КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ объема, ассортимента и структуры продукции
Анализ результатов деятельности начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. 1. Различие в темпах объема производства и объема продаж может происходить за счет изменения остатков непроданной продукции в отчетном году по сравнению с прошлым. Выручка зависит от объема товарной продукции (Nm), изменения остатков продукции на складах (Nскл0, Nскл1), отгруженной продукции, по которой временно не произошел факт перехода права собственности (Nотг0, Nотг1). Эта зависимость выражается формулой товарного баланса: N = Nm + ((Nскл1 - Nскл0) + (Nотг1 – Nотг0)) N = Nm + ∆ Nост. (аддитивная модель). Выполнение плановых показателей по реализации выпущенной продукции является необходимым условием устойчивого финансового положения организации. Оценка выполнения планов выпуска и продаж продукции за отчетный период производится путем расчета и сопоставления объемов производств товарной продукции по плану и факту отдельно по каждому виду продукции и в целом по предприятию. В условиях рыночных отношений для предприятия очень важно соблюдение договорных обязательств, как с точки зрения финансовой выгоды, так и для поддержания репутации. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки от продаж, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкурентоспособности предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что приведет к спаду производства. Процент договорных обязательств (поставок): Nпл – плановый объем продаж по договорным обязательствам Nн – объем недопоставки продукции В процессе анализа изучают также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Просроченная задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое положение, поэтому применяют все возможные меры для ее взыскания. 2. На результаты финансово-хозяйственной деятельности существенное влияние оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и продажи продукции. Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества выпуска по каждому виду. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Номенклатура – перечень наименований продукции с указанием их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП). Анализ выполнения плана по ассортименту основан на сравнении фактических и плановых показателей выпуска продукции по основным видам продукции. Продукция, выпущенная сверх плана или не предусмотренная планом, в расчёт выполнения плана по ассортименту не принимается. План по ассортименту считается выполненным, если выполнено задание по всем видам продукции (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ ассортимента продукции
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции отражает коэффициент ассортимента (Кас) (выполнение плана ассортимента по среднему %): N m расч – объем продукции, принятой в расчет, т.е. фактический выпуск продукции каждого вида продукции, но не более базисного (планового иди прошлого года); N m 0 – базисный объем производства и продажи продукции. или 99,8% Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться и по способу наименьшего процента. В данном случае процент выполнения плана составляет 99,7%. В любом случае план по ассортименту не может быть выполнении более чем на 100%. Причины не выполнения плана по ассортименту: а) внешние: конъюнктура рынка; изменение спроса; состояние материально технических средств; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей. б) внутренние: плохое техническое состояние оборудования; простои; аварии; низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. 3. При анализе особое внимание обращают на изменение структуры объема продаж. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается. Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии используют коэффициент структурной активности (Кстр.акт), который рассчитывается следующим образом: где: ∆ Удi2 – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период; п – число номенклатурных групп (видов) продукции. Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции. Структура производства оказывает влияние на такие экономические показатели, как: - объем выпуска в стоимостной оценке; - материалоемкость; - себестоимость товарной продукции; - прибыль; - рентабельность. Расчет влияния структуры производства на уровень результирующих показателей можно произвести методом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции: ВП = ∑(VВПобщ х Удi х Цi) – факторная модель ВПусл1 = ∑(VВПобщ1 х Удi0 х Цi0) ВПусл2 = ∑(VВПобщ1 х Удi1 х Цi0) ∆ ВП стр. = ВПусл1 - ВПусл2, где: ВП – стоимость валового выпуска продукции; VВПобщ - общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении; Удi – удельный вес i -го вида продукции в общем объеме производства; Цi – цена i -го вида продукции.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |