Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 1. - Понятие мотивации

В самом общем виде м отивация человека к деятельности – совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или неосознанно совершать некоторые поступки. Более детализированное определение мотивации: м отивация -это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Ряд авторов (в их числе - Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий) рассматривают мотивацию в 2-х аспектах:

1. как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определённой цели или вознаграждения;

2. как определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учётом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.

 

Слайд 2. - Основные понятия, связанные с мотивацией:

- потребности – это осознанное отсутствии чего-либо, вызывающее побуждение к действию;

- вознаграждение – это всё, что человек считает ценным для себя. Подразделяются на внутренние и внешние;

- мотив – это то, что вызывает определённые действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов;

- стимулы – выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определённых мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённых действий.

 

 

Слайд 3. – Роль мотивации в управлении

В теме 2 отмечалось, что организация это социотехническая система, и человеческий фактор играет в ней огромное значение. Чтобы реализовать намеченные планы, недостаточно создания хорошей структуры и налаживания чётких связей между подразделениями, нужно заинтересовать работников в достижении поставленных целей. Готовность и желание человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

 

Слайд 4. - Упрощённая модель мотивации поведения через потребности

 

 

Слайд 5. – Содержание и типы мотивирования

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём пробуждения в нём определённых мотивов. О. С. Виханский и А. И. Наумов выделяют два основных типа мотивирования:

1-й тип мотивирования состоит в том, что путём внешних воздействий на человека вызываются к действию определённые мотивы, которые побуждают человека осуществлять определённые действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату.

2-й тип мотивирования – своей основной задачей имеет формирование определённой мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.

Слайд 6. – Мотивирование и стимулирование

Понятие мотивирование шире понятия стимулирования.

Стимулирование – одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников.

Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Слайд 7. – На что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация?

Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека:

- усилие (какие усилия готов затрачивать человек, выполняя свою работу в организации);

- старание (выполняя свою роль в организации, человек может по-разному стараться);

- настойчивость ( в продолжении и развитии начатого дела);

- добросовестность (при исполнении работы – насколько ответственно выполняется работа);

- направленность (к чему стремится человек, осуществляя направленные действия).

Учитывая сказанное выше мотивацию можно определить как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей.

Сказанное выше позволяет уточнить понятие «мотивация». Мотивация – совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей.


Слайд 8. – Составляющие мотивационного процесса

Рассматривая мотивацию как процесс, Виханский О. С. и Наумов А. И., выделяют шесть стадий мотивационного процесса:

 

Шестая стадия – устранение потребностей

Примечание: содержание каждого этапа подробно рассмотрено в главе 4., п. 1.2. Мотивационный процесс, в учебнике: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник /О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006 (2008). – 670с.: ил.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация как функция менеджмента | Слад 9. - Теории мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.