Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12.Лидерство и руководство в организации

 

Современная организация – это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Проблема управления человеческими ресурсами организации.

Функции руководства,которые выполняют следующие основные функции:

- выработка общего плана действий всей организации;

- координация всех подразделений управления;

- воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей;

- подбор кадров на различные участки управления.

Функции руководства реализует руководитель и выделяют два основных типа: линейные и функциональные. По занимаемому в управленческой иерархии уровню руководители составляют 3 звена: первичное, среднее и высшее. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положения руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Сумма полномочий которыми обладает руководитель называется властью руководителя. Функции собственника четко отделены от функции управления.

Влияние,которое имеет руководитель принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями и его отношениями с руководителями разного уровня управления. Неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять.

Стили руководства. Совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности, их определенное сочетание называется стилем руководства. Принято делить руководителей на автократов и демократов. Выделяют 5 стилей руководства по отношению в них проблем человека и проблем руководства:

- невмешательство;

- теплая компания

- производство

- золотая середина

- команда.

Имидж руководителя. Для менеджера важны такие аспекты имиджа:

- имидж продукции;

- имидж самой организации;

- имидж руководителя, менеджера, работника.

Имидж –это правильный выбор модели поведения. Выбор модели социального поведения личности может различен. Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления. Имиджмейкеры выделяют 3 составляющие имиджа руководителя - личное обаяние;

- нравственные характеристики – коммуникабельность, симпатичность – способность к сопереживанию, рефлексивность – способность понять другого, красноречивость – способность воздействовать словом.

- техника самопрезентации – умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт.

Высший стиль руководства – лидерство. Лидерство можно определить как способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти. В деятельности руководителя большое значение имеет подход называемый – групповой динамикой.

По размерам различают большие и малые группы. По времени деятельности группы бывают формальные и неформальные, постоянные и переменные. Существуют 3 типа формальных групп:

- командная группа, члены команды единодушны. в команде есть взаимозаменяемость;

- производственная или целевая группа (рабочая группа);

- комитеты – группа, состав которых определен другими группами, которые могут быть временными и постоянными.

Очень важный момент – коммуникация в группе – это основа структуры группы, показатель физической и социальной близости людей. В зависимости от конкретных задач возможны следующие варианты коммуникации в группе: цепочка, звезда, круг, неполная сетка, паутина.

Неформальная группа – это группа, в которой межличностные и межгрупповые связи не закреплены в документах. Правовое положение в группе называется статусом. Статус раскрывается в наборе ролей, которые играет работник в группе. Роль – это поведение человека, связанное с выполнением им той или иной деятельности. Роли которые выполняет человек в группе делятся на целевые и поддерживающие.

Этика поведения – учение о нормах поведения. В деловыеотношениях соблюдайте субординацию, означающую, что каждый ведет себя в соответствии с занимаемой должностью и служебным положением. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным. Излишняя доступность не способствуют созданию деловой обстановки.

Внешний облик, манеры, деловая переписка, культура телефонного разговора, деловой протокол, деловые подарки.

 

 

 

Тема 13.управление конфликтами в организации

 

Понятие конфликта. Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых интересов и элемент человеческой деятельности и существования.

Причины конфликтов бывают объективные и субъективные. Конфликты выполняют не только отрицательную но и положительную роль. Конфликты возникают тогда, когда противоречия обостряются. Конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конфликта, т.е. причины из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Участников конфликта называют оппонентами или соперниками.

Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, характеристика которой называется рангом оппонента. Оппонентом первого ранга называют человека выступающего от собственного имени и преследующего личностные цели. Оппонентом второго ранга называют личность, преследующую групповые цели, оппонентами третьего ранга – структуры организации.

Началом конфликта является инцидент, т.е. действие направленное на создание конфликта. Инцидент может возникнуть случайно,а конфликтная ситуация может создаваться преднамеренно. У каждого оппонента помимо объективных обстоятельств существует и своя внутренняя причина – предмет конфликта. Внутренняя причина (предмет конфликта) отличается от объекта конфликта тем, что объект по отношению к оппонентам выступает как внешние разногласия и противоречия. В конфликте важны не слова, а намерения от которых зависит протекание конфликта, поведение участников конфликта и способы их действия. Важный элемент конфликта составляет психологический барьер, которые могут быть внутренними и внешними. Решиться на что –то и действовать – значит преодолеть барьер.

Виды конфликтов и технология их разрешения. Выделяют 4 основных вида конфликтов:

-внутриличностный конфликт возникает в силу того,что требования организации не совпадают с личностными требованиями или когда к личности предъявляют противоречивые требования;

-межличностный конфликт, психологическое столкновение людей с разными взглядами, темпераментом и ценностями. Конфликты делятся на горизонтальные и вертикальные;

-конфликт между личностью и группой, когда личность имеет интересы и позиции отличные от интересов всей группы;

межгрупповые конфликты.

По скорости протекания конфликты делятся на быстротечные и затяжные. Быстротечные конфликты: остродинамичными – опасными для жизни и динамичными – опасными для здоровья. Затяжные конфликты делятся на остростатичные – опасные для психологического состояния и статичные – снижающие активность личности.

Способы разрешения конфликтов. В любом конфликте необходимо четко выделить стратегию и тактику разрешения конфликтов. Стратегия определяется содержанием самого конфликта и его восприятием. В стратегииразрешения конфликтов необходимо выделить следующие моменты:

- уклонение от конфликта, если цель не очень важна;

- доминирование, если цель важна и первостепенна;

- капитулянство. отношения в коллективе важнее целей соперников.

В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:

-поддержание статуса- кво, применяется для выигрыша времени, тактика союзников. тактика накапливания информации;

-доминирование,применяется при необходимости быстрого реагирования когда руководитель свою точку зрения считает единственно правильной;

-компромисс, когда обе стороны убеждены, что сближение возможно, путем взаимных уступок – обе стороны ощущают свою выгоду, уступок по незначительным вопросам, сотрудничества – конфликтующие стороны желают мирного исхода.

Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны. Главная задача» войти» в конфликт и разрешить его, используя разные методы.

Стрессы, которые определяются как давление, напряжение иотносятся к к обязательным компонентам человеческой деятельности. В зависимости от вида и характера стрессы бывают: физиологические –накапливание критической массы усталости от стрессовых ситуаций, результат физического стресса и психологические стрессы. Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, а эмоциональные стрессы – в ситуациях угрозы, опасности и обиды. Стрессы оказывают как положительное так и отрицательное влияние. Два основных подхода к управлению стрессами:

- внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов. Необходимо оценивать способности, потребности, склонности работников, четко определять зону полномочий и ответственности, использовать двухстороннюю коммуникацию и т.д.

- принимать конкретные меры индивидуального характера и разрабатывать программы по нейтрализации стрессов.

 

Тема 14. Эффективность менеджмента в организации

 

В данной темы рассмотрим конспективно следующие вопросы: сущность эффективности управления и основные факторы эффективности,критерии и показатели эффективности управления, учет факторов внешней среды при оценке эффективности, социальная ответственность и структурные завоевания общественного доверия организации, влияниекультуры на организационную эффективность.

Сущность эффективности управления. Для собственника важно не только расходование ресурсов для управления, но и то насколько управление дает стратегическое преимущество предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность и поддерживает общественную значимость организации. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровеньэффективности управления объекта. Проблема эффективности управления –составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

- управленческого потенциала.т.е. совокупности всех ресурсов которыми располагает и использует система управления и выступает в материальной и интеллектуальной формах.

- затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

- характера управленческого труда;

- эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

Эффективность управления -один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затрат на их достижение. Адекватными содержанию и формам проявления эффективности является группа показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при которой соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов и инвестиций. Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными – э/ эффект и качественными показателями – соц/ эффект.

Количественные показатели деятельности системы управления включают комплекс трудовых показателей – экономии живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления), финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление), показатели экономии времени (сокращение продолжительности цикла управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).Особое значение имеют показатели социальной эффективности.

Экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования «от 31 марта 1994г (номер 7-12/ 47). При оценке эффективности инвестиционных проектов применяется: коммерческая (финансовая) эффективность, бюджетная эффективность, экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостные измерения. Соотнесение затрат и результатов от их осуществления. Дисконтирование показателей так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.

Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. Абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производствам с фактическим значением его использования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11 .Социофакторы и этика менеджмента | Экономические методы и их реализация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.