Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входят решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения для ликвидации последствий была создана в стране Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основные задачи РСЧС:

· Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· Проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС.

· Создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

· Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· Подготовка населения к действиям в ЧС;

· Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· Ликвидация ЧС;

· Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы построения и функционирования РСЧС:

· Защита от ЧС всего населения РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, а также территорий, объектов экономики, материальных и культурных ценностей РФ;

· Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, организаций, учреждений независимых от их правовых норм и форм собственности;

· Реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности и их объемов и сроков реализации;

· Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС по гражданской обороне (ГО);

· Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

 

Вопрос № 3: Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления:

- федеральный;

- территориальный;

- местный;

- объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

 

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ, имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслях экономики.

Все уровни РСЧС имеют:

· Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее органы управления по делам ГОЧС);

· Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

· Силы и средства;

· Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

· На федеральном уровне – МЧС России;

· На территориальном уровне, охватывающем территории субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъекта РФ;

· На местном уровне, охватив территорию района, города, населенного пункта – органы по делам ГОЧС, создаваемые в составе местного самоуправления;

· На объектовом уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

· Оперативно дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО;

· Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

 

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

· На федеральном уровне – межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

· На территориальном уровне – КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

· На местном уровне – КЧС местного самоуправления;

· На объектовом уровне (в организациях) – объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

 

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированных на территории нескольких субъектов РФ, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС создаются региональные центры.

 

Вопрос № 4: Задачи и состав сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

· Осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

· Ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

· Проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

· Проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;

· Восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

· Поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;

· Разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

 

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

· Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружаю­щей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объ­ектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

· Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

· Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

· Геофизическая служба Российской академии наук;

· Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федераль­ной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

· Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

· Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

 

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

· Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварий­но-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварий­но-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

· Формирования и учреждения ВСМК;

· Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсель­хозпрода России;

· Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологи­ческие процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объ­ектового уровней;

· Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

· Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

· Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов граждан­ской авиации Федеральной авиационной службы России;

· Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

· Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос № 5: Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России.

1. Для ликвидации последствий ЧС особое место занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России (Центр управления в кризисных ситуациях, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, поисково-спасательные службы, Центр специального назначения, авиация МЧС России, сводные мобильные отряды войсковых частей ГО РФ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 1. Общая характеристика ЧС мирного времени | Формирования ПСС способны в течении двух часов выдвинуться в район бедствия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.