Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 6. - Современные тенденции в развитии организаций. Новые формы интеграции организаций

Характеристика базовых моделей организаций

Общие замечания

Слайд 5. - Базовые модели организаций

Модель – это упрощённое описание организации, дающее достоверное представление о свойствах и связях изучаемых явлений.

В своем развитии организации прошли несколько этапов, различающихся по представлению:

1. об их сущностных чертах;

2. о взаимоотношениях с внешней средой и обществом в целом;

3. о роли и функциях управлениях.

Наименование модели Концепция организации Главная функция управления Параметры эффективности
Механистическая модель 1. организация -закрытая система 2. организация – механизм, представляющий собой комбинацию основных факторов производства – средств производства, рабочей силы, сырья, материалов 3. рациональная бюрократия. Оперативное управление производством, оптимизирующее структуру производственных факторов. Соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов.
Модель, ориентированная на человеческие ресурсы 1. закрытая система 2. коллектив людей 3. разделение труда 4. кооперация труда 1. организация и управление персоналом 2. управление внутренними процессами. Использование человеческих ресурсов: производительность труда, моральный климат, социальный климат и др.
Системная модель 1. открытая система 2. организация как составная часть среды 3. взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды. 1. стратегическое управление 2. управление входными ресурсами 1. способность получать необходимые ресурсы из внешней среды 2. сравнение результатов работы со стратегическими целями.
Модель организации как общественного института 1. открытая система 2. общественный институт 3. взаимосвязь интересов разных групп 1. Стратегия ограниченной оптимизации 2. балансирование интересов групп 3. укрепление позиций в обществе.   Степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов.

Новые типы организаций*:

- эдхократические;

- многомерные;

- партисипативные;

- предпринимательские;

- ориентированные на рынок;

- другие.

* См. – Виханский О.С., Наумов А..И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006 (2008). – 670с.: ил., Глава 10, п. 4. Новое в типах организаций.

Слайд 7. - Новые формы интеграции организаций*:

- холдинги;

- ассоциации;

- сбытовые организации;

- ФПГ;

- предпринимательские сети и союзы;

- виртуальные организации.

* См. - Модульная программа для менеджеров. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров: Модуль 2. Организация и её деловая среда, Учебный элемент 7. Современные взгляды на организацию и её деловую среду.

Модульная программа для менеджеров. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров: Модуль 3 Общее управление организацией: принципы и процессы, учебный элемент 2, п. 2.3.3. Интеграция организаций.

Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Раздел 3, глава 8, п. 8.3. Современные формы и модели организаций. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб и доп.- М.: ИНФРА-М, 2005 (2010). – 714с. – (Высшее образование), Глава 1.2, п. 1.2.5. Интеграция организаций.


Слайд 8. – Внутренняя среда организации: определение и роль

 

Внутренняя среда обуславливает условия функционирования организации. Она формируется под воздействием решений, принимаемых руководством организации, и определяет уровень эффективности деятельности организации; является источником жизненной силы организации. Внутренняя среда заключает в себе потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внутренняя среда представляет собой ситуационные факторы внутри организации. Состав внутренних переменных представлен на следующих слайдах.

 

Слайд 9. – Подходы к выделению факторов внутренней среды

1. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури относят к внутренней среде организации:

- цели;

- структура;

- задачи;

- технология;

- люди.

2. А. К. Семёнов, В. И. Набоков:

- структура;

- внутриорганизационные процессы (в их числе такие функциональные процессы как: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаунтинг – учёт и анализ хозяйственной деятельности);

- технология;

- кадры;

- организационная культура.

3. А.К. Казанцев, В. С. Кабаков, А. А. Николенко, А. В. Пужаев, Л.С. Серова:

- технология;

- цели;

- материально-технические ресурсы;

- структура;

- люди;

- культура организации.

4. Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий предлагают несколько классификаций факторов внутренней среды. При этом они справедливо полагают: «Классификация, если она принята исследователем как верная, служит основанием к выделению и оценке полноты предлагаемой системы факторов, поэтому она достаточна важна в теоретическом и практическом смысле» - Теория управления: Учебник /Под ред. Ю.В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., с. 176.

Предложения названных выше авторов:

4. 1. Группирование факторов внутренней среды, основанное на системном и ситуационном подходах, -отраженотаблице 1.

Таблица 1. Группировка факторов внутренней среды организации

Группа Наименование фактора
Наличие общих целей Цели, совместные ценности
Преобразование ресурсов Персонал, технология, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы
Зависимость организации от внешней среды Стиль организации, стратегия
Разделение труда Навыки персонала, задачи
Образование подразделений Структура
Необходимость и наличие управляющего органа Власть
Прочие Культура организации

 

4.2. Деление факторов внутренней среды на объективные (структура, цели, задачи, технология, финансовая и информационная системы, стратегия, бизнес-процессы и персонал) и субъективные (совместные ценности, стиль организации, навыки персонала, власть, культуру организации и некоторые другие параметры), основываясь на том, что организация представляет собой социотехническую систему.

4.3. Рассматривая организацию как преобразующую систему, считают возможным разделить все факторы внутренней среды на три группы: вход (ресурсы), выход (результаты), процесс преобразования (производство).

5. А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. С. Соломатин – внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производство продукции, услуг):

- структура (организации);

- ресурсы;

- культура организации.

См.: Семёнов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. – 7-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 575с., Глава 4, п. 4.4. Внутренняя и внешняя среда организаций.

Основы менеджмента = Management: Перевод с английского / Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури, Франклин, Акад. нар.хоз-ва при Правит. Рос.Фед; высш. шк. межд. бизнеса - М: Дело, 2004 и последуюшие издания - 799 с: ил. – (Зарубеж. экономический учеб.) – Глава 3. Внутренняя среда организации

Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 608с.: ил., раздел 3, глава 9. Внутренняя среда организаций и её проектирование.

Управление организацией: учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. С. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2005 (2010). – 714с. – (Высшее образование), Глава 1.2, П. 1.2.2., подпункт 1.2.2.3. Внутренняя среда организационной системы.

Менеджмент: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. И. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 490с., Глава 3, п. 3.2. Внешняя и внутренняя среда (в части внутренней среды)

Менеджмент: учебник /под общей ред. И. Н. Шапкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 690с. – (Основы наук), Глава 1, п. 1.5. Внутренняя среда организации

 

Слайд 10. – Внутренние переменные организации, выделенные на основе рассмотренных выше подходов:

- ресурсы (объективные – финансовая, информационная, технико-технологическая, организационная системы, в том числе структура организации; субъективные – способности персонала, стиль управления);

- процессы (объективные – стратегии, задачи, технологии; субъективные – властные отношения, коммуникации);

- результаты (объективные – миссия, цели; субъективны е – социальные ценности, культура организации, её имидж).

Слайд 11. - Цель и возможные подходы к анализу внутренней среды

Цель анализа внутренней среды – выявить изменения, которые произошли внутри организации в результате её предыдущего развития. Результат анализа – выявление перечня сильных и слабых сторон организации.

Возможно два подхода к анализу внутренних факторов роста организации:

- по функциям;

- по результату.

 

Слайд 12. – Внешняя среда организации: составляющие и общая характеристика

Внешняя среда задает (определяет) ограничения функционирования организации. В составе внешней среды выделяют:

- элементы среды прямого непосредственного воздействия – поставщики, потребители, конкуренты, собственники, инвесторы, инфраструктура, законы, государственные органы;

- элементы среды косвенного воздействия – состояние экономики, научно-технический прогресс, политические факторы, географические факторы, социально-культурные факторы, факторы международного окружения.

 

Общая характеристика внешней среды:

- взаимосвязанность факторов;

- сложность;

- подвижность (изменчивость);

- неопределенность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слайд 2. - Организационные элементы и характеристики и их влияние на процесс управления | Тема 3. Концепция менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.