Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ


Весь жизненный цикл товара сопровождается его позициони­рованием, т.е. определением места товара среди имеющихся на рынке конкурирующих аналогов с учетом восприятия конкури­рующих товаров потребителем. При выведении нового товара на рынок мы говорим о позиционировании новинки, но принятый в данном случае способ позиционирования далеко не всегда со­провождает весь период жизни товара. Изучение потребитель­ского поведения и восприятия дает возможность говорить о наи­более характерных реакциях на новое предложение компании. Например, оно может восприниматься как заменитель имеюще­гося и известного покупателю аналогичного продукта, как до­полнение к известным товарам, как превосходящий или более приемлемый по качеству или цене, как престижный товар. Для разработки эффективного позиционирования важно анализиро­вать поведенческие особенности покупателей и, в частности, изучать процессы принятия ими решений о покупке. Для пози­ционирования важно знать не только мотивы покупок, но и сте­пень участия и роль в совершении покупки членов семьи (на по­требительских рынках), сотрудников организации (на производ­ственных рынках). Возникновение заинтересованности в покупке (а вызвать ее и должно позиционирование товара) зависит от трёх основных факторов: личности, объекта и ситуации. С точки зрения специалистов по покупательскому поведению, «заинтере­сованность — это уровень ощущения человеком важности и/или интереса, вызванного стимулами (или стимулом) в рамках спе­цифической ситуации». Чем более удачно позиционирование но­винки, тем сильнее оно соотносится с личностным отношением к продукту, тем более явно будет ощущаться заинтересованность целевого покупателя в совершении покупки.

Фактор личности обычно приобретает силу среди составляю­щих заинтересованность в новинке, когда позиционирование по­буждает целевого покупателя думать, что предлагаемый товар (услуга) возвышают его в собственных глазах (посещение спек­такля, поставленного режиссером мировой известности). Если позиционирование таково, что у потенциального покупателя воз­никает опасение риска от приобретения данного продукта (услуги), то заинтересованность в покупке не исчезнет, но она в конечном итоге сведется к поискам менее рискованного анало­гичного предложения.



Третий фактор — ситуация — определяет так называемую си­туационную заинтересованность, которая существует до момента совершения покупки. В таком случае жизненный цикл продукт развивается по кривой моды. Разрабатывая позиционирование, нельзя не учитывать ситуационную заинтересованность, хотя она носит явно временный характер. Это актуально, например, для подарочного варианта товара, для потребительских товаров, при­обретаемых для личного пользования, либо для особого случая и т.п. Заинтересованность в покупке может быть высокой и низ­кой, что также полезно учитывать, выбирая аргументы позицио­нирования. Так, при высокой заинтересованности отмечается большее внимание потребителя к рекламе, а именно реклама до­водит до покупателя аргументы позиционирования. Высокая за­интересованность побуждает покупателя тщательно взвешивать разницу между предлагаемыми вариантами аналогов, а это требу­ет от позиционирования привлекательного представления явных отличительных особенностей каждого товара.

Мы рассмотрели лишь одну сторону поведения потребителей — заинтересованность в покупке, которую полезно учитывать, раз­рабатывая позиционирование. При эффективном позициониро­вании процес принятия решения о покупке (осознание потреб­ности, поиск, оценка предложений, совершение покупки, оценка товара пользователем) влечет за собой повторные покупки, соз­даёт приверженность к марке и восприятие товара как идеаль­ного. Решать проблему позиционирования новинки необходимо начинать еще на стадии идеи о новом продукте и обязательно изучать восприятие потенциальными потребителями аналогичных предложений конкурентов, чтобы найти аргументы, подчерки­вающие уникальность новинки. Аргументами позиционирования могут быть: качественное превосходство вариантов продукта (мыло «Камей»), особые потребности покупателей (диетические продукты), область использования товара (для отдыха зимой), сопоставление с аналогами (стиральные порошки, зубные пасты), определенные сегменты пользователей (детские товары, красите­ли для волос), имидж фирмы-изготовителя (бытовая техника).

В целевом маркетинге позиционирование зависит от характе­ристик и особенностей сегмента покупателей, оно может изме­нятся при выведении товара на новый рыночный сегмент, а так­же под влиянием изменений, происходящих в макро- и микро­среде маркетинга, в рыночной ситуации, в зависимости от фазы жизненного цикла товара, изменяющихся целей и задач компании.

Отмечая важную роль позиционирования в маркетинге и в то­варной политике, в частности, Питер РДиксон подчеркивает, что эффективное позиционирование способно сделать предпри­нимателя миллионером, а среднего менеджера — руководителем высшего звена.

Разрабатывая позиционирование, придерживаются определен­ной последовательности действий:

·сегментация рынка по таким критериям, как искомые выгоды, демографические и поведенческие особенности потенциаль­ного покупателя, область использования товара;

·изучение динамики емкости сегментов для ее прогнозирова­ния;

·изучение позиции товара по отношению к конкурирующим аналогам и составление карты позиционирования конкури­рующих и собственного товара;

·разработка концепции позиционирования собственного това­ра, на основании которой решают вопрос о дифференциации, качественных параметрах, добавленном качестве;

·оценка экономической эффективности способа позициониро­вания.

Работа над позиционированием сопряжена с аналитическими исследованиями предпочтений, заменителей продукта, рейтинга отличительных преимуществ товаров, сопоставительным и кла­стерным анализом, оценкой безубыточности и т.д. Однако, как и в маркетинге вообще, в позиционировании большую роль играет интуиция исследователя. Поэтому, карта конкурентных позиций, составленная по интуитивным представлениям, может показать, на какие целевые сегменты выгоднее направлять усилия. Интуи­ция подкрепляется изучением потребительских рейтингов торго­вых марок (с учетом их качественных параметров), опросами по­купателей об их представлениях о сходстве и различии марок то­варов и т.п. Конкурентные карты дают возможность определить идеальный для потребителя товар и использовать эту информацию в товарной политике и в стратегии позиционирования.



Стратегия позиционирования может быть наступательной и оборонительной.

Наступательная (атакующая) стратегия сопряжена с управле­нием товарным ассортиментом. При расширении ассортимента увеличивается доля рынка (отбирается часть рынка у конкурен­тов), затрудняется для конкурентов выведение их товаров, усили­ваются конкурентные позиции. Но расширение ассортимента усиливает конкуренцию собственных вариантов товара, сопрово­ждается увеличением издержек на производство и маркетинг. В ряде случаев компания использует в управлении ассортиментом тактику перепозиционирования или акцентирования внимания на новой характеристике товара.

Оборонительное позиционирование может базироваться на стратегии «Крепость на острове». Суть его заключается в том, что

варианты товара (или марки), позиционируемые как дорогие и высококачественные, защищаются от ценовой конкуренции бо­лее дешевыми вариантами, предназначенными для покупателей, спрос которых эластичен по ценам.

Эффективность позиционирования в конечном итоге протес­тирует сам рынок, но для выведения новинки на рынок требуется обоснованная, надлежащая маркетинговая поддержка, важной составляющей которой является продвижение товара на рынок (коммуникационная политика).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА | Паблик рилейшнз (РR)

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.