Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как форма общения

План.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Вопросы для повторения.

1. Сформулируйте основной вопрос методологии.

2. Каково место методологии в системе философского знания?

3. Что Вы знаете о методе научного познания, сформулированном Декартом?

4. Каково соотношение теоретического и эмпирического уровней научного познания?

5. Какие виды наблюдений Вы знаете?

6. Что такое эксперимент? Какие виды экспериментов Вы знаете?

7. Как соотносятся эмпирическое наблюдение и теоретическое воображение?

8. Что такое измерение?

9. Чем отличается идеализация от абстрагирования?

10. Что такое научная проблема?

11. Можно ли на основании отдельного наблюдения сформулировать утверждение о факте?

12. Чем отличается научный закон теоретического или эмпирического уровня от теоретического или эмпирического обобщения?

13. Обладают ли научные классификации предсказательной силой?

14. Можно ли считать гипотетико-дедуктивный метод обобщением аксиоматического метода?

15. Можно ли опровергнуть всякое энумеративное обоснование посредством выдвижения контрпримера?

16. Может ли элиминативная индукция приводить к ошибочным выводам?

 

 

ЛЕКЦИЯ 14

ÓФИЛАТОВ Т.В.

§1. Общество как форма общения.

§2. Основные философские теории общества.

§3. Типы общественной организации.

§4. Основные концепции общественного развития.

 

 

1.1. Предмет социальной философии. Социальная философия – это философское учение об обществе. С социальной философией тесно связаны такие дисциплины как социология, философия истории, социальная экология и т.п.. В отличие от социологии, изучающей общество эмпирическим путем с опорой на количественную методику интерпретации общественных процессов (например, социологические опросы), социальная философия стремится понять общество посредством рефлексии философствующих индивидов над своей социальной жизнью. Живя в обществе, каждый из нас постепенно вырабатывает определенное личностное представление о нем, теоретическое осмысление которого и приводит к социальной философии.

 

1.2. Определение общества. Что же такое общество? Существует множество возможных его определений. Например, в «Новейшем философском словаре» общество определяется как «выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов» [181].

При определении общества мы будем исходить из этимологии, т.е. происхождения соответствующего понятия. Ближайшими по смыслу к понятию «общество» выступают понятия «общность» и «общение». Иначе говоря, общество – это историческая общность людей, интенсивность общения между которыми существенно выше, нежели интенсивность общения этих людей с другими людьми.

 

1.3. Полиморфность общества. Поскольку формы общения между людьми различны, один и тот же индивид может входить в различные сообщества, которые в материальном смысле взаимно проникают друг в друга. Например, человек может входить в религиозное сообщество, в политическое сообщество, в научное сообщество, в различные культурные сообщества и т.п. Все это делает общество объектом, крайне сложным для изучения и понимания.

 

1.4. Структура общения. Построение любого общества предполагает, прежде всего, становление системы идентификации по типу «свой» - «чужой». Например, для православного своими оказываются все православные, для русского – все русские, для ученого – все ученые, для болельщика «Спартака» – все болельщики «Спартака». При этом интенсивность общения определяет степень близости. Например, для человека, живущего исключительно наукой, национальные, религиозные и прочие формы общения могут настолько минимизироваться, что его членство в соответствующих сообществах может стать сугубо формальным.

 

1.5. Классификация форм общения. Таким образом, можно выделить три социально структурирующих формы общения:

- доминантная. Индивид активно общается с членами соответствующего сообщества, причем, интенсивность его общения с членами других сообществ минимальна.

- формальная. Индивид общается с членами различных сообществ с равной степенью интенсивности, не отдавая явного предпочтения ни одному из сообществ, в которые он входит.

- деструктивная. Индивид рассматривает ряд сообществ, в которые он входит как враждебные доминантному для него сообществу, и строит свое общение внутри этих сообществ так, что это способствует их разрушению.

Примеры подобного рода. Мужчина может быть безумно влюблен в единственную женщину, отдавая все силы и время только ей; подобно Казанове, он может в равной степени оказывать внимание любой женщине, встречающейся на его жизненном пути; наконец, он может ненавидеть всех женщин, общаясь с ними только для того, чтобы сделать их несчастными и обидеть их.

Другой пример. Патриотизм может быть развит в человеке настолько, что он готов пойти на смерть за свое Отечество (Александр Матросов); с другой стороны, человек может жить по принципу «Родина там, где хорошо кормят» или «У рабочего нет отечества» (К. Маркс); наконец, из политических, религиозных или иных соображений можно начать активную борьбу против своей родины, как это делал, например, Рихард Зорге, передававший СССР ценную информацию о стратегических планах гитлеровской Германии.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмпирический уровень познания- познание объекта на основе внешних, чувственных данных о нем, получаемых в ходе наблюдения, измерения, эксперимента | Основные философские теории общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.