Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восточное направление внешней политики

На азиатском направлении серьезный прогресс был достигнут в отношениях России с Китаем и Индией. Активизировалась ра­бота по проблематике безопасности в Азии, прежде всего в под­держку межкорейского урегулирования. Россия стала полноправ-^гьг^^^а^тником клю^ч§1жх_азиатских.лнтеграционных структур — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Аееа-новского регионального форума.

Серьезно укрепился такой азиатский многосторонний меха­низм, как Шанхайская организации экономического сотрудниче-

122 urnV4^ ^ N^ ф^


ства(ШОС|. О том, что у этой организации неплохие перспективы, свидетельствует заинтересованность Индии и даже США в нала­живании взаимодействия с ШОС.

9 февраля 2000 г. в ходе официального визита в Пхеньян ми­нистра иностранных Т^е^ГРоссии Й. С.Иванова был подписан новый дшхшар-адружбе ^ добрососедстве и сотрудничестве между~Тоссий-~~ ско й Федерапие |1_и_Корейской Народно-Демократической Респу1>~ дикой. Визит в КНДР В. В. Путина в июле 2000 г. стал первой по-ездкой руководителя России в Пхеньян за всю историю российско-корейских отношений. Оздоров_ление_с итуапии на Корейском полу- острове вре зультате _^еж корейског о с аммита в июне 2000 г. и раз- вития межкорейского диалога поставило в практическую плоскость воп рос о восстановлении железнодорожного сообщения между се-вером и югом Кореи и организации железнодорожных перевозок гру зов с юга Корейского пол уо строва в Россию, Китай и транзи- том в Европу, что весьма важно для обеспечени я интересов Рос- сии как трансевразийского «моста». Железнодорожные перевозки по этим маршрутам позволяют значительно сократить транзитное время и экономически более эффективны, чем перевозки морем. По расчетам специалистов, время в пути до Европы и расходы могут сократиться на треть. Следующим шагом стало проведение 12^13 февраля 2001 г. Министерством путей сообщения России сов местно ^ с Международным "координационным советом по транссибирским перевозкам в Сеуле презентации «Транссибирская магистраль в Х ХГвеке.Л ерспёктивы российско-корейского сотрудничества в об"' ла сти транспорта».

На фоне неопределенности отношений с Западом сближение с Китаем в начале XXI в. представляется устойчивым и неподвласт­ ным политической конъюнктуре процессом. К итай демонстрирует общие с Россией подходы ко многим международным вопросам, ак­тивно развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких ключевых областях, к ак по выше-^ ние1ГвторитётаГи роли ООН, отстаиванйе1тримата'международного права в мировых делах. Россия и Китай имеют единый взглядТю такой^ ажнейшей проблеме, как б орьба с религиозным экстремиз­мом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом. Кита й_по ддержи вает действия правительства России в Чечне. Со своей стороны Р оссийская Федерация не поддерживает "конце пцию «независимости Тайваня», высту пает против принятия Тайваня в ООН и дру гиеме ждународные организации, ч ленами которых яв-


ляются лишь суверенные государства, не намерена поставлять во­оружения Тайваню.

Ус пешно раз виваются отношения Jt'occhh и_Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отноше­ний является военное и военно- техн и ческое сотруд ни чест во. Ин­дия^ один и з круп н ейших импортер ов российского вооружения. Состоявшиеся в мае_2003 г. в акватории Инд ийского ок еана мас­штабные военно-морские учения ГВМФ России и_ВМС Индии (пер­вые в истории двух стран) ознаменовали собой новый этап в упро­чении уз стратегического партнерства двух стран. Позитивньх_тен; денции и в двус тороннем торг о во-экон омиче ском сотр удничестве: в о существлении таких круп ныхпроектов, как нефтедобыча (проект «Сахалин-1»), строительство АЭ СТКуданк улам» наТюге Индии, разведка углево дородного сы рья_ на шельф е^Бе етальског о зали-_ва, в реализации крупных перспективных проектов в металлургии, гра?кданскои~авй^дййТТтзучаются возможнбсти~расширения взаи­мовыгодного сотрудничества в новых наукоемких и высокотехно­логичных отраслях экономики, а также использования индийской задолженности на инвестиционные цели в совместные проекты.

В 2001-2002 гх-_обозначились позитивные перемены в российско-афганс!шх_ШЩЩп£Щ1ях. Когда oceHbro_19%jA_j^_Ax|^jffl£iajje..K

ВЛа^ ТИ ПРИШЛИ Та либы. Pocr-ия чдщггтя^и^тртттрннутп ПСШЩШО_И^не

стала тороп иться с их признанием. Официал^ная_^ю^зиция^ россий­ских властей основывалась на принци пе невм е шательс тва^ урегу -лйровать отношения враждующие стороны должны были без вся­к ого вмеш ательств а извне. Однако затяжной конфликт в Афга-нистане_создавал реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивал российские интересы. Под властью та­либов Афганистан превращался в центр международного террориз­ма. Отсюда на территорию южных стран СНГ шли крупные партии наркотиков, проникала опасная идеология исламского фундамента­лизма. Для России отношения с Афганистаном усугублялись еще и тем, что талибы попытались установить дипломатические отноше­ния с Чеченской Республикой Ичкерия, для чего в Кабуле в фев­рале 2000 г. были проведены переговоры с чеченской делегацией во

главе с 3, йнда^биевъм.

Позиция Москвы по отношению к правительству талибов резко уже&гочилась после событий 11 сентября 2001 г., когда террори­сты, подготовленные скрывающимся в Афганистане Бен Ладеном, t) нанесли удары по Нью-Йорку и Вашингтону, повлекшие гибель ты-


сяч мирных людей. Россия безоговорочно поддержала военную опе­ раци ю США в Афганистане, направленную н аликвидацию терро­ристической сети Бен Ладена и отс транение от власти талибов. Рос-сия заявила о полной поддержке признанного на международном уровне правительства Афганистана во главе с Бурхануддином Раб-бани. Северному альянсу, признавшему президента Раббани, Рос­сия предоставила военную, техническую и гуманитарную помощь.

В декабре 2001 г. после падения режима талибов Россия устано-вила дипломатические отношения с новым руководством Афгани- стана и приняла активное участие в междунаро дной о п ерации под эгидой ООН по оказанию гуманитарной помощи населению этой страны и восстановлению разрушенной экономики. С помощью МЧС России было возобновлено транспортное движение по тонне­лю Саланг, имеющему исключительно важное значение для эконо-мики страны. В январе 2002 г. была открыта сооруженная россий­скими специалистами понтонная переправа через реку Пяндж на таджикско-афганской границе, что позволило значительно увели­чить объемы перевозок гуманитарной помощи в Афганистан авто­мобильным транспортом. Российские компании приступили к вос­становлению объектов энергетики Афганистана. В августе 2002 г. была возобновлена деятельность торгового представительства Рос­сийской Федерации в этой стране. Практическими шагами, свиде­тельствующими о «добрых намерениях сторон», стало подписание в марте 2002 г. 17 документов о сотрудничестве в сферах дорожного и сельскохозяйственного строительства, о поставках в Афганистан автомобилей «КамАЗ», энергетического и другого оборудовани я, о строительстве на афганской земле элеваторов, восстановлении га­зопроводов^ а также взаимодействии в других областях. России^ ские властгГприветсТВовали проведёнйё~в Афганистане 11-19 июня 2002 г. чрезвычайной Лойя джирги, выборы президента Хамида Карзая путем тайного голосования и создание переходного органа. В 2003 г. Россия продолжила свое участие в процессе становле­ния мирного Афганистана, свободного от терроризма и наркоти­ков, развивая с ним политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи.

После долгих лет конкуренции и взаимной подозрительности на­метился прорыв в экономических и политических отношениях Рос­сии и Саудовской Аравии. Две ведущих нефтедобывающих стра­ны, у которых в прошлом практически не было точек соприкосно­вения, начали реальное энергетическое сотрудничество. Россия и


Саудовская Аравия совместно выступают за стабильные цены на нефть и готовы к полномасштабному сотрудничеству для дости­жения этой цели. Создан российско-саудовский деловой клуб, при­званный на постоянной основе осуществлять координацию и вза­имодействие между предпринимательскими кругами обеих стран. После финансового кризиса 1998 г. и девальвации рубля нефтя­ная промышленность России ускоренно консолидировалась. Уже в 2000 г. впервые с советских времен экспорт нефти из России начал расти. Российские нефтяные компании начали действовать жестко, открыто и по правилам, принятым на мировом нефтяном рынке. В свободной продаже появились акции, а вместе с ними и капитал для модернизации нефтедобывающего и перерабатывающего комплек­са и инвестиций в разработку новых месторождений. Благодаря потенциальному росту спроса на энергоносители в США и Азии возможность в будущем получить свою долю на рынке есть как у саудовских, так и у российских производителей нефти.

Политическое сближение России с Саудовской Аравией происхо­дит на фоне достаточно непростых американо-саудовских отноше­ний, которые переживают нечто похожее на кризис. США считают недостаточными усилия саудовских властей в борьбе с финансиро­ванием террористических группировок. Саудовская Аравия не по­желала, чтобы ее территория использовалась в качестве плацдарма для военной операции США против Ирака в 2003 г. Вместе с тем у правящих кругов Саудовской Аравии есть серьезные претензии к американской администрации, вызванные ее подходом к событиям на Ближнем Востоке. В Эр-Рияде, как и столицах других араб­ских государств, полагают, что в нынешнем конфликте США заня­ли произраильскую позицию. Политика России^хребующей вывода израильских войск с пале стинских территорий, импонирует арабам больше^ нежели америка нская.

В конце 2002 г. впервые в российской практике в Министерстве иностранных дел была .^йздана^сгки^альная группа по отслежива­нию 1]шшшия^исламсшго_ф^кшоа^а1ш1'ровую политику. Это было связ^ш^пре2КдаЖ£ШХ.Ж>др.аст^^^

~му между народны х отношений. В августе 2003 г. во время офи­циального визит^^_^Малайзию президент В.В.Путин объявил о желании России быть представленной^ вОрганизации Исламская конференция (О1Ж). Эта организация вкючает 57 стран (в том числе шесть стран СНГ) и является своего рода^миниЛЗОН для исламского мира: она имеет широкую сеть ассоциированных учре-

126:


ждений, в том числе Исламский банк развития — аналог Всемирно­
го банка, а также собственные объединения — аналоги ЮНЕСКО,
Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т. п.
Присоединение России к ОИК, пусть в качестве наблюдателя, тем
более актуально, что позиции России и государств-членов ОИК
по большинству важнейших международных проблем совпадают.
Это касается, в частности, необходимости борьбы с международ­
ным терроризмом, отстаивания и утверждения центральной роли
ООН при решении актуальных международных и региональных
проблем. Одинаковы позиции России и стран ОИК по проблеме
ближневосточного урегулирования и в отношении иракского кри­
зиса. Присоединение России к ОИК —основной организации му­
сульманско го мира — позв олит ей расширить связи с исламскими
государствами, существенно ограничив возможно стй~сторонникЬв
антироссийского курса, в том числе и в вопросах,, связанных с под­
держкой чеченского сепар атизма.__

В 2000-2003 гг.,._как_и_в_ предыдущие годы, России не удалось добиться прорыва в отношениях с Японией. Летом 2001 г. россий­ская" ст^оШГ"предложила Японии провести экспертные консуль­тации для достижения единообразного толкования 9-й CTaTbHjxm-местной" советско-японской Декларации 1956 г. Однако этот про­цесс не^привел к каким-либо позитивным сдвигам в решении про­блемы «северных территорий» и не приблизил подписание мирного договора. В свою очередь российская общественность продолжала выступать против каких-либо территориальных уступок Японии, опасаясь «ц^пшт^юакции.» — возникновения аналогичных проблем в других регионах (Калининградская_область, Карельский переше­ек). В действительности «цепная реакция» невозможна, поскольку границы с Германией и Финляндией установлены в юридическом порядке, подтверждены соответствующими международными до­кументами, а в случае с Японией таких документов (прежде всего мирного договора) по-прежнему не существует.

Активное внедрение России в Азиатско-Тихоокеанский регион, один из~^ыстро~развйвающихся регионов мира, по замысла м ро с­сийск ого руководст ва1_должно_было^дать импульсразви тию эконо- мики России, особенно в восточных районах страны. Однако заяв­ленная президентом многовекторность российской внешней поли­тики, предполагавшая равноценность западного и восточного на­правлений, не обеспечивалась реальными действиями в экономи­ке, в частности, реализацией стратегии развития районов Сибири


и Дальнего Востока. Несовершенство законодательной базы, непо­нятная иностранным партнерам налоговая система и отсутствие надежных гарантий безопасности иностранного бизнеса в России_— самые главные помехи в развитии экономического взаимодействия.

Подписано и планируется к подписанию большое количество долгосрочных проектов с Китаем, Южной Кореей, Японией, реа­лизация которых могла бы серьезно повысить экономическую роль России как фактора развития АТР. Но весь этот процесс разви­вается крайне медленно. Доля России во внешнеторговом обороте азиатских стран колеблется на уровне 1%, а доля азиатских стран" в российском экспорте составляет 15%. При этом азиатские страны проявляют интерес к России прежде всего как к стране развиваю­щейся, поставляющей сырье — сырую нефть, необработанные руды, металлолом.

Россия, заявляя о том, что она не только европейская, но и азиатская держава, до сих пор не стала членом Азиатского бан­ка и некоторых других региональных организаций, не участвует в Олимпийских азиатских играх.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия и ЕС | Россия и страны Латинской Америки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.