Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия и страны Латинской Америки

СНГ

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в но­вой концепции внешней политики было признано обеспечение со­ответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с го­сударствами-участниками Содружества задачам национальной без­опасности страны. Поставлена задача строить практические отно­шения с каждым из участников содружества с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учи­тывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспече­нии прав российских соотечественников. Исходя из концепции раз-носкоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия намерена определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в Содружестве, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности, а также развивать двусторонние отношения.

10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) пять стран Таможен­ного союза (Россия, Казах£тан_^Белоруссия, Кыргызстан и Таджи­кистан) учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАз-ЭСугЦёль новой структуры в рамках СНГ — продвижение процесса


формирова ния Таможенно го союза и единого, экономического про­странства. А в ходе фин ского са ммита СНГ (1 июня 2 001 г.) Рос-сия подписал а с государствами-участниками СНГ (за иск лючением, Украины и Туркмени стана) двусто ронние соглаше ния о свободной торговле, кот орые при их реализации могли стать опорным элемен­том со здания з оны свободной торговл и. Приоритетными продолжа­ли оставаться совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах — участниках СНГ, развитие сотрудничества в воен­но-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Первост епенной задачей в развитии двустороннего сотр удниче^, ства стало укр епление Союза Белоруссии и России к ак высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств. Но отношения с братской славянской республикой складывались непросто. Много важных документов, исторических договоров бы­ло подписано, но реального объединения т ак и не произошло. Мно­гие объективные и субъективные факторы мешали сближению двух стран: слабость и нерыночность белорусской экономики, откровен­но антизападнический внешнеполитический курс А. Г. Лукашенко, приведший к фактической международной изоляции Белоруссии, нарушение прав и свобод в республике и др. Стремление белорус­ской стороны использовать Россию в качестве экономического до­нора вызывало в Москве все большее раздражение. В 2002 г. едва ли не произошел разрыв между российским и белорусским прези­дентами по вопросу о дальнейших путях объединения.

Российско-грузинские отношения по-прежнему осложнял_ «аб­хазский син дром» (опасение Тбилисипо поводу сближения этой части Грузин ской Респ у блики с Россией и возможной пер спекти- вы ее вхождения в состав РФ). В целях активизации переговорного процесса, в марте 2003 г. в Сочи состоялась встреча президента России В. В. Путина_и президента Грузии Э! А. Шеварднадзе с уча­стием представителя Абхазии. Важным итогом встречи явились до­говоренности относительно восстановления железнодорожного со­общения" по маршрут^Сочи^^Сухуми — Тбилиси — Ереван, модер- низации~каскада «Йнгури-ГЭС», а также безопасного возвращения беженцев вТальскии~ра ^нГ Выступая в поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии, Россия продолжала играть посредническую рольв урегулировании и грузино-осетинского кон-(р^ликта. Российские миротворцы в рамках коллективных сил СНГ по поддержанию мира в Абхазии и смешанных сил по поддержанию


мира в Южной Осетии обеспечивают стабильность на максималь­но возможном уровне. Болезненным в отношениях между Москвой и_Тбилиси стал фактич еский отказ грузинской стороны сотрудни­чат ь в борьбе._с,_ч£,ченскими террористами. Российская сторона вы­ступает за усиление двустороннего взаимодействия в борьбе с на­ходящимися на территории Грузии чеченскими террористами и их. пособниками. Однако Тбилиси пока не проявляет должной актив­ности в этой сфере взаимоотношений. В 2000-2002 гг. регулярные «заморозки» на российско-грузинской почве неизменно сменялись очередной «оттепелью» при личных встречах Э. А. Шеварнадзе с В. В.Путиным.

В ноябре 2003 г. в Грузии произошла «бархатная револю- ция» — бескровная сме н^тстиГ23~НШ[6ря поДТлотцнывд-давлени-ем оппозиции, захватившей канцелярию президента и парламент, Э. АГШеварнадзе Ьыл вынужден уйти~в отставку. "Уход с полити-ческоЙ"Й1ё1ш~бёссменногб"лйдера 1 'рузшГдал "новый повод для бес­покойства. Восстановление управляемости в Грузии требовало от Тбилиси поиска устойчивой модели отношений не только с Абха­зией и Южной Осетией, но и с Аджарией, руководство которой заявило о бойкоте назначенных на 4 января 2004 г. президентских выборов. Перед Россией в отношении Грузии теперь стоят две взаи­моисключающих друг друга задачи: с одной стороны, не допустить распада соседнего государства, с другой — сохранить дружествен­ные отношения с Аджарией, Абхазией и Южной Осетией.

В 2000-2003 гг. Россия продолжала терять_свои_позиции в неко­торых постсоветских странах. После размещения войск США_в рес-публиках_Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан) России были даны гарантии того, что это присутствие будет исключит ельно вре­ менным и завертится с окончание м контртеррористической опера-гдий в Афга ниста не. Однако основная фаза операции миновала, си-ту^щго^1^Афганисяч^^

риканских военнослужащих не сократилось. Вслед^за Средней Ази­ей настал~черед Грузии, \3 _2Ш2[г. в эту республику прибы ла г руппа американских специалистов для подготовки офицерских кадров и планирЪвани^~шшггеррористическоЙ операции в Панкисском уще­лье.

Озабоченность российского руководства вызывает продолжаю­
щийся oTTOjCj3yj^cj<OH3M4HOTOj^ зарубе-
к _жья. Приздщы этого разные: социально-экономические трудности,
сложнос ти с трудоустройством, получением образования на рус-


ском языке, сокр ащ ение теле- и радиовещания на русском языке
и т.д. В резуль тате, на пример,, и з Киргизии в 20 00"г. выехало око-
"жГ20 тыс. чел овек, а в 2001 г. — уже 25 тыс. С 1989 по 2002 г. по
причи нам социально-экономичес к ого хар актера число этнических
россиян, проживающих в Армении, сократилось с 51 до ПРгыс.
человек. ~

В начале ХХТ в. еложидась^ благоприятная обс тан овка для раз­ в ития отношений России с Арменией, Украиной и Казахстано м. Взяимол^йгтт шр Роггии гт Ар мрнии особенно динамично развивает-cg_ g пол итической и военной областях. По большинству ключевых международн ых проблем позиции Р оссии и Армен ии совпадают л и-бо близки. Ереван под держивает меры, предпринимаемые Россией по наведению конституционного порядка в Чечне. Россия как са­мостоятельно, так и в рамках Сопредседательства Минской груп­пы ОБСЕ (совместно с США и Францией) прод олжае т_ участвова ть в п олитическом разреш е нии на горн о-карабахского конфликта. Ар­мения, будучи одним из наиболее активных участников Договора о коллективной безопасности, выступает за наращивание сотруд­ничества в деле укрепления СНГ. Россия и_Ар_мения тесно взаи­модействуют и в рамках Антитеррористического центра Содруже­ства, совмест но осущ ествля ют охрану армянского участка внешней границы СНГ, в связи pjrg^_g-A рлтрттми^дисл оцируется росс ийская пограничная группа. В Армении же располагается 102-я российская военна я~~б аз а."~~~

Вместе с тем развитие торгово-экономических отношений Рос­сии с Арменией продолжает отставать от высокого уровня полити­ческого взаимодействия между обеими странами. Факторами, тор­мозящими развитие двустороннего сотрудничества, являются раз­личия в законодательстве, а также режиме инвестиций, налоговых льгот, тарифов и т. д. Сотрудничество сдерживается, кроме того, транспортной блокадой со стороны Турции и Азербайджана и раз­рывом в начале 1990-х гг. прежних кооперационных связей в про­мышленности. Тем не менее Россия продол жает остават ы^веду^ щим торго вым п артнедомАрмении, заним ая первое место по о бъ-емам прямых инвес тиций в ее экономику ^

ТТоитога^м визита ВЛЗ. Путина в Ереван в сентябре 2001 г. был подписан российско- армянский Договор о дол госрочном экон омик чес^^^тотруд^ичес1^е_^1апериод_ до 2010 г. 1 7^поля 2002 г. в Ере­ване подписано российско-армянское сог лашение о порядке пога­шения государственного долга_Ар_ме нии (98,3 млеГдолл-У^в имуще-


ственной форме. В 2003 г. Армения передала Российской Федера­ции в собственность ряд предприятий (среди них завод «Марс», Разданская ТЭС). Россия занимает ключевые позиции в топлив­но-энергетическом комплексе Армении. Пущенный с ее помощью и работающий на российском топливе энергоблок Армянской АЭС вырабатывает до 40% потребляемой в республике электроэнергии. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Ка­захстан носят стратегический характер, отличаются интенсивно­стью и солидной договорно-правовой базой. Особенно важно тесное взаимодействие в рамках СНГ, Договора о коллективной безопас­ности и ЕврАзЭС, а также в Шанхайской организации сотрудни­чества. Во внешнеэк^нош1Ч£РШ2^£влзях^Е!оссии_с государствами СНГ Каз ахст ан ^з анимае т тре тье место (после Украины и Бело­руссии). В структуре российского экспорта в Казахстан увеличи­лась доля готовых изделий. Ведущее место принадлежит продук­ции топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Уве­личился объем поставок из Казахстана в Россию сырьевых товаров, включая энергоносители и черные металлы, а также зерновые и другую сельхозпродукцию. Успешно.развивается и инвестиционное сотрудничество, представленное в основном деятельностью пред­приятий соучастием российского капитала. Ведется работа по со­зданию совместного предприятия с участием РАО ЕЭС России на базе Экибастузской ГРЭС-2. Компания «Башнефть» приступила к буровым работам на юге Актюбинской области, став второй по­сле «Лукойла» российской компанией в нефтегазовом секторе Ка­захстана. Заметно активизировалась деятельность в Казахстане и российских автомобильных заводов —как по поставкам автомоби­лей, так и по расширению сборочного производства на местных сов­местных предприятиях. В ноябре 2001 г. завершена реализация ин­вестиционного проекта Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью 2,6 млрд долл. Договорно-правовая база двусторонних отношений в 2001 г. пополнилась межправительственными согла­шениями о сотрудничестве в газовой отрасли, а также о порядке и форме возмещения товарами части арендной платы за использо­вание российской стороной космодрома Байконур. Продолжаются российско-казахстанские консультации по правовому статусу Кас­пийского моря и международно-правовому оформлению 7,5 тыс. км государственной границы между двумя странами. Согласованы ли­ния границы и ее описание на отрезке протяженностью 4,5 тыс. км. В последние годы заметно активизировались культур но- гуманитар-


ные связи России с Казахстаном, в котором проживают 4,3 млн этнических русских.

Главным успехом российско-украинских отношений стало раз­витие прагматического взаимовыгодного сотрудничества с Украи­ной, нацеленного на установление с этой страной отношений стра­тегического партнерства. Припритр.т^^^глтйгкг^-у кряингки-х пт -ношениях отдается развити ю торгово- э кономического взаимодей­ствия. У^аиш^галяетсяодним из основных торговых партнеров России, занимая четвертое местопо~~ЬЬъемам~торговых операций в ее торговом обороте, уступая Германии, Белору ссии, Италии. Дл я Укр1шны_же Россия — ведущий партнер. Особую значимость в тор­гово-экономическом взаимодействии имела договоренность прези­дентов России и Украины и подписание 7 октября 2002 г. в ее разви­тие докумен тов о стратегическом сотрудни честве в не фте-газ овой промышленности и о создании консорциума по управлению газо-транспортн ой системой Украин ы_и_р^1з витию этой системы. Спо-собствовало укреплению торгово-экономического взаимодействия присоединение Украины к деятельности ЕврАзЭС в качестве на­блюдателя. Начался консультативный процесс по согласованию с Украиной позиций при вступлении в ВТО. 28 января 2003 г. в Кие­ве президент Российской Федерации В. В. Путин и президент Укр а­ин ы Л-Д Жучма подписали Договор о российско-украин ской госу-

пя.ртгрннпй" гряттишТ Тя.ким пАря^пм, "бы?! -чяврртттртт дттитр.ттЬНЫй

про цесс д ели митации сухопутного уч астка росси й ско-украинско й гр аницы.

К числу нерешенных вопросов российско-украинских отнош е-ний относится ггрежде, в^ег^ж_ур«утфав^нах^шоб^1е^а_^<1гуле: вого_вари^нта»_;^_Украина до сихпор _не ратифицировала Согла-шение_от__9_лекабря_199_4_гмЛ1Р-еду_смат£ива1Ощее переда чу Рос сии обязательств и прав по внешнему долгу и активам бывшего СССР. К числу достаточно сложных вопросов российско-украинских отно­шений, по которым не завершился переговорный процесс, относятся вопросы правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и ра зграничения м орских пространств в Черном море. Это и яви-лось^сновн ой при чиной ситуации, возникшей осенью 2003 г. вокруг со бытий на о-ве Т узлаГЦ'ходе состоявшихся 30 октября 2003 г. в Йиеве:переговоров министров иностранных дел России и Украины в соответствии с поручением руководства двух государств было ре­шено форсировать переговорный процесс и создать соответствую­щие рабочие группы, которые займутся подготовкой двусторонних


соглашений по сотрудничеству в акваториях Азовского моря и Кер­ченского пролива (судоходство, рыболовство, природопользование, исследования морского дна, экология и т.д.).

В начале XXI в. заметно оживились связи России с государ­ствами Центральной Америки. Некая пауза (1990-х гг.) объясня­ется объективными причинами, включая и те процессы, которые шли в самих центрально-американских государствах, испытывав­ших трудности в достижении экономической и политической ста­бильности. В России в те годы также шли сложные процессы: созда­вались рыночные экономические структуры, формировались новые институты политической власти, менялись приоритеты во внешней политике. Сегодня в Латинской Америке в целом идут позитивные процессы: наблюдается тенденция к устойчивому экономическому развитию и укреплению внутриполитической стабильности, посте­пенно осуществляется переход от многолетних внутренних воору­женных конфликтов к демократическому развитию. Все это делает привлекательным латиноамериканский регион с точки зрения раз­вития межгосударственных отношений во многих направлениях — торгово-экономическом, политическом, гуманитарном и. т. д.

В настоящее время Россия поддерживает отношения с 30 из 33 стра н ЛатинскоЙ^Аме рикии Kap jH6cKoro_6accejBHa. Российско-ла­тиноамериканский диалог достиг высокого уровня взаимопонима­ния. Позиции близки или сближаются по таким принципиальным вопросам, как верховенство международного права, зашита нацио­нального суверенитета, центральная роль ООН в современной ар­хитектуре мира. Находится на стадии проработки документ о по­литическом диалоге России с центральноамериканской интеграци­онной системой. Готовится протокол о политических консультаци­ях с такой влиятельной организацией, как Карибское сообщество (КАРИКОМ). В повестке дня стоит развитие отношений с Общим рынком Южного конуса (МБРКОСУР) —одной из ведущих эконо­мических группировок Южной Америки. В декабре 2003 г. министр иностранных дел России И. С. Иванов принял участие в саммите МЕРКОСУР в Уругвае.

Россия и государства Латинской Америки проявляют все боль­ше внимания к развитию связей в материально-хозяйственной сфе­ре. П£^)бъему_тс>р_грво-экономических отношений в группу ведущих \


российских партнеров в Л атинской Америке входят Аргент ина, Чи-^шГ Бразилия и др. Первостепенное значение п ридается сотруд ниче­ ству в газо- и нефтедобыче, э лектро энергетике, военно-технических OTpac^Hx^jKOHBepcHOHHOM производстве, геологоразведке, машино­строении, добыче драгоценных металлов, металлургии, тр"анспорте, сельском хозяйстве, пищевой промышленности.

Получили развитие культурные и научно-технические связи. В сентябре 2000 г. в Буэнос-Айресе открылся аргентинско-россий-ский Институт культуры. Студентам и аспирантам из многих стран Латинской Америки предоставляются стипендии для обучения в российских вузах. Развивается сотрудничество в сфере исследова­ния им ирного использования космического^ пюстранства. В авгу­сте 1996 г. с космодрома Плесецк был выведен на орбиту созданный в аргентинской провинции Кордоба искусственный спутник земли. 10 июля 1998 г. с космодрома Байконур был осуществлен запуск чи­лийского спутника «ФАСат-Браво». Российская сторона регулярно с 1994 г. участвует в проводимом в Сантьяго (Чили) аэрокосми­ческом салоне «Фидае». Налажено взаимодействие между россий­скими и чилийскими антарктическими станциями. На территории Боливии в г. Тариха работает российско-боливийская астрономиче­ская обсерватория.


ГЛАВА III. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

в КОНЦЕ XX —НАЧАЛЕ XXI в.

Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых разногласий в российском обществе. Диапазон предлагаемых вариантов был чрезвычайно широк — от следования западным образцам до отстаивания изоляционизма. С одной сто­роны, российская культура оказалась свободна для творчества, от­крыта для мировой культуры, она интенсивно осваивала все худо­жественные стили и формы, все эстетические течения, существу­ющие в мировой культуре, деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международные конкурсы, с другой стороны, с переходом к ры­ночным отношениям роль регулятора творческого процесса пере­шла к потребителю художественных ценностей — зрителю, читате­лю, слушателю. Потребление культуры стало одной из составных частей «потребительской корзины» в российском обществе. А это неизбежно вело к коммерциализации искусства, его ориентации на массового потребителя. К тому же, находясь «внутри» своего вре­мени, людям трудно, почти невозможно, определить, какие факты современной культурной жизни важны, определяют магистральное направление развития культуры, а какие безвозвратно уйдут в про­шлое в силу своей малозначительности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восточное направление внешней политики | Государствои культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.