Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские теории общества

2.1. Механизмы структурирования общества. На каких принципах строится общество? Как оно возникает? По-видимому, однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку существует множество альтернативных механизмов формирования человеческих сообществ.

 

2.2. Теория общественного договора. Это одна из древнейших философских теорий общества, сформировавшаяся в 17-18 веках и восходящая к работам Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории общество возникает как результат взаимной договоренности людей. Люди собираются и заранее оговаривают правила, по которым они будут строить свое общение друг с другом. Последнее оказывается возможным только потому, что люди по своей природе разумны, вследствие чего они всегда могут договориться друг с другом на взаимовыгодных принципах.

Можно предположить, что подобного рода теория была создана посредством рефлексии над социальными реалиями феодального общества. Феодал договаривается с крестьянином, что он будет защищать его от внешних врагов, а крестьянин за это должен отдавать ему треть урожая; церковь выполняет посреднические функции между Богом и простыми людьми, за что люди должны отдавать ей десятую часть своих доходов и т.п.

По такому принципу, на первый взгляд, до сих пор строится деятельность политических, религиозных, научных и многих иных сообществ. Вместе с тем, против теории общественного договора можно выдвинуть существенные возражения.

Во-первых, договоренность предполагает добровольность, а этого, в большинстве случаев нет. Например, крестьянин не может отказаться от услуг феодала или церкви. Во-вторых, договоренность предполагает честность, тогда как люди, в большинстве своем, пытаются обманывать друг друга. Так, можно делать церковную карьеру, не имея религиозных убеждений, можно обманывать своих партнеров по бизнесу и т.п.

Дело в том, что творцы теории общественного договора исходили из ошибочного тезиса о разумной природе человека, тогда как на самом деле поступки людей могут определяться не только разумом, но и корыстью, злобой, похотью и прочими «низменными» мотивами.

 

2.3. Общество как социальный организм. Подобного рода концепция возникла в конце 19 – начале 20 века. Основные представители: П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас. В этом случае общество отождествляется с организмом, а отдельные социальные институты с определенными органами человеческого тела. Например, правительство – аналог мозга, торговля – аналог кровообращения, мышцы – аналог промышленности и т.п.

На первый взгляд, подобного рода подход к общественному развитию является весьма плодотворным, однако аналогия между человеческим организмом и обществом не является полной и строгой. Только идеально организованное общество может рассматриваться как аналог организма. В реальных же условиях люди имеют своекорыстные интересы, что проявляется в их относительно свободном поведении, которое вполне может разрушить целостность социального организма.

Например, функционирование клеток в многоклеточном организме строго детерминировано. Клетка функционирует, делится, взаимодействует в соответствии с программой развития организма как целого. Напротив, онкологические клетки ведут себя неконтролируемо, разрушая, тем самым, организм. В этом смысле социальный организм представляет собой сообщество онкологических клеток, где каждый индивид преследует, преимущественно, узколичностные задачи, никак не сообразуясь с интересами целого.

Если общество уподобить стене, то кирпичики-личности постоянно стремятся перебраться с нижних уровней кладки наверх, разрушая, тем самым, всю конструкцию, и, расползаясь в разные стороны, когда целостность окончательно рушится, как это произошло в России после Октябрьской революции, когда российская армия просто разошлась по домам. Общее мнение по этому поводу тогда же выразил В.В. Маяковский:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как форма общения | Нет, лучше я в баре блядям буду
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.