КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восточное направление внешней политики
На азиатском направлении серьезный прогресс был достигнут в отношениях России с Китаем и Индией. Активизировалась работа по проблематике безопасности в Азии, прежде всего в поддержку межкорейского урегулирования. Россия стала полноправ-^гьг^^^а^тником клю^ч§1жх_азиатских.лнтеграционных структур — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Аееа-новского регионального форума. Серьезно укрепился такой азиатский многосторонний механизм, как Шанхайская организации экономического сотрудниче- 122 urnV4^ ^ N^ ф^ ства(ШОС|. О том, что у этой организации неплохие перспективы, свидетельствует заинтересованность Индии и даже США в налаживании взаимодействия с ШОС. 9 февраля 2000 г. в ходе официального визита в Пхеньян министра иностранных Т^е^ГРоссии Й. С.Иванова был подписан новый дшхшар-адружбе ^ добрососедстве и сотрудничестве между~Тоссий-~~ ско й Федерапие |1_и_Корейской Народно-Демократической Респу1>~ дикой. Визит в КНДР В. В. Путина в июле 2000 г. стал первой по-ездкой руководителя России в Пхеньян за всю историю российско-корейских отношений. Оздоров_ление_с итуапии на Корейском полу- острове вре зультате _^еж корейског о с аммита в июне 2000 г. и раз- вития межкорейского диалога поставило в практическую плоскость воп рос о восстановлении железнодорожного сообщения между се-вером и югом Кореи и организации железнодорожных перевозок гру зов с юга Корейского пол уо строва в Россию, Китай и транзи- том в Европу, что весьма важно для обеспечени я интересов Рос- сии как трансевразийского «моста». Железнодорожные перевозки по этим маршрутам позволяют значительно сократить транзитное время и экономически более эффективны, чем перевозки морем. По расчетам специалистов, время в пути до Европы и расходы могут сократиться на треть. Следующим шагом стало проведение 12^13 февраля 2001 г. Министерством путей сообщения России сов местно ^ с Международным "координационным советом по транссибирским перевозкам в Сеуле презентации «Транссибирская магистраль в Х ХГвеке.Л ерспёктивы российско-корейского сотрудничества в об"' ла сти транспорта». На фоне неопределенности отношений с Западом сближение с Китаем в начале XXI в. представляется устойчивым и неподвласт ным политической конъюнктуре процессом. К итай демонстрирует общие с Россией подходы ко многим международным вопросам, активно развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких ключевых областях, к ак по выше-^ ние1ГвторитётаГи роли ООН, отстаиванйе1тримата'международного права в мировых делах. Россия и Китай имеют единый взглядТю такой^ ажнейшей проблеме, как б орьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом. Кита й_по ддержи вает действия правительства России в Чечне. Со своей стороны Р оссийская Федерация не поддерживает "конце пцию «независимости Тайваня», высту пает против принятия Тайваня в ООН и дру гиеме ждународные организации, ч ленами которых яв- ляются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения Тайваню. Ус пешно раз виваются отношения Jt'occhh и_Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно- техн и ческое сотруд ни чест во. Индия^ один и з круп н ейших импортер ов российского вооружения. Состоявшиеся в мае_2003 г. в акватории Инд ийского ок еана масштабные военно-морские учения ГВМФ России и_ВМС Индии (первые в истории двух стран) ознаменовали собой новый этап в упрочении уз стратегического партнерства двух стран. Позитивньх_тен; денции и в двус тороннем торг о во-экон омиче ском сотр удничестве: в о существлении таких круп ныхпроектов, как нефтедобыча (проект «Сахалин-1»), строительство АЭ СТКуданк улам» наТюге Индии, разведка углево дородного сы рья_ на шельф е^Бе етальског о зали-_ва, в реализации крупных перспективных проектов в металлургии, гра?кданскои~авй^дййТТтзучаются возможнбсти~расширения взаимовыгодного сотрудничества в новых наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики, а также использования индийской задолженности на инвестиционные цели в совместные проекты. В 2001-2002 гх-_обозначились позитивные перемены в российско-афганс!шх_ШЩЩп£Щ1ях. Когда oceHbro_19%jA_j^_Ax|^jffl£iajje..K ВЛа^ ТИ ПРИШЛИ Та либы. Pocr-ия чдщггтя^и^тртттрннутп ПСШЩШО_И^не стала тороп иться с их признанием. Официал^ная_^ю^зиция^ российских властей основывалась на принци пе невм е шательс тва^ урегу -лйровать отношения враждующие стороны должны были без всяк ого вмеш ательств а извне. Однако затяжной конфликт в Афга-нистане_создавал реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивал российские интересы. Под властью талибов Афганистан превращался в центр международного терроризма. Отсюда на территорию южных стран СНГ шли крупные партии наркотиков, проникала опасная идеология исламского фундаментализма. Для России отношения с Афганистаном усугублялись еще и тем, что талибы попытались установить дипломатические отношения с Чеченской Республикой Ичкерия, для чего в Кабуле в феврале 2000 г. были проведены переговоры с чеченской делегацией во главе с 3, йнда^биевъм. Позиция Москвы по отношению к правительству талибов резко уже&гочилась после событий 11 сентября 2001 г., когда террористы, подготовленные скрывающимся в Афганистане Бен Ладеном, t) нанесли удары по Нью-Йорку и Вашингтону, повлекшие гибель ты- сяч мирных людей. Россия безоговорочно поддержала военную опе раци ю США в Афганистане, направленную н аликвидацию террористической сети Бен Ладена и отс транение от власти талибов. Рос-сия заявила о полной поддержке признанного на международном уровне правительства Афганистана во главе с Бурхануддином Раб-бани. Северному альянсу, признавшему президента Раббани, Россия предоставила военную, техническую и гуманитарную помощь. В декабре 2001 г. после падения режима талибов Россия устано-вила дипломатические отношения с новым руководством Афгани- стана и приняла активное участие в междунаро дной о п ерации под эгидой ООН по оказанию гуманитарной помощи населению этой страны и восстановлению разрушенной экономики. С помощью МЧС России было возобновлено транспортное движение по тоннелю Саланг, имеющему исключительно важное значение для эконо-мики страны. В январе 2002 г. была открыта сооруженная российскими специалистами понтонная переправа через реку Пяндж на таджикско-афганской границе, что позволило значительно увеличить объемы перевозок гуманитарной помощи в Афганистан автомобильным транспортом. Российские компании приступили к восстановлению объектов энергетики Афганистана. В августе 2002 г. была возобновлена деятельность торгового представительства Российской Федерации в этой стране. Практическими шагами, свидетельствующими о «добрых намерениях сторон», стало подписание в марте 2002 г. 17 документов о сотрудничестве в сферах дорожного и сельскохозяйственного строительства, о поставках в Афганистан автомобилей «КамАЗ», энергетического и другого оборудовани я, о строительстве на афганской земле элеваторов, восстановлении газопроводов^ а также взаимодействии в других областях. России^ ские властгГприветсТВовали проведёнйё~в Афганистане 11-19 июня 2002 г. чрезвычайной Лойя джирги, выборы президента Хамида Карзая путем тайного голосования и создание переходного органа. В 2003 г. Россия продолжила свое участие в процессе становления мирного Афганистана, свободного от терроризма и наркотиков, развивая с ним политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи. После долгих лет конкуренции и взаимной подозрительности наметился прорыв в экономических и политических отношениях России и Саудовской Аравии. Две ведущих нефтедобывающих страны, у которых в прошлом практически не было точек соприкосновения, начали реальное энергетическое сотрудничество. Россия и Саудовская Аравия совместно выступают за стабильные цены на нефть и готовы к полномасштабному сотрудничеству для достижения этой цели. Создан российско-саудовский деловой клуб, призванный на постоянной основе осуществлять координацию и взаимодействие между предпринимательскими кругами обеих стран. После финансового кризиса 1998 г. и девальвации рубля нефтяная промышленность России ускоренно консолидировалась. Уже в 2000 г. впервые с советских времен экспорт нефти из России начал расти. Российские нефтяные компании начали действовать жестко, открыто и по правилам, принятым на мировом нефтяном рынке. В свободной продаже появились акции, а вместе с ними и капитал для модернизации нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса и инвестиций в разработку новых месторождений. Благодаря потенциальному росту спроса на энергоносители в США и Азии возможность в будущем получить свою долю на рынке есть как у саудовских, так и у российских производителей нефти. Политическое сближение России с Саудовской Аравией происходит на фоне достаточно непростых американо-саудовских отношений, которые переживают нечто похожее на кризис. США считают недостаточными усилия саудовских властей в борьбе с финансированием террористических группировок. Саудовская Аравия не пожелала, чтобы ее территория использовалась в качестве плацдарма для военной операции США против Ирака в 2003 г. Вместе с тем у правящих кругов Саудовской Аравии есть серьезные претензии к американской администрации, вызванные ее подходом к событиям на Ближнем Востоке. В Эр-Рияде, как и столицах других арабских государств, полагают, что в нынешнем конфликте США заняли произраильскую позицию. Политика России^хребующей вывода израильских войск с пале стинских территорий, импонирует арабам больше^ нежели америка нская. В конце 2002 г. впервые в российской практике в Министерстве иностранных дел была .^йздана^сгки^альная группа по отслеживанию 1]шшшия^исламсшго_ф^кшоа^а1ш1'ровую политику. Это было связ^ш^пре2КдаЖ£ШХ.Ж>др.аст^^^ ~му между народны х отношений. В августе 2003 г. во время официального визит^^_^Малайзию президент В.В.Путин объявил о желании России быть представленной^ вОрганизации Исламская конференция (О1Ж). Эта организация вкючает 57 стран (в том числе шесть стран СНГ) и является своего рода^миниЛЗОН для исламского мира: она имеет широкую сеть ассоциированных учре- 126: ждений, в том числе Исламский банк развития — аналог Всемирно В 2000-2003 гг.,._как_и_в_ предыдущие годы, России не удалось добиться прорыва в отношениях с Японией. Летом 2001 г. российская" ст^оШГ"предложила Японии провести экспертные консультации для достижения единообразного толкования 9-й CTaTbHjxm-местной" советско-японской Декларации 1956 г. Однако этот процесс не^привел к каким-либо позитивным сдвигам в решении проблемы «северных территорий» и не приблизил подписание мирного договора. В свою очередь российская общественность продолжала выступать против каких-либо территориальных уступок Японии, опасаясь «ц^пшт^юакции.» — возникновения аналогичных проблем в других регионах (Калининградская_область, Карельский перешеек). В действительности «цепная реакция» невозможна, поскольку границы с Германией и Финляндией установлены в юридическом порядке, подтверждены соответствующими международными документами, а в случае с Японией таких документов (прежде всего мирного договора) по-прежнему не существует. Активное внедрение России в Азиатско-Тихоокеанский регион, один из~^ыстро~развйвающихся регионов мира, по замысла м ро ссийск ого руководст ва1_должно_было^дать импульсразви тию эконо- мики России, особенно в восточных районах страны. Однако заявленная президентом многовекторность российской внешней политики, предполагавшая равноценность западного и восточного направлений, не обеспечивалась реальными действиями в экономике, в частности, реализацией стратегии развития районов Сибири и Дальнего Востока. Несовершенство законодательной базы, непонятная иностранным партнерам налоговая система и отсутствие надежных гарантий безопасности иностранного бизнеса в России_— самые главные помехи в развитии экономического взаимодействия. Подписано и планируется к подписанию большое количество долгосрочных проектов с Китаем, Южной Кореей, Японией, реализация которых могла бы серьезно повысить экономическую роль России как фактора развития АТР. Но весь этот процесс развивается крайне медленно. Доля России во внешнеторговом обороте азиатских стран колеблется на уровне 1%, а доля азиатских стран" в российском экспорте составляет 15%. При этом азиатские страны проявляют интерес к России прежде всего как к стране развивающейся, поставляющей сырье — сырую нефть, необработанные руды, металлолом. Россия, заявляя о том, что она не только европейская, но и азиатская держава, до сих пор не стала членом Азиатского банка и некоторых других региональных организаций, не участвует в Олимпийских азиатских играх.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |