Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и особенности федеративного устройства России

Государственное устройство России после 1991 г. осуществ­ляется в направлении к федерации. Постепенно складывается модель федеративного государства, отвечающая современным социально-экономическим и политическим требованиям и историческому опыту. Основой формирования федеративных от­ношений служат Федеративный договор, Конституция РФ, законотворческий процесс. Федеративный договор подписан 31 марта 1992 г. сначала полномочными представителями республик, затем краев, областей, автономий (не подписали Чечня и Татария) и ознаменовал начало перехода к федеративному устройству России. Федерацию образовали административно-территориальные и национально-территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, которые стали субъектами РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.

Конституция РФ закрепила такие принципы федеративного государства, как единство правового поля (верховенство Кон­ституции РФ и федеральных законов, соответствие конститу­ций республик и уставов других субъектов РФ Конституции РФ); незыблемость территориальной целостности государства, недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ; единство основ государственного строя; общность экономического пространства (системы финансов, налогов; равноправие субъектов РФ в отношениях с федеральным центром и между собой.

Особенностью российского федерализма является сочетание федеральных, территориальных и национальных начал. Россия как крупнейшее многонациональное государство проводит национальную политику, направленную на создание равноправных отношений между народами. Федеративным договором от 31 марта 1991 г. зафиксировано разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами властей.

В каждом предмете ведения содержатся полномочия и законодательного регулирования, и государственного управления. Предметы ведения, установленные Федеративным договором, перенесены в Конституцию РФ.

В ведении Российской Федерации находятся вопросы общегосударственного значения, среди них: Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство; Защита прав и свобод человека; Организация федеральных органов власти; Финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика; Федеральный бюджет и др.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

В совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся следующие вопросы: Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; Режим пограничных зон; Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; Общие вопросы образования, науки, культуры; Борьба с катастрофами, эпидемиями, ликвидация их последствий; Кадры судебных и правоохранительных органов; Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления; Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ действует федеральный закон. В случае противоречия по предметам ведения субъектов РФ действует нормативный пра­вовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами организации государственной власти, установленными федеральным законом, учреждают систему представительных и исполнительных органов.

Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное управление в странах с федеративным типом государственного устройства | История государственного управления в Росси в 19 веке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.