Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический уровень познания- познание объекта на основе внешних, чувственных данных о нем, получаемых в ходе наблюдения, измерения, эксперимента

.

.

.

.

В более общем случае нам приходится выбирать между отстаиваемым научным суждением и соответствующей аксиомой. Так, например, модель атома Резерфорда вступила в противоречие с постулатами классической электродинамики. Однако Бор решил сохранить данную модель, отказавшись от соответствующих постулатов и заменив их новыми, получившими впоследствии наименование постулатов Бора.

 

6.8. Гипотетико-дедуктивный метод. Как указывалось выше, аксиомы должны быть простыми, интуитивно ясными суждениями. В противном случае будет не вполне ясно, почему мы предпочли данные утверждения в качестве необходимо истинных противоречащим им утверждениям. Однако далеко не всегда перечисленные выше требования удается соблюсти в полной мере. Например, закон всемирного тяготения не является простым, равно как и уравнение Шредингера, которое к тому же нельзя отнести к разряду интуитивно ясных суждений.

В подобных случаях, когда в качестве исходных постулатов теоретической системы или эмпирической систематизации выступают не только интуитивно ясные и простые суждения, но и суждения любого уровня простоты и ясности, приходится осуществлять их дополнительное обоснование, для чего используется т.н. гипотетико-дедуктивный метод, являющийся обобщением аксиоматического метода на те познавательные ситуации, когда ни структурно-логически, ни интуитивно мы не можем выделить аксиоматические конструкции из прочей массы содержательно и логически подобных им конструкций.

Схематически обоснование гипотетико-дедуктивным методом может быть представлено следующим образом.

1. Формулировка гипотез, т.е. совокупности альтернативных суждений по одному поводу:

Примечание. Фактически на данном этапе обоснования осуществляется формулировка научной проблемы (см. п.5.3.), которая затем определенным образом решается.

2. Опровержение всех гипотез, кроме одной. Последнее может быть осуществлено, например, по методу modus tollens, посредством выведения следствий из гипотез с последующим установлением их эмпирической недостоверности:

.

3. Придание не опровергнутой гипотезе статуса постулата, что осуществляется по методу modus tollendo ponens.

Далее обоснование осуществляется согласно аксиоматическому методу.

Примечание. Могут возникнуть аномальные ситуации, когда сразу несколько гипотез не удается эмпирически опровергнуть, либо когда опровергнуты сразу все гипотезы. В этом случае возможно длительное сосуществование сразу нескольких альтернативных систем обоснования. Наиболее яркий пример подобной ситуации - корпускулярно-волновой дуализм в физике.

 

6.9. Индуктивное обоснование. Энумеративная индукция. Если дедуктивное обоснование предполагает нисхождение от общего к частному, то индуктивное обоснование, напротив, предполагает восхождение от частного к общему. Одной из разновидностей индуктивного обоснования является т.н. энумеративная индукция или индукция через перечисление. Схематически ход обоснования в этом случае можно изобразить так:

Например,

Алюминий, железо, медь - металлы.

Алюминий, железо, медь - электропроводны.

Все металлы электропроводны.

В целом, энумеративная индукция бывает либо полной, если нами исследованы все индивиды определенного класса, либо неполной, если исследуются лишь некоторые из данных индивидов. Очевидно, что лишь полная индукция может обещать нам достоверные выводы, но, как правило, подобная достоверность оказывается иллюзорной, поскольку все элементы класса охватить исследованием не удается, так что рано или поздно среди них отыскиваются исключения из общего правила (контрпримеры).

 

6.10. Элиминативная индукция. Метод сходства. Наряду с энумеративной индукцией большое распространение в науке получила т.н. элиминативная или исключающая индукция. Известно пять основных методов подобной индукции: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Так, правило метода сходства гласит: «Если определенное обстоятельство всегда сопутствует исследуемому явлению, то оно - наиболее вероятная причина исследуемого явления». Схематически сказанное можно изобразить так:

Пример.

Когда дежурили Иванов, Петров, Сидоров, на предприятии произошла кража. Когда дежурили Иванов, Петров, Васильев, на предприятии снова произошла кража. Когда дежурили Иванов, Сидоров, Васильев, на предприятии в третий раз произошла кража. Вывод: Иванов - предполагаемый вор, поскольку только он всякий раз присутствовал на рабочем месте в момент совершения преступления.

 

6.11. Метод различия. Метод сходства дополняется методом различия, правило которого гласит: «Если при отсутствии определенного обстоятельства исследуемое явление не имеет места, то данное обстоятельство - возможная причина исследуемого явления». Или схематически:

.

Пример.

Иванов облучился, получил сильные ожоги, но не получил ушибов при тушении пожара на Чернобыльской АЭС, вследствие чего он заболел лейкемией. Петров облучился, не получил сильных ожогов, но получил ушибы при тушении пожара на Чернобыльской АЭС, вследствие чего он также заболел лейкемией. Сидоров не облучился, но получил сильные ожоги и ушибы при тушении пожара на Чернобыльской АЭС, однако лейкемией не заболел. Вывод. Облучение - возможная причина заболевания лейкемией.

 

6.12. Соединенный метод сходства и различия. Данный метод представляет собой комбинацию методов сходства и различия, т.е. исследование сначала осуществляется по методу сходства, а затем, когда возможные причины исследуемого явления уже выявлены, исследование продолжается по методу различия, т.е. данные причины устраняются, что по идее должно повлечь за собой исчезновение исследуемого явления. Схематически сказанное можно выразить следующим образом:

Так, в приведенном в п.6.10. примере с кражей в качестве дополнительной перепроверки можно было реализовать ситуацию дежурства Петрова, Сидорова и Васильева, т.е. отсутствия Иванова. Если в этом случае не произошло бы никакой кражи, вина Иванова стала бы почти очевидной.

 

6.13. Метод сопутствующих изменений. Правило этого метода гласит: «Если изменение определенного обстоятельства приводит к изменению исследуемого явления, то данное обстоятельство - возможная причина исследуемого явления». Схематически метод сопутствующих изменений можно задать следующим образом:

Например, в воде всякое тело падает медленнее, нежели в воздухе. Вода является более плотной средой, нежели воздух. Отсюда можно сделать вывод, что скорость падения тела зависит от плотности среды, в которой происходит падение.

 

6.14. Метод остатков. Согласно правилу данного метода, если мы изучаем некое сложное явление, причины которого нам частично известны, то среди обстоятельств, сопровождающих данное явление, могут оказаться оставшиеся возможные причины исследуемого явления. Схема данного метода такова:

Использование метода остатков позволило теоретикам точно определить местоположение Нептуна - тогда еще неизвестной планеты Солнечной системы.

 

6.15. Классификация научных объяснений. Суммируя в заключении все, сказанное относительно научных объяснений, можно построить следующую их классификацию:

Научные объяснения
Теоретические обоснования Эмпирические обоснования
На уровне понятий На уровне суждений На уровне понятий На уровне суждений  
Теоретическая классификация Теория Эмпирическая классификация Эмпирическая систематизация  
  ДО ИО ОпА   ДО ИО ОпА
  АМ ГДМ Эн Эл ?   АМ ГДМ Эн Эл ?  
                                     

Примечание. ДО - дедуктивное обоснование, ИО - индуктивное обоснование, ОпА - обоснование по аналогии, АМ - аксиоматический метод, ГДМ -гипотетико-дедуктивный метод, Эн - энумеративная индукция, Эл - элиминативная индукция.

 

6.16. Заключение. Методология науки - чрезвычайно сложная область философского знания, трудная технически и практически неисчерпаемая по богатству идей. Учитывая данное обстоятельство, мы осветили в настоящей главе лишь наиболее простые, базисные методы и формы научного познания. Более детальное знакомство с методологией науки требует обращения к специализированным изданиям, некоторые из которых указаны в приведенном ниже списке литературы и источников.

 

Основные понятия раздела.

Абстрагирование - фиксация определенных признаков исследуемого объекта в качестве существенных и необходимых с одновременным отвлечением от прочих признаков, которые попеременно могут быть представлены различными видами одного рода.

Аксиома - предельно общее, простое и интуитивно ясное суждение, которое может быть принято в качестве истинного без всякого обоснования.

Аксиоматический метод - метод научного объяснения, специфическая форма построения и обоснования научной теории, заключающаяся в дедуктивном выведении теоретических суждений из системы аксиом.

Анализ - (1 - логический) разложение понятия объекта на совокупность более абстрактных (родовых) понятий; (2 - структурный) познание вещи путем ее разложения на составные части.

Аналоговая модель - естественный или искусственный эмпирический объект, выступающий в качестве модели теоретического объекта.

Вопрос - первичная форма научного высказывания, представляющая собой подготовительный шаг к синтезу суждения.

Гипотеза - утверждение о возможной причинно-следственной связи исследуемых явлений.

Гипотетико-дедуктивный метод - обобщение аксиоматического метода на те познавательные ситуации, когда ни структурно-логически, ни интуитивно мы не можем выделить аксиоматические конструкции из прочей массы содержательно и логически подобных им конструкций. Предполагает предварительное обоснование логически исходных структур, что не осуществляется при использовании аксиоматического метода.

Закон - утверждение о существенных признаках теоретических и эмпирических объектов любого типа.

Идеализация - полное отбрасывание несущественных признаков, присущих тому или иному познаваемому объекту, либо познавательной ситуации в целом.

Измерение - количественное сравнение исследуемого объекта с особого рода эталонным объектом.

Классификация - исчерпывающее описание предметного поля соответствующей системы научного знания посредством деления объема понятия, задающего данное предметное поле.

Компьютерное моделирование - наблюдение за моделью исследуемого объекта, воссоздаваемой в условиях искусственной (виртуальной) реальности.

Конструкт - теоретический объект, не имеющий прямых эмпрических аналогов.

Контрпример - элемент класса предметов, не обладающий признаками, характерными для большинства элементов данного класса; указание на контрпример используется для эмпирического опровержения энумеративного обоснования.

Метод -(1) система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания; (2) отдельный принцип, прием, правило, требование; совокупность подобным образом понимаемых методов образует методологию в значении (2).

Методология науки - (1) научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях; (2) совокупность методов, целенаправленно применяемых познающим субъектом в процессе познания объектов различного рода и качества.

Модель - объект, подобный в своих существенных признаках исследуемому объекту.

Моделирование - (1) структурирование модели; (2) наблюдение за моделью.

Наблюдение -первичная, допонятийная фиксация исследуемых предметов или явлений как совокупности чувственных образов.

Научная идея - утверждение о существенных признаках того или иного теоретического объекта.

Проблема -выявление и последующее обозначение нескольких альтернатив, одна из которых, возможно, соответствует истине, а все прочие ошибочны.

Протокольное предложение - научное утверждение о локальных эмпирических событиях.

Символ - произвольный объект, принадлежащий к некоторому множеству объектов одной природы и находящийся в формальном соответствии с объектом другой природы - символизируемым.

Синтез - (1 - логический) метод структурирования научного понятия, противоположный анализу, когда мы из вычлененных ранее признаков составляем новое понятие; (2 - структурный) составление нового объекта из элементов, полученных в результате предшествующего структурного анализа некоторой совокупности объектов, отличных от синтезируемого.

Сравнение - сопоставление различных объектов с целью выявления их сходства и различия.

Теоретическое воображение - синтез освовоструктур теоретического уровня познания, как правило, соответствующих объектам, наблюдение которых затруднено, либо невозможно.

Теоретическое обобщение - утверждение об устойчивых закономерностях, присущих группе теоретических объектов.

Теоретический уровень познания - познание объекта путем его мысленного представления в качестве элемента внутреннего опыта познающего субъекта.

Утверждение о факте - описание серии независимых друг от друга локальных эмпирических наблюдений.

Формализация - переход от оперирования понятиями исследуемых объектов к оперированию символами исследуемых объектов.

Эксперимент - наблюдение за объектом в специально созданных, искусственных условиях.

Элиминативная индукция - исключающая индукция, посредством которой из совокупности сопутствующих изучаемому явлению обстоятельств выделяется его возможная причина; при этом осуществляется обоснование, почему все прочие обстоятельства, кроме единственной возможной причины, не могут быть причинами исследуемого явления.

Эмпирическое обобщение - утверждение об устойчивых закономерностях, присущих группе эмпирических объектов.

Энумеративная индукция - индукция через перечисление элементов определенного класса, обладающих существенными признаками, которые, на основании подобного перечисления, обобщаются на весь класс в целом.

 

Рекомендуемая литература.

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии, 1990, №1.

5. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. - М., 1994.

6. Декарт Р. Рассуждение о методе. - Избр. произв., - М., 1950.

7. Ивин А.А. Ценности и понимание. // Вопросы философии, 1987, №8.

8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996.

9. Мир философии. Ч.1. - М., 1991, с.586-608.

10. Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994.

11. Солодухо Н.М. Философия: теория и методология. - Казань, 1998.

12. Справочное пособие по философии (объем минимальных требований). - Кинель, 1998.

13. Филатов Т.В. Введение в технологию философствования. - Самара, 1996.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А есть В | Общество как форма общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.