработка мер по предупреждению или снижению риска, а если рисковое событие уже произошло, то принятие мер по максимально возможному возмещению причиненного ущерба. Управляя риском, надо помнить, что: 1)нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; 2)необходимо думать о последствиях риска; 3)нельзя рисковать многим ради малого; 4)надо определить максимально возможный объем убытка в случае наступления рискового события; 5)нужно сопоставить его с объемом вкладываемого капитала и всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведут ли эти убытки к банкротству предприятия. Методы управления риском: 1)избежание риска — отказ от реализации мероприятия, связанного с риском; 2)снижение степени риска—сокращение вероятности и объема потерь. Передача риска — способ снижения риска; 3) принятие риска — оставление всего или части риска за предпринимателем, т.е. на его ответственности.
44. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Стратегия — обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов организации. Стратегическое управление или стратегический менеджмент — деятельность по стратегическому управлению, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Принципиальные понятия стратегического управления. Миссия — основная общая цель организации, ее общественно значимая роль существования, которая формулируется с точки зрения повышения социальной роли организации. Корпоративная миссия (хозяйственная миссия, концепция бизнеса) характеризует суть бизнеса, на которую фирма ориентирована с учетом рыночных потребностей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Рынок в стратегическом управлении представляет собой совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо товаров. Рынок — общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара или услуги. Сущность стратегического менеджмента — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, что в совокупности позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Отсутствие стратегического менеджмента на предприятии приводит к поражению в рыночной борьбе потому, что: 1)организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будут происходить качественные изменения. Попытка строить долгосрочные планы, в которых прописано, что и когда делать в перспективе, либо найти в исходный период решение на многие годы вперед — все это признаки нестратегического управления. 2)выработка при нестратегическом управлении программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, т.к. их достижение принципиально зависит от желаний и потребностей клиента, а также от действий конкурентов. Начинать планирование деятельности организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально их использовать — значит, полностью идти вразрез с принципами стратегического управления. Стратегии интенсивного роста — стратегия обратной вертикальной интеграции; стратегия впереди идущей вертикальной интеграции. Стратегии диверсифицированного роста — стратегия концентрированной диверсификации; стратегии конгломеративной диверсификации. Стратегии сокращения — стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
45. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ Выполнение стратегии не то же самое, что управление. Раз стратегия фирмы определена, то начинается рутинная работа по ее выполнению, которая далека от стратегического управления. В этом утверждении имеется большое заблуждение. Выполнение стратегии не играет роль пассивного по отношению к принятой стратегии средства проведения в жизнь. Выполнение стратегии может создавать организации трудности, а может дать организации шанс на успех. Задачи выполнения стратегии: 1)установление приоритетности среди административных задач для того, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация(распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т.д.); 2)установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами для того, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии; 3)выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией. Все три задачи решаются посредством изменения, т.е. изменение является сердцевиной выполнения стратегии. Это изменение называется стратегическим изменением. Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, которые необходимы для осуществления выбранной стратегии. Необходимость и степень изменения зависят от готовности организации к эффективному осуществлению стратегии. Основные факторы, определяющие изменения в организации: 1)состояние отрасли; 2)состояние организации; 3)состояние продукта; состояние рынка. Существует четыре вида устойчивых и отличающихся определенной завершенностью изменений: 1)перестройка организации предполагает основательное изменение организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Это происходит тогда, когда организация меняет свою отрасль и, соответственно, меняется ее продукт и место на рынке. При осуществлении перестройки организации наблюдаются самые большие затруднения с выполнением стратегии. Огромная работа предстоит по созданию организационной культуры; 2)радикальное преобразование осуществляется на стадии внедрения стратегии, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения; 3)умеренное преобразование осуществляется тогда, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесса, а также маркетинга; 4)обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |