Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. 1. Этика и психология в современном бизнесе

1. Этика и психология в современном бизнесе

2. Предмет и задачи дисциплины

3. Различные подходы к проблеме этики деловых отношений

4. Общие этические принципы и характер деловых отношений

 

Этика в современном бизнесе

 

В 1986 году в Швейцарию для обсуждения вопросов бизнес-этики и выработки общих этических принципов ведения бизнеса в современном мире съехались главы лидеры японских, европейских и американских компаний. Эти принципы могут быт использованы любой отдельно взятой компанией как основа для разработки своих внутрикорпоративных правил или программы ведения бизнеса.

Базовые принципы:

· «Кюусей». В переводе с японского: жить и работать вместе для общего

блага и через это создать возможности для кооперации и взаимного благополучия. Сотрудничать вместе в здоровой и четкой конкуренции

· Человеческое достоинство. Каждый человек достоин уважения и не должен рассматривать только инструмент для достижения целей компании.

Дополнительные принципы:

· Ответственность за бизнес процесс со стороны владельцев компаний и

наёмных работников. Ценность компании для общества основана на улучшении благосостояния общества, предоставлении рабочих мест, а также на продуктах и сервисе, которыми обеспечивает компания своих потребителей. Для создания подобных благ для общества компания должна поддерживать своё экономическое «здоровье» и жизнеспособность. Нацеленность только на выживание в данном случае недостаточна.

· Все компании ответственны за локальное, региональное, национальное

и глобальное общество в котором они работают. Они участвуют в создании будущего для этого общества.

Экономический и социальный результат от ведения бизнеса направлен на улучшение общества в целом.

· Поведение в бизнесе: следование законам и дух доверия. Не смотря на

наличие секретов производства, компании должны быть честными и открытыми партнёрами, которые доверяют как на национальном, так и на межнациональном уровне.

· Уважение правил. Для избежания проблем и для поддержки свободной

торговли и честной конкуренции компании должны уважать национальные и интернациональные интересы.

· Поддержка и взаимная торговля. Участники торговых сделок должны

поддерживать ГАТТ и ВТО, интернациональную систему торговли и прочие международные торговые соглашения.

· Уважение к окружающей среде. Защищать и улучшать окружающую среду, не допускать расточительства природных ресурсов.

· Избегание нелегальных действий. Отмывания денег, поддерживать криминальный бизнес.

 

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В 30-х годах ХХ в., американский социолог Элтон Мейо (1880-1949) обосновал доктрину «человеческих отношений». Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производство. Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора (1856-1915), ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит, в конце концов, в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явления так называемой «промышленной тоски», апатии, подавленности, повышенной раздражительности, потери всякого интереса к работе, участились конфликты между рабочими и администрацией.

Теория «человеческих отношений» явилась ответам на возникшие психологические проблемы. Основные положения теории.

1. Согласно этой теории решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают не столько материальные, сколько психологические факторы, чувства, настроения работников.

2. В формировании этих факторов весьма велика роль как рациональных, сознательных, так и «нерациональных», подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений.

3. Настроения, чувства работников являются не только результатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом, так называемого морально-психологического климата коллектива.

Доктрина быстро получила признание среди предпринимателей и стала широко применяться в практике управления производством. В фирме «Сони», Акио Морито описывает это в книге «Сделано в Японии». В Фирме «Крайслер» Ли Якокка описывает это в книге «Карьера менеджера».

Объект дисциплины – идеальная психическая реальность.

Предмет – психологическая и нравственная стороны деятельности и общения товароведа, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Цель дисциплины способствовать формированию у будущего товароведа соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности.

Принципы которыми руководствуется предмет: причинности, детерминизма, системности, развития (динамика психических процессов.).

Основные категории дисциплины - «психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы».

Формулы проявляющие в межличностном общении «Я - Ты», «Я - Мы», «Мы - Они».

Этика делового общения – основывается на правилах и нормах поведения партнёров, которые, в конечном счете, способствует развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Этика – учение о морали, нравственности, впервые употребил Аристотель. Мораль – эта система этических ценностей, которые признаются человеком. Важнейшие категории этики: добро, зло, справедливость, благо, ответственность, долг, совесть и т.д.

Ещё Конфуций (551 - 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию.

Древнегреческий философ Сократ (469 - 339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427 -347 до н.э.) считал что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм.

Аристотель (384 -322 до н.э.) характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал психологических чертах характера, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Бенедикт Спиноза (1632 -1677) в своей «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей внутренний мир человека. Вместе с тем указывает на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимости, что, однако не снимает ответственности с человека за то, что он делает.

Английские философы Томас Гоббс и Джон Локк пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами.

Иммануил Кант (1724-1804) его учение о долге как основании нравственности и о нравственном законе. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в его категорическом императиве: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». Это правило применяется и к деловому общению, но по отношению его видам: «сверху-вниз», «снизу-вверх» и по горизонтали.

 

НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ УЧАСТНИКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Одной из причин проявления деструктивных элементов в процессе общения, является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру.

Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определёнными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т.д. нравственная установка формируется в процессе социализации, т.е. воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали. Специалист, некомпетентный в области этики, вряд ли может считаться полноценным.

Как утверждаю социологи, в России сейчас господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определённую систему нравственных ценностей, сой моральный кодекс, который и определяет

конкретную линию поведения. По мнению исследователей, это тревожный фактор для общественного развития. Моральный плюрализм приводит к моральной неразборчивости.

Социально-экономические и политические условия жизни нашего общества способствовали долгое время формированию у граждан экстернального локуса контроля. В психологии локусом контроля называют качество человека, характеризующее приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям (или неспособностям) и усилиям.

Экстернальный локус контроля свидетельствует о склонности приписывать причины неудач внешним факторам (обстоятельствам, случайностям, проискам отдельных лиц, приказам начальства, преднамеренным действиям противника и т.п.).

При итернальном локусе контроля человек принимает ответственность за события, происходящие в жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями.

Основным признаком экстернального локуса контроля является снижение личной ответственности индивида за свои слова, дела и поступки.

В ХХ веке сложилась новая этическая парадигма (теория или модель, тип постановки проблемы, принятый в качестве образца решения исследовательских задач) – этика ненасилия, или сопротивление насилию ненасильственными методами.

Согласно концепции этики ненасилия каждый человек является одновременно носителем добрых и злых начал, находящихся в постоянном противоборстве.

Проявление доброго и злого в поступках людей нестабильно. По отношению к одному человек может проявлять доброту, по отношению к другому – злость, сегодня он может быть добрым, а завтра злым. Взаимодействую, люди по законам подражательности заражают друг друга и добром, и злом. Душа человека отзывчива и на злое, и на доброе.

По утверждению философов, нравственная амбивалентность (двойственность) неустранима и является основой человеческого общественного бытия.

Идеологи этики ненасилия сформулировали ряд принципов социального взаимодействия людей, которые должны учитывать в практике речевой коммуникации.

К ним относятся:

· отказ от монополии на истину

· готовность к изменениям, диалогу и компромиссу

· критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нём могло бы питать и провоцировать позицию оппонента;

· анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью;

· борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним;

· полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и др.

Таким образом, нравственная установка личности оказывает решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.

 

 

 

Литература: [4, с. 111-138; с. 154-173, с. 250-271], [5, с. 23-34; 20, с.196-208],[ 37, с. 17-21].

 


ТЕМА 2. Психологические особенности личности делового человека и практика деловых отношений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика и психология в товароведной деятельности | Властный клиент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.