КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиционные концепции лидерства. 3 страница
Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она неизменно реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Проведение стратегических изменений в организации является очень сложной задачей. Трудности решения этой задачи в первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения. Для того чтобы провести изменения, необходимо: 1)вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение; 2)уменьшить до минимума это сопротивление: установить статус-кво нового состояния.
46. СПОСОБЫ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В организации мало создать необходимый климат для достижения стратегии. Для того чтобы организации следовать намеченной стратегии, необходимы формирование и мобилизация ресурсов организации и ее человеческого потенциала. Важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность и преданность членов организации делу, которое ведет организация (в частности, осуществлению ее стратегии). Добиться этого достаточно сложно, поэтому руководству организации необходимо приложить все возможные усилия для того, чтобы стратегия организации воспринималась работниками как свое личное дело. Успех любой организации зависит от стремления ее членов к достижению наилучших результатов на рабочем месте. Умение и стремление хорошо работать — важные характеристики людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства. Процесс мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие со стратегией организации. Это необходимо для того, чтобы все структурные подразделения имели направленность, аналогичную с задачами реализации стратегии, т.е. новые задачи необходимо довести до функциональных подразделений. Необходимо правильно распределить ресурсы по отдельным составляющим стратегии. Важным условием эффективного использования ресурсов является распределение во времени. Изменения внешней среды настолько могут быть неожиданными, что если у организации нет необходимых ресурсов в нужный момент, то организация потерпит крах с реализацией стратегии, как бы хорошо она ни была разработана. Для того чтобы этого избежать, руководство должно организовать правильное распределение финансовых ресурсов организации, чтобы в любое время можно было бы мобилизовать необходимые средства. С этой целью руководству необходимо определить ориентиры, куда необходимо вкладывать деньги, а куда их не стоит вкладывать. Затем необходимо проанализировать потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций, а также определить приоритеты в распределении денежных средств. Финансирование в наибольшей мере должно соответствовать осуществлению стратегии. Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии предполагает оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство не только должно знать о тех источниках, которые оно может использовать для получения денег, об ограничениях на использование, а также о возможностях по использованию, о стоимости капитала, но и сохранять эти источники, находить новые. Бюджет — основной инструмент, используемый для распределения ресурсов, он может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д. Выполнение всегда является самым сложным этапом в любом процессе. Наиважнейшая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации. Выполнение стратегии предполагает проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии. Эти две задачи требуют от руководства организации не только ясного видения того, куда направлено развитие организации, но и умения повести ее в нужном направлении. Великий стратег может максимально мобилизовать ресурсы организации и распределить их т.о., чтобы их использование дало максимальный эффект, он не только знает, что и как менять, но и может провести необходимые изменения, он умеет построить свои отношения с членами организации, чтобы они воспринимали его идеи и претворяли их в жизнь.
47.СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ» Главной задачей руководителя является определение целей функционирования организации и эффективное распределение запланированных работ. Эффективное распределение позволяет руководителю управлять и контролировать деятельность своих работников и воплощать в жизнь их потенциальные возможности. Осуществляя процесс руководства, руководители используют различные принципы и инструменты воздействия на работника, которые называются мотивацией. Мотивация — это процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации. К первоначальным и самым простым концепциям мотивации относятся политика кнута и пряника, а также попытки использовать в управлении методы психологии. Мотивация означает воздействие на людей для достижения определенных целей, которые организация ставит перед собой. В 1910 г. возникла школа научного управления, выступающая за разделение управленческих функций и обязанностей. Основоположником этой школы является Ф.У. Тейлор. Тейлор открыл и разработал модель «экономического человека», заключающуюся в том, что работник выполняет свою работу только для получения определенного количества прибыли, т.е. платы за свой труд. Помимо эффективности человека, Тейлор изучал также эффективность деятельности организации. С появлением этой концепции менеджмент был признан самостоятельной наукой. В основе учения Тейлора лежит понимание значимости человека в организации и сущности его деятельности. В связи с этим Тейлор в качестве основополагающей считал задачу рационализации труда. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти. Тейлор выделял следующие основные принципы научного управления: 1)создание научного фундамента, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудового действия; 2)отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев; 3)эффективное сотрудничество между руководителями и рабочими в области внедрения научной организации труда; 4)эффективное делегирование полномочий. Являясь участником производственного процесса, каждый из его участников должен точно и своевременно выполнять свою работу. Элтон Мэйо впервые предпринял попытки применения в управлении психологических мотивов. Э. Мэйо определил, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. Он предложил увеличить перерывы между работой, результаты чего проявились незамедлительно. Эксперимент подтвердил предположение Э. Мэйо о том, что при принятии решений руководителям необходимо принимать во внимание психологию своих работников. Высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их психологическим настроем. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом определяются тем, в каких социальных условиях он находится, какие отношения существуют у рабочих между собой, какова психологическая обстановка в коллективе. Концепция Мейо отличается от более ранних разработок тем, что участие в проведении хоторнского эксперимента принимали живые люди в качестве объекта исследования. Эксперименты продолжались на протяжении 6 лет (1927 - 1933 гг.). За столь длительный период времени многие факторы изменялись, поэтому ученые так и не пришли к однозначным выводам о детерминантах производительности. В отличие от Тейлора, Мейо утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться наиболее эффективно.
48. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В настоящее время различают два основных вида теории мотивации: 1)содержательные; 2)процессуальные. Главными теоретиками содержательных теорий мотивации являются Дэвид Мак-Клелланд, Абрахам Маслоу и Фредерик Герцберг. Представители этой теории были убеждены в наличии у человека внутренних побуждающих факторов, называемых потребностями. Именно наличие у человека потребностей и желания их удовлетворить побуждает людей действовать т.о., чтобы все это претворить в жизнь. Потребность — это нехватка чего-либо, желание иметь что-либо, без чего человек чувствует себя некомфортно. Существует два вида потребностей: 1)первичные; 2) вторичные. Первичные потребности — это самые насущные потребности, потребности, которые называются физиологическими. Без удовлетворения физиологических потребностей в пище, воде, в отдыхе, потребности дышать и т.д. человек не может жить. Такие потребности появляются вместе с рождением человека. Вторичные потребности носят психологический характер. К ним относятся такие потребности, как потребность в успехе, творческой самореализации, уважении, власти, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо. К наиболее распространенным процессуальным теориям мотивации можно отнести модель мотивации Портера—Лоулера, теорию ожидания и теорию справедливости. Эти теории основаны на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Применительно к мотивации труда понятие «вознаграждение» рассматривается не только с точки зрения денежного вознаграждения. В широком смысле это понятие означает все то, что человек считает ценным для себя в данный момент. Различают два вида вознаграждения — внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение — это чувство удовлетворения от выполненной работы в результате достижения поставленной цели, чувство достижения высокого результата, значимости выполняемой работы, самоуважения, возникающее в процессе выполнения работы. Возникновению внутреннего вознаграждения способствует хорошая психологическая обстановка в коллективе. Дружба, общение и взаимопомощь, возникающие между коллегами в процессе совместной деятельности, имеют немаловажное значение при возникновении чувства удовлетворения работой. Внешнее вознаграждение, в отличие от внутреннего вознаграждения, не возникает стихийно в процессе самой работы, этот вид вознаграждения от политики организации в области управления персоналом, от рода и вида деятельности как организации в целом, так и конкретного работника. Этот вид вознаграждения следует рассматривать как материальное вознаграждение в виде заработной платы, выплаты пособии, льгот, премий, дохода, получаемого от участия в управлении фирмой, и нематериальное вознаграждение в виде продвижения по службе, похвалы и признания. Для того чтобы использовать в большей степени внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, следует определить реальные потребности работников. В практике многих известных зарубежных фирм получили широкое распространение методы мотивации, связанные с материальным поощрением. Например, дифференцированная оценка (в баллах) результатов выполняемой работы. При этом учитывается степень ее сложности, квалификации работников, занятых в производстве, в соответствии с их физическими способностями, полученным образованием, условиями труда и др. Широкое распространение на практике получили методы мотивации, связанные с участием работников в распределении прибыли.
49. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА Существует пять направлений улучшения мотивации труда: материальное стимулирование; повышение качества рабочей силы; улучшение организации труда; вовлечение персонала в процесс управления; моральное стимулирование. Материальное стимулирование — одна из самых эффективных и наиболее распространенных форм стимулирования труда. Материальное стимулирование — это один из способов, рычагов воздействия на конкретного работника при осуществлении мотивирования. Этот механизм реализуется через систему оплаты труда, премий, надбавок, вручение ценных подарков, выделение беспроцентных ссуд на жилищное строительство, а также предоставление персоналу возможности участвовать в капитале предприятия и распределении прибыли при прямом участии в управлении организацией (через покупку работником акций предприятия). Размер материального вознаграждения напрямую зависит от количества и качества труда работника, а также от его личного вклада в общие результаты работы предприятия. В то же время постоянное повышение размера заработной платы не всегда способствует эффективной трудовой деятельности. Материальное стимулирование позволяет достигнуть кратковременных улучшений производительности труда, воздействие на работников лишь денежными методами не приводит к долгосрочному улучшению производительности труда. Это связано с тем, что потребности время от времени меняются, поэтому руководителю не стоит рассчитывать на то, что один и тот же способ мотивации будет работать всегда эффективно. В одном случае он окажется плодотворным, а в другом не принесет никакого результата. Моральное стимулирование — это способ стимулирования, связанный с награждением сотрудников правительственными знаками, почетными грамотами, объявлением благодарности, памятными подарками, туристическими путевками, участием в различных презентациях, выставках, смотрах и конкурсах, съездах и конференциях, помещением портретов на Доску почета, рассказом в печати о трудовых отличиях отдельного работника или коллектива. Данное средство стимулирования всегда дает положительный результат и имеет важное преимущество, состоящее в том, что данный способ стимулирования может применяться достаточно часто. Слова благодарности, похвала и другие устные поощрения являются хорошими стимулами для тех людей, которые постоянно нуждаются в подтверждении позитивного отношения к их труду. Такое стимулирование вселяет в работника уверенность в себе, вызывает у него удовлетворенность собой, работой, коллективом и условиями труда. При применении такого метода основная задача руководителя заключается в том, чтобы работник проявил инициативу, упорство, решительность, улучшил качество труда, заслужил признательность и благодарность. Улучшение качества организации труда — это постановка целей и дальнейшая их реализация, расширение трудовых функций и задач, использование гибких графиков выполнения заданий, улучшение условий труда. Постановка цели — это наличие мотива для работника предприятия, это необходимость наличия у человека определенных благ через какой-то промежуток времени. Расширение трудовых функций — внедрение разнообразных дополнительных обязанностей и операций, выполняемых работником. Данное мероприятие направлено на увеличение рабочего цикла и интенсивности труда. Улучшение условий труда — актуальный вопрос, который должна решать каждая организация. Улучшение условий труда одновременно являются не только потребностью, но одновременно и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть как фактором, так и следствием сложившейся производительности труда и ее эффективности.
50. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ЗАПАДЕ Наиболее известными теоретиками в области мотивации труда на Западе являются Д. Мак-Клелланд, Д. МакГрегор, А. Маслоу иФ. Герцберг. Теория мотивации Мак-Клелланда примечательна тем, что основной упор в ней делается на изучение мотивации у предпринимателей. Основой этой теории является наличие у предпринимателей следующих потребностей: 1)потребности в достижении цели (потребности в успехе); 2)потребности в присоединении; 3)потребности во власти. Согласно теории Мак-Клелланда именно эти три потребности определяют мотивацию человека. Человек склонен стремиться к власти и именно в этом он зачастую видит залог успеха. Максимального успеха и эффективности в труде работник может добиться, только работая в коллективе, объединенном общими интересами. Также Мак-Клелланд отмечает, что важным показателем успеха является наличие у человека денег. Идеологом другой теории мотивации является Д. МакГрегор, который выделил два основных принципа влияния на поведение людей, которые были положены в основы двух теорий — «теории X» и «теории Y». В соответствии с этими теориями МакГрегор выделил два типа управления, отражающих взгляд на. работников: 1)авторитарный стиль руководства; 2)демократический стиль руководства. Авторитарный стиль руководства МакГрегор назвал «теорией X». Основой этой теории является предположение о том, что человек стремится по мере возможности избегать работы. Поэтому теория МакГрегора предполагает прямое регулирование и жесткий контроль в отношении деятельности работника. Для того чтобы работник эффективно трудился, необходимо осуществлять жесткий контроль в отношении его действий. Основополагающим принципом «теории Y» является демократический принцип эффективного делегирования полномочий. Предполагается, что при создании и поддержании определенных достаточно демократичных условий труда работник способен плодотворно реализовать свои творческие способности, принимать ответственные решения и реализовывать их. Этот факт делает управление типа «Y» гораздо более эффективным. А. Маслоу рассматривал внешние факторы (гигиенические факторы) мотивации (зарплату, отношения в коллективе, поведение руководителей и др.) как факторы, вызывающие определенную стратегию поведения работника. Если менеджер предпринимает какие-либо действия, позволяющие работнику удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать более эффективно. А. Маслоу выдвинул т.н. управленческую функцию, получившую название «управление». Сущность этой функции заключается в создании условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения своих личных целей, достигает целей организации. В отличие от А. Маслоу, Ф. Герцберг считал, что работник начинает обращать свое внимание на гигиенические факторы только тогда, когда найдет их реализацию неадекватной или несправедливой. По его мнению, гигиенические факторы не всегда способствуют мотивации работников, а только сводят к минимуму вероятность возникновения чувства неудовлетворенности работой. Основной заслугой западных теоретиков является доказательство того, что хорошо отработанные производственные операции и хорошая мотивация в виде высокой заработной платы не всегда ведут к высокой производительности труда. Не менее важным фактором является качество взаимоотношений между людьми, работающими в одном коллективе, их потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег. Главным шагом к эффективной организации является применение эффективных приемов управления человеческими отношениями.
51. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА Д. МАК-КЛЕЛЛАНДА Давид МакКлелланд считал, что существует три потребности высшего уровня, которые способны вызвать мотивацию работника. К этим трем потребностям он отнес: 1)потребность в достижении цели; 2)потребность в присоединении; 3)потребность во власти. Потребность в достижении цели (потребность в успехе) находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Предполагается, что работник должен ставить для себя определенные цели, для реализации которых он прилагает определенные усилия. Для него важен результат. Потребность в достижении цели удовлетворяется в результате доведения работы до своего логического завершения и получения желаемого результата. Люди, имеющие потребность в успехе, всегда объективно оценивают степень риска и берут ответственность за результаты работы на себя, непременно ожидая вознаграждения за свой труд. МакКлелланд отмечает, что важным показателем успеха является наличие у человека денег. Чтобы мотивировать работника, имеющего потребность в успехе, необходимо ставить перед ним четкие задачи и цели с достаточно низкой степенью риска, а также делегировать полномочия, регулярно поощряя в соответствии с результатами работы. Потребность в присоединении (потребности в причастности) раскрывает потребность человека в работе с коллективом. Теория потребности в присоединении, по МакКлелланду, очень сильно перекликается с социальной потребностью, по Маслоу. Речь идет о том, что человек ценит отношения, возникающие у него с другими людьми. Это общение в коллективе, дружба, поддержка и взаимопомощь. Работа, осуществляемая работником в коллективе, сплоченном определенными общими целями, является более эффективной. Для работника, испытывающего потребность в присоединении, главным мотивирующим фактором будет наличие дружеской обстановки в коллективе и возможность общения. В данном случае менеджер должен уметь предвидеть возможность возникновения конфликта в коллективе, уметь разрешать конфликты, поддерживать атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения. Потребность во власти выражается в желании человека оказывать влияние на поведение и решения других людей. Предполагается, что человек, нацеленный на обладание властью, ведет себя откровенно и энергично, стремится отстаивать свою точку зрения и не боится конфликтов, придерживаясь особых взглядов на происходящее. Такие люди любят находиться в центре внимания. Для них важно осознание того, что их взгляды и идеи разделяет большое количество людей, поэтому среди них очень много хороших ораторов, требующих к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Сфера управления является привлекательной для людей, имеющих потребность во власти, т.к. она дает множество возможностей проявить себя и самореализоваться. В наличии у себя власти человек зачастую склонен видеть залог успеха. МакКлелланд пришел к выводу, что людей, имеющие потребность во власти, необходимо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей, т. к. именно в этой области человек сможет наиболее эффективно работать. Если у человека присутствует потребность во власти, это совсем не значит, что он карьерист, всегда рвущийся в высшие эшелоны управления, проявляя при этом характер диктатора и используя только авторитарные принципы руководства. Человек, желающий стать лидером большого коллектива, должен использовать гораздо более демократичные и специализированные формы проявления своей власти и способы воздействия на подчиненных. Необходимо давать возможность работникам самостоятельно принимать ответственные решения и ставить высокие цели, которые будут актуальны для всего коллектива. Менеджер при этом должен делать акцент на заинтересованность всего коллектива в выполнении этих целей. Все это можно считать залогом формирования у членов коллектива уверенности в собственных силах, что позволит им эффективно работать.
52. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА Ф. ГЕРЦБЕРГА Фредерик Герцберг во второй половине1950-х гг. с помощью метода полуструктурированного интервью выявил факторы, влияющие на удовлетворенность трудом. В результате он создал модель мотивации, в основу которой были положены человеческие потребности. Герцберг выделил две большие категории факторов, назвав их гигиеническими факторами и мотивацией. Гигиенические факторы Герцберг: 1) политика фирмы и администрации; 2) условия работы; 3) заработок; 4) гарантия работы как наличие или отсутствие уверенности в завтрашнем дне; 5)межличностные отношения как по горизонтали, так и по вертикали; 6)степень непосредственного контроля за работой. По Герцбергу, мотивация это: 1)успех; 2)достижения в работе, продвижение по службе, возможности творческого и делового роста; 3)ответственность как степень контроля за своей работой и проявления власти над другими работниками; 4)признание и одобрение результатов работы; Гигиенические факторы — это внешние условия (зарплата, отношения с коллегами, поведение линейных руководителей, безопасность на рабочем месте, такие условия на рабочем месте, как шум, освещенность, комфорт, статус, правила, распорядок и режим работы). В литературе эти факторы называют факторами здоровья, подчеркивая этим то, что данные факторы создают нормальные, здоровые условия труда. Факторы здоровья могут быть рассмотрены в качестве группы потребностей человека в создании нормальных условии труда и устранении трудностей и проблем, связанных с работой. Эти факторы наиболее часто вызывают недовольство со стороны работников, что может привести к появлению негативных явлений (прогулов, увеличению текучести кадров, снижению производительности труда). Герцберг в результате анализа факторов, влияющих на неудовлетворенность работника, сделал один единственно верный вывод, который заключается в том, что при наличии у персонала чувства неудовлетворенности менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить это. По мнению Герцберга, основным стимулом, вызывающим удовлетворенность, является сама работа, а также потребности в признании достижений, стремлении к продвижению по службе, самореализации работника в труде. Действие этих стимулов продолжается более длительное время и является более надежным. Герцберг пришел к выводу, что отсутствие первой группы факторов не приведет к большой неудовлетворенности, т.е. они не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением «боли», «страдания», их присутствие существенно не увеличит качество и эффективность выполняемой работы. Отсутствие второй группы факторов приводит к неудовлетворенности работника, а наличие не факт его удовлетворенности. Герцберг выдвинул теорию о том, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности не являются противоположными процессами, т.к. при устранении факторов, вызывающих неудовлетворенность, не обязательно есть удовлетворение. И наоборот, если какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, это совсем не значит, что при отсутствии этого фактора возникнет неудовлетворенность. В результате был сделан вывод, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой, — это совершенно другие факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Из этого делается вывод о том, что понятие удовлетворенности и понятие неудовлетворенности не являются прямо противоположными друг другу. Отсутствие удовлетворенности является противоположным чувству удовлетворенности, а отсутствие неудовлетворенности — противоположным чувству неудовлетворенности.
53. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА А. МАСЛОУ Большой вклад в теорию мотивации труда внес Абрахам Маслоу (1908-1970), который является разработчиком структуры и иерархии человеческих потребностей, влияющих на мотивацию. Эта теория в дальнейшем получила широкое применение и была названа пирамидой потребностей. Абрахам Маслоу разделил человеческие потребности на два вида: 1)базисные, или первичные; 2)производные, или вторичные. Согласно теории Маслоу все потребности можно расположить в строгой последовательности т.о., что физиологические потребности (потребность в пище, воде), потребности в безопасности и защищенности, отдыхе, позитивной самооценке, а также сексуальные потребности относятся к первичным потребностям, а все остальные — потребности в справедливости, благополучии, порядке, единстве социальной жизни — принадлежат к вторичным. Такое разграничение потребностей было сделано с учетом одной важной особенности, которая заключается в том, что приоритет человеком отдается удовлетворению первичных потребностей. Удовлетворение вторичных потребностей осуществляется только после того, как удовлетворены первичные. Это значит, что в определенный период времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является наиболее важной. Данный принцип удовлетворения потребностей получил название принципа иерархии или доминанты, т.е. господствующей в данный момент потребности. Верхнюю ступень в этой иерархической лестнице занимают физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания индивида. Это в первую очередь потребности, включающие потребность в пище, воде, отдыхе и т.д. Физиологические потребности выступают доминантой, они являются первичными и до тех пор, пока не удовлетворены. Второе место занимают потребности в безопасности, защищенности от физических и психологических опасностей, со стороны окружающего мира. На третьем месте находятся социальные потребности и потребности в уважении, к которым относятся потребности в самоуважении, потребности в признании и уважении со стороны окружающих. Самое последнее место занимают потребности самовыражения, т.е. реализация своих творческих возможностей и рост как личности. Прежде чем приступать к удовлетворению более высоких потребностей, человек удовлетворяет потребность более низкого уровня. Испытывая потребность в еде, человек будет стараться прежде всего найти пищу и только после этого будет удовлетворять потребность в безопасности и защищенности. После этого отдается предпочтение потребностям следующего уровня.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |