Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные библейские идеи философского значения

Греческое слово «Библиа» означает «книги», они составля­ют Ветхий и Новый Заветы. Завет - это договор Бога с родом человеческим. Основные библейские идеи философ­ской значимости:

1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз­начает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только хри­стианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Ка­ков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари­стотель называли божественными космос, звезды, т.е. нелич­ностное. В Библии божественным является только сам Бог. Мо­нотеизм - это результат более глубокого, чем в античности, по­нимания субъективного.

2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «Бог» переводится как Теос). В соответствии с принципа­ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв­лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не те­оцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало.

3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм - уче­ние о сотворении мира Богом из ничто. В философии не счита­ют, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме филосо­фы ценят развитие идеи творения, творчества. Демиург Плато­на - мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не тво­рит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь.

4. Вера. Библия возвышает веру над интеллектом, в то вре­мя как в античности разум сводился к интеллекту, который счи­тался враждебным вере. Вера - слово итальянских корней и буквально означает «то, что обеспечивает истину». Веры бы­вают разные, в том числе и несостоятельные. Для нас важны сей­час не различия в вере, а сам факт их наличия, необходимость их философского осмысления. Каждый человек верит, он что-то считает истинным. Вера - это личностное самоопределение че­ловека, составная часть его внутреннего мира. Именно средне­вековая философия впервые разработала проблема тику веры.

5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за­веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб­ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа, что добро совершается посредством интел­лекта и только. Христианство открыло горизонт воли.

6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что мо­ральный закон - это закон самой природы, который и на сто­роне бога и человека выступает как добродетель. Христианство учит, что моральный закон дает Бог, человек ответственен перед Богом. Христианская этика - это по преимуществу эти­ка долга перед Богом.

7. Совесть. Нравственность самого человека есть прежде все­го совесть. Совесть - это познание, сопровождающее связь че­ловека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово совесть не встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Вет­хий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет - после. Мы приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть - это новое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою гре­ховность, а значит, и пути ее преодоления.

8. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла, «медь зве­нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные- ценности христианства - веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато­на любовь - это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь - это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших».

9. Надежда и провидение. Надежда - это всегда ожидание, упование на будущее, это переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо­гут повториться. Средневековая концепция времени - это пере­ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес­са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени­ем выступают и надежда и провидение, понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе­ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее, чем античное.

10. Духовность человека. Человек обладает не двумя измере­ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность - прича­стность к божественному посредством веры, надежды и любви.

11. Символизм. Символ - это намек на единство. Символизм ­это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает буквально каждую страницу Библии, каждую притчу и аналогию.

Символизм, конечно же, не был чужд и античности, доста­точно вспомнить, как философы стремились разглядеть в мате­риальных вещах идеи. Но только в средневековье символизм ста­новится широко распространенным способом постижения дейст­вительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем самым он учился распознавать отношения. Действительно, если «А» указывает на «В», то это означает, что «А» и «В» находятся в опре­деленном отношении.

Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христи­анстве философии? В развитии личностного начала. Она предста­вила новый образ человека, который во многих отношениях превосходил античные представления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика философии Средневековья | Периодизация средневековой философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.