Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Процесс принятия решения

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Понятия, классификация и требования к управленческому решению.

2. Процесс разработки управленческого решения

3. Модели и методы принятия решения

4. Качество и эффективность управленческого решения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос 1. Понятия, классификация и требования к управленческому решению

Решение – 1. Логико-мыслительная деятельность управленческого персонала

2. Эмоционально-психологический акт

3. Управленческая технологическая процедура

Решение – акт воздействия субъекта на объект, устанавливающий программу действий на определение и реализацию конкретных действий.

 

Классификация решений:

1. по масштабам охвата: глобальные, локальные

2. по содержанию: стратегические, тактические, оперативные

3. по времени осуществления: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные

4. в зависимости от круга проблем: комплексные, частные

5. по методам обоснования: формализованные, неформализованные

6. по процессам принятия: стандартные, бинарные, многовариантные, инновационные, в условиях неопределенности и риска

7. по стадиям производственного цикла: ………….

8. по сфере действия: технические, экономические

9. по цели: коммерческие, некоммерческие

10. по источникам возникновения: ситуационные, программные, инициативные

11. по организации разработки: индивидуальные, коллегиальные

12. по направлению воздействия: внутренние, внешние

13. по способу фиксации: письменные, устные, электронные

14. по числу критериев: одно и многокритериальные.

15. *Рациональность и различные рациональные процедуры

*Интуиция (озарения) Интуитивные решения основываются на собственном ощущении того, что это правильно.

*Суждения. Решения, основанные на суждениях. Опыт прошлого.

16. По характеру личности, темпераменту: уравновешенные решения, импульсивные, инертные (контрольные функции преобладают над генерированием идей), рисковые.

 

Требования к решению:

+ научная обоснованность

+ целенаправленность

+ качественная и количественная определенность

+ правомерность (не только с точки зрения объективных, но и юридических (субъективных) законов)

+ оптимальность

+ своевременность

+ комплексность

+ системность

+ сочетание системности и ситуационности

+ гибкость (должна претерпевать изменения)

+ полнота оформления

+ экономичность

+ эффективность

 

3 крупных блока:

1) Собственно подготовка к решению (признание необходимости решения),

2) Выработка решения и его принятие

3) Выполнение решения и контроль за его реализацией.

 

1 блок.

А) Признание проблемы.

Б) формулирование проблемы.

В) Определение критериев успешного решения проблемы.

Вступает в силу, если действия по прежнему решению уже завершились либо отклонились от намеченного курса либо вошли в противоречие с изменениями внешней среды. Быстрота зависит от системы управления, качества менеджмента, опытности конкретных менеджеров.

Проблемы делятся на 3 категории проблема, как: возможность, кризис, рутинная проблема. Рутинные (повторяющиеся проблемы) – структурированные, ясные, понятные. Они повторяются, и мы знаем, как их решать. Программируемое решение.

Кризис и возможность – неструктурированные проблемы и сложно с ходу решить их. Непрограммируемые решения.

Низший менеджмент – рутинные проблемы. Программируемые решения.

Высший уровень – творческие проблемы. Непрограммируемые решения.

 

В основе ранжирования:

* Последствия проблем

* Воздействие на организацию

* Срочность проблем

* Степень использования способностей и времени менеджера

* Мотивированность и наличие способностей у сотрудников

* Жизненный цикл самой проблемы (на какой стадии находится проблема) и может ли она решиться сама собой или в ходе решения другой проблемы

 

Проблемы со следующими характеристиками:

- Получает давление извне в пользу ее решения

- Поддерживается необходимыми ресурсами для ее решения

- Решение проблемы открывает возможности, от которых трудно отказаться

 

Критерии успешного решения:

А) «мы должны это сделать». Должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива по принятию решения.

Б) «мы хотим это сделать». Рассматриваются те цели, которые желательны, но по отношению к которым, необязательно должны рассматриваться какие-либо альтернативы.

 

2 блок. Формулирование альтернатив. Принятие решений.

Состоит из:

А) разработки

Б) оценки альтернатив

В) выбор альтернатив

 

А) Методы творческого поиска: экспертные методы, мозговой атаки, выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений.

 

6 шагов:

1. мотивация на поиск

2. предоставление большего количества инфо

3. свободное обсуждение и допущение любых идей, даже самых сумасбродных.

4. создание условий для интуитивной творческой работы

5. опробование идей с другими людьми

6. сравнение альтернатив друг с другом

 

Б) Оценка альтернативы

Определение отрицательных и положительных сторон альтернатив. Здесь сущ. количественные и качественные методы измерения.

Методы: платежная матрица, дерево целей или решений

Дерево решений:

+ инвентаризация всех альтернатив

+ ранжирование в хронологическом порядке

+ решение о предпочтительности в зависимости от капиталоемкости

+ вероятность того, что событие произойдет

 

В) Выбор альтернативы.

Методы:

* учитывать прошлого опыта

* эксперимент

* проведение исследований и анализа (системный подход, исследование операций, теория игр, теория очередей, управление запасами, математическое программирование, функционально-стоимостной анализ)

 

3 блок.

А) Выполнение.

Б) Анализ

В) Контроль за выполнением.

 

Должна быть:

Координация усилий и менеджеров, и работников

Составление плана мероприятий

Распределения прав и ответственностей

Сеть для обмена информацией

Отрегулированные отношения между подчиненными

Нужно предусмотреть возможности сопротивления персонала, конфликты, изменения стиля в управлении.

Этап встраивания в решение механизм получения информации о реализации решения. Здесь крайне важна информация из первых рук.

Интуиция, предчувствие, воображение и проницательность.

 

Важно сделать постановку задач исполнителя (независимо от уровня, наличия ресурсов и т.п.):

1. Зачем делать? (идея, цель)

2. Что делать (количественные и качественные характеристики объекта)

3. Затраты, ресурсы

4. Как делать? (технология)

5. Кто должен делать? (исполнители)

6. Когда делать? (сроки)

7. Для кого делать (потребители?)

8. Где делать это? (место)

9. Что это даст? (эффект экономический, социальный, экологический, организационный, технико-технологический)

 

Затем мы должны оформить решение. «Формула» решения. Четкая его фиксация. Документальное оформление (бумажные носители, электронные носители). Фиксация может быть в виде: приказа, указа, распоряжения, постановления, предписания и т.д. Формы реализации управленческих решений: деловая беседа, принуждение, обучение, совещание, заседание, предписание или отчет.

Необходима организация выполнения решения, его разъяснение и пропаганда, мобилизация коллектива или группы, координация решения, оперативное управление, регулирование. Здесь большую роль играет мотивация.

НО всегда будет сопротивление. Мы должны предвидеть эти сопротивления, нейтрализовать их и не допустить конфликта. При внедрении мы должны применить весь наш опыт и профессиональные, деловые и личностные качества. На всех процессах разработки решений сущ. факторы, которые будут влиять на процесс подготовки, реализации решения.

1) личностные (субъективные) факторы. Во многом влияют на все этапы.

* Психические процессы (познавательные (когнитивные), волевые, эмоциональные, мотивационные)

* Психические состояния (бодрость, усталость, утомление, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждения, скука, стресс, тревога).

* Психические свойства, которые свойственны индивидам, индивидуальностям и личностям.

2) ситуационные (объективные) факторы

Они должны проявляться в динамике.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Вопрос 3. Эффективность коммуникаций | Вопрос 3. Модели и методы принятия решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.