Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неоплатонизм

Скептицизм.

Скептицизм - идейное те­чение, возникшее в. конце IV в. до н.э. в античной философии. Его основатель - Пиррон из Элиды. Поучая, он не писал трак­татов, так как считал, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения - и отрицания­ чего-либо, и утверждения. Во II в. до н. э. скептицизм как условие свободы в суждениях отстаивали философы платоновской Акаде­мии. Позже (I в. до н. э.) идеи скептицизма систематизировал Энесидем в «Восьми книгах Пир­роновых речей». Он сформулиро­вал 10 тропов (опровержений), отрицающих достоверное зна­ние. Наиболее полное представ­ление об античном скептицизме дают трактаты древнегреческого философа Секста Эмпирика (ко­нец II - начало III в. н.э.). Он противопоставляет скептицизм догматизму ученых, претендую­щих на безусловно истинное зна­ние, и агностицизму тех, кто от­рицает необходимость исследова­ния, познания. В соответствии со сложившейся традицией Секст считает что всякое познание субъективно, т. е. зависит от того, как мы смотрим на вещи, и поэто­му утверждает, что мы можем до­стигать не достоверного, а только правдоподобного, соответствую­щего нашим пристрастиям знания.

 

Неоплатонизм – последний этап развития античного платонизма (III – VI вв.). Основоположником неоплатонизма был Плотин, учившийся в Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно. Лекции же самого Плотина («Эннеады») были изданы его учеником Порфирием. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Идеализм Плато­на заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал их про­тиворечивым сочетанием. Учение же Плотина является последова­тельной системой объективного идеализма. С точки зрения неопла­тонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими уси­лиями человеческой мысли. Убе­диться в бытии Единого возможно только на путях апофатической (от­рицательной) теологии. Вместе с тем Единое уподобляется Солнцу и мыслится извечным источником эманации (истечения, излучения), посредством которой возникают все менее совершенные и общие, все бо­лее множественные и телесные сфе­ры бытия. Второй ступенью эмана­ции становится Ум. Ум раздваивает­ся на объект (само Единое) и субъ­ект (собственно Ум), заключающий в себе совокупность платоновских идей. Третья ступень эманации – Мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичных ве­щей. Результатом полного угасания творческого процесса эманации ос­тается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральная противопо­ложность ослепительному свету ­– Единому. Так нарисована схема любой системы объективного идеализма - «развитие вспять», от абстрактного к конкретному. Плотин и Порфирий образовали Римскую школу неоплатонизма, а в дальнейшем существовали си­рийская (Ямвлих, IV в.), алексан­дрийская (Гипатия, Иоанн Филопон и др. V в.) и афинская (Прокл, V в.). Последняя была закрыта декретом византийского импера­тора Юстиниана в 529 г., что при­нято считать символической да­той кончины античной филосо­фии.

 

 

Лекция № 9.

Тема: Философия Средневековья. Общая характеристика. Принципы патристики и схоластики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стоицизм | Общая характеристика философии Средневековья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.