Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика философии Средневековья

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V в. до эпохи Возрождения (XIV—XV вв.).

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 г. н. э), когда варварами был свергнут последний римский император. Однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует установка, характерная для античной философии, с точки зрения которой началом всего является природа. В средневековой философии же реальностью, определяющей все сущее был Бог.

Естественно, переход от одного типа мышления к другому происходил постепенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I—IV вв н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.

Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Философия, сложившаяся в этот период, формировалась под влиянием двух культурных векторов той эпохи: древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции, и Священное писание, которое определило религиозную (христианскую) направленность средневековой философии.

Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н. э. в Палестине. Тесная связь с иудаизмом — важная предпосылка понимания сущности данной религии. С одной стороны, христианство изначально родственно иудаизму (первая часть Библии — Ветхий завет — священная книга как иудеев, так и христиан), с другой стороны — является результатом пересмотра некоторых важных для национальной религии евреев положений (так, вторая часть Библии — Новый завет — признается исключительно христианами). Распространившись первоначально среди евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования распространилось по всей территории Римской империи.

Следует отметить тот факт, что “успех” христианства вызван отчасти вполне объективными обстоятельствами. Его возникновение и распространение пришлось на эпоху глубокого кризиса античной (греко-римской) цивилизации, разложения и упадка ее основных ценностей. Новая религия привлекала тех, кто разочаровался в римском общественном устройстве. Христианство смогло предложить своим адептам путь внутреннего спасения: уход от греховного мира в себя, заглянуть внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляя аскетизм, а высокомерию и тщеславию “сильных мира сего” — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявляется свойственный христианству универсализм: разброшенные по свету общины и просто верующие ощущали единство, причастность к Богу вне зависимости от того, какой они национальности и социального статуса: христианство провозгласило равенство перед Богом всех верующих и предопределило дальнейшее свое развитие как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Средневековая философия, сформировавшаяся в рамках религиозного христианского учения, не всегда была “служанкой” теологии, каковой ее хотели сделать некоторые представители церкви, тем не менее философия на данном этапе находилась под исключительным влиянием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.

Для средневековой философии характерен такой тип философского мировоззрения, как теоцентризм (греч. theos — “Бог”) — понимание мира, для которого характерно признание Бога в качестве источника и причины всего сущего; Бог одновременно и центр мироздания и активное, творящее его начало. Теоцентризм как тип философского мировоззрения распространяется не только на онтологию, но и на теорию познания: на высшую ступень в системе знания помещается теология, следом за ней “служанка теологии” философия, а затем уже — различные частные и прикладные науки.

Христианство несколько пересматривает и развивает имевшуюся в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Весь окружающий мир является его творением, созданием свободного акта божественной воли. Центральные догматы христианства: догмат о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому Бог — есть единство трех “ипостасей”, или лиц — Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и Святого Духа (животворящего принципа). Сын “рождается” от Отца, Святой Дух “исходит” от Отца. При этом все три ипостаси “равночестны”, т. е. равны по достоинству.

Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение обозначается термином креационизм (creatio — “творю, создаю”) и является одной из характерных черт средневековой философии.

Догмат о творении характеризует коренной пересмотр проблемы первоначала: если для античной философии было характерно рассмотрение начала как природного, то в средневековой философии оно оказывается сверхприродным. Если в античной философии боги были тесно слиты с природой, то в христианстве Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным (трансцендентное — выходящее за рамки чувственного опыта, эмпирического познания мира) Богом. Природа и космос отныне не воспринимаются как активное творческое, становятся неодушевленным, их в этом смысле заменяет Бог.

Еще одной существенной чертой средневековой философии и культуры в целом был провиденциализм (лат. providentia — “провидение”) — понимание истории как проявления божественной воли, как осуществления заранее продуманного божественного плана, целью которого является спасение человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неоплатонизм | Основные библейские идеи философского значения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.